Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

17.05.2005

ПУСТАЯ УЛИЦА ОПАСНА ДЛЯ ВЛАСТИ

В прошедшее воскресенье в столице на Ленинском проспекте, где специально по этому случаю было перекрыто движение, прошла 50-тысячная акция "Наша победа", организованная движением "Наши". Молодые люди, одетые в одинаковую форму, прошли стройными рядами по проспекту. Какие цели преследовала власть, при несомненной поддержке которой проводилось шествие "Наших"? Справедливы ли упреки либеральной части российского общества в том, что проведенная акция похожа на акцию устрашения, хотя бы только потому, что неизбежно вызывает ассоциации с комсомольскими демонстрациями, а то и с фашистскими маршами? Мнения Сергея Маркова, Дениса Драгунского и Алексея Зудина.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

Эта акция схожа с советскими только тем, что она проправительственная. Но на советские акции ходили по принуждению, а здесь - по убеждениям. То, что за участие в этой акции платили деньги, неправда. За возможностью участвовать в реальной интересной жизни - вот зачем люди туда приходят. Это нормальная мотивация для участников любых политических акций.

Для чего власть это делает? Цветные революции, без сомнения, испугали часть правящего класса, и стало понятно, что такая же революция готовится определенными силами и в России и что для этого есть предпосылки. И власть сделала попытки такой ход событий предотвратить.

Движение "Наши", главный лозунг которого "суверенитет России", создано для предотвращения этих процессов. В России много общего с Украиной, но есть существенное различие, это популярность президента и идея суверенитета и особого пути страны. В Украине идея суверенитета непопулярна, страна разделена на сторонников идеи единения с Россией и сторонников единения с Западом.

Только прежде в России у людей, разделяющих эти идеи, не было политической организации. Потому что "Единая Россия" - это не политическая организация, а, скорее, бюрократическая структура. А движение "Наши" - политическая сила, сформированная для тех, кто в первую очередь желает суверенитета своей страны, и только во вторую очередь - поддерживают Владимира Путина как выразителя идеи суверенитета на нынешний момент.

И власть таким образом продемонстрировала тем, кто мечтает о революции, что их мечта пока неосуществима. И если только возникнет опасность давления на власть с помощью массовых "оранжевых" акций, власть готова будет собрать еще больше, чем 50 тысяч, для того, чтобы продемонстрировать, - большинство против революций.

Сейчас часть либеральных политиков озабочена тем, что "Наши" могут выродиться в нечто вроде черносотенцев. У многих есть страх, что эта сила будет использована какой-то частью правящей бюрократии против другой части. То есть страхи многосторонни. Однако пока трудно сказать, насколько эти страхи обоснованы. Создан мощный политический инструмент, но как он будет использоваться? Этот важнейший вопрос остается пока без ответа.

Денис Драгунский, научный руководитель РНИ "Общественный договор":

Мне кажется, что это бессмыслица. Бывает, что власть делает жестокости, когда не уверена в себе, бывает, что она делает глупости по той же причине. А это - просто деградация. Ничего кроме неудобства прохожим и автомобилистам эта акция не принесла.

Кого-то хотели устрашить? Какого-то воображаемого врага? Каких-то "ненаших"? При этом непонятно, чего эти враги хотят и что "Наши" от них защищают. Я думаю, что и Якеменко со своими толпами студентов тоже не ответит на этот вопрос.

Поэтому в голову приходят мысли о том, что эта акция - просто освоение бюджета. На работу с молодежью выделены деньги - их нужно было потратить. Потому что в страшном сне не привидится, что этот студент придет на участок голосовать. Потому что если бы хотели создать серьезную пропутинскую молодежную организацию, то нужно другое, а именно - заниматься делом: изучать историю, основы демократии и общественного устройства, помогать старушкам, убирать дворы в конце концов.

А это - ничего. Просто распилка бюджета. Я думаю, что кто-то в карман положил немало денег. Это ведь как строительство, фундамент уже не разрыть и не посмотреть, насколько жиже бетон. Кому-то был заказ на майки, кому-то заказали автобусы…

Лозунги у них абсолютно же бредовые, они на уровне таких лозунгов, как "мы гордимся тем, что над нами Большая медведица!" или "не дадим отнять у нас Луну!". При этом форма, в которой акция была проведена, фашистская. В каком-то смысле это даже опаснее фашизма. Потому что у фашиста есть убеждения, а значит с ним можно спорить, убеждать, наказать, в конце концов. Фашисты знали, чего они хотят. Они произносили речи, писали книги, снимали фильмы. Голова у них все-таки варила. И именно поэтому с ними было возможно взаимодействовать. Воевать, например. А это - полный бред, бесформенный и бессмысленный.

Это марш пустоты. Крик ради того, чтобы кричать, марш - чтобы маршировать. Это опасно не в том смысле, что представляет опасность для жизни и здоровья россиян. А в том, что это опустошает мозг нации. Потому что для того, чтобы кричать "не дадим переписать историю", нужно знать эту историю и знать, как она пишется. А еще неплохо бы помнить о том, что история не одна, их, как минимум, две: у нас это были "история СССР" и "всеобщая" - то есть то, что теперь называют "двойными стандартами".

Но ведь нельзя же не давать чехам или полякам писать историю так, как они хотят. Или тогда нужно говорить честно: "заставим всю Европу учиться по нашим книжкам". В таком лозунге при всем его империализме есть логика. Понятно, что нужно делать под этим лозунгом и к чему стремиться - завоевать обратно эти страны и сажать там своих "учителей истории".

"Наши" - это уже по ту сторону фашизма.

Алексей Зудин, руководитель политологического департамента Центра политических технологий:

Я думаю, что у этой акции есть конкретная причина - "оранжевые" революции. Если политика выходит на улицу, если в нескольких случаях уличная политика уже победила организованную политику, то не нужно удивляться тому, что власти ищут возможные контрмеры.

Появление движения "Наши" достаточно закономерно, оно возникло после того, как на волне протестов против монетизации льгот началось проникновение в Россию неких революционных молодежных инициатив с оглядкой на украинские и грузинские образцы. Возможно, предполагалось, что оппозиция сможет захватить улицы, но, как мы с вами знаем, этого не произошло.

Главная задача, возложенная на движение "Наши" - занять улицу. Пустая улица опасна для власти. В условиях популярности "оранжевых" революций власть отвечает симметрично. Она создала свой аналог массовой политики.

Это прямая и симметричная реакция власти на технологии оранжевых революций.

На Украине оппозиция победила потому, что административной машине противопоставила политическую машину, которая базировалась на уличной политике, организованных массовых действиях, потому что власть полностью инвестировалась в административный ресурс.

Российская власть показывает в лице "Наших", что она этой ошибки допускать не будет, не будет все политические инвестиции направлять в административный ресурс, что этим симметричным шагом она способна составить конкуренцию - как минимум, а как максимум - вытеснить оппозицию с улиц. Российская власть не будет вести себя так, как вела себя украинская. И это тоже мессидж, который посылает 50-тысячная демонстрация "Наших", прошедшая в Москве.

В чем сила массовых акций - "посмотрите, какое у народа мнение, и как много этого народа". Кремль стремится избежать такого сценария развития событий. Но в российских условиях создание контрдвижения по масштабу превзошло первичное движение. Можно ожидать, что будут создаваться (и уже создаются) неравные условия для акций оппозиции и акций, которые проходят при поддержке государства. Но политическая борьба вообще несправедлива. А революционные технологии, более того, вообще незаконны. Поэтому если бросаете камни, не удивляйтесь тому, что в вас в ответ тоже полетят камни. Скажем прямо - люди, которые готовят революцию, не должны особенно рассчитывать на защиту закона.

Что касается самого движения "Наши", его характера и даже названия, то, учитывая, что все оранжевые революции на постсоветском пространстве в разной степени использовали антироссийскую риторику и они совпали по времени с активизацией антироссийских настроений в ближнем зарубежье и на Западе, совершенно естественно ожидать, что российское общество ответит на это консолидацией вокруг действующей власти. А эта власть (не надо об этом забывать) своего авторитета для значительной части общества не утратила. Также естественно, что эта консолидация происходит на основе патриотических ценностей. То есть речь идет не о либерализме и консерватизме и не о "правых" или "левых", а "за Россию" или "против России".

У оранжевых революций по мере их движения от одной страны к другой обнаруживается общий вектор - демократическая составляющая отходит на задний план. Но есть и нечто другое общее - клановый характер, стремление новых групп утвердиться у власти за счет антироссийских лозунгов и призывов двигаться на Запад. Главное в этих революциях не демократия, а геополитика. И чем дальше, тем больше это становится явным. Потому что "прыжок в демократию" для этих стран невозможен, они пока обречены на смешанное государственное устройство. И реальная составляющая произошедших в этих странах перемен - выбор, на кого ориентироваться, на Россию или на Запад.

Ответы власти на квазиреволюционный вызов оппозиции адекватны. Впрочем, одно дело отвечать адекватно, а другое - провоцировать раздражение части общества, пусть и находящейся в меньшинстве. Хотя то, что прошедшая акция вызвала раздражения, тоже естественно. Успех конкурентов всегда вызывает раздражение. А акция была успешной.

Если мы живем и принимаем только институционализированную политику, то это одна модель. Если же мы приветствуем выход политической активности за пределы формальной институциональности, то это уже совсем другое. Тогда пугаться нужно не того, что "движение "Наши" похоже на комсомол", а самого факта выхода политики на улицы. Я бы на месте демократов опасался бы своих симпатий к национал-большевикам.

"Наши" вышли на улицу, потому что НБП получило симпатии части демократической оппозиции год назад.

Не могу сказать, что мне нравится деятельность "Наших", но и не хочу лицемерно удивляться тому, что она ведется.

А то что, любая акция, проведенная при помощи властей, будет напоминать комсомол той части россиян, которые его помнят, то… ну что ж, ничего не поделаешь - будет напоминать.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net