Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.05.2015 | Анатолий Медведев

Запрет ради запрета

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая решительно отстаивает свой законопроект о введении уголовной ответственности за пропаганду наркотиков. Законопроект, принятый в первом чтении 25 марта, предусматривает дополнение закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» за счет расширения понятия пропаганды наркотиков и ужесточения санкций за это деяние (не только административные штрафы, как сейчас, но и уголовное наказание до двух лет лишения свободы).

Однако правительство подвергло критике определение «пропаганды наркотиков», зафиксированное в первоначальной версии законопроекта. Это определение, в частности, включало «распространение их изображений и (или) названий, сведений о способах и методах разработки, изготовления, культивирования или использования, местах приобретения, распространение информации об использовании в медицинских целях, производство и распространение книжной или аудиовизуальной продукции, продукции СМИ, содержащей вышеуказанные сведения».

Действительно, судя по такому определению, Ирина Яровая вознамерилась на территории России изъять из истории человеческой культуры такое испокон веков известное, противоречивое и, бесспорно, опасное явление, как наркотики и наркомания. Вот если о нем не говорить, не читать, не видеть соответствующие сцены в фильмах, то как бы его и нет. И по какой-то волшебной логике масштабы этого явления в реальной российской жизни уменьшатся. При этом от предлагаемого закона, пожалуй, меньше всего пострадали бы дельцы наркобизнеса, имеющие разветвленные сети поставок, распространения и информирования.

Зато подобная редакция закона еще больше осложнила бы работу врачей, социальных работников, благотворительных фондов и волонтеров, занимающихся помощью наркозависимым и больным с сильным болевым синдромом. Врачи, опасаясь проблем с ФСКН, и сейчас-то избегают выписывать эффективные анальгетики с наркотическими веществами, а при угрозе получить два года заключения их опасения кратно увеличатся. Так что волна самоубийств раковых больных, не выдерживающих постоянной мучительной боли, похоже, никогда не кончится. Кроме того, принятие нового закона создало бы большие проблемы книгоиздателям и кинопрокатчикам – ведь тема наркозависимости, употребления наркотиков нашла широкое отражение в мировой литературе и киноискусстве.

В начале июня в Госдуме должно состояться второе чтение законопроекта Яровой. Между двумя чтениями заметную активность в критике законопроекта проявил фонд помощи онкобольным детям «Подари жизнь». Громкое имя главы фонда – актрисы Чулпан Хаматовой, видимо, сыграло свою роль: при том, что санкции, предусмотренные законопроектом, остались прежними, определение пропаганды наркотических средств было скорректировано. Теперь уголовным наказанием карается пропаганда или реклама «незаконного потребления или оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых психоактивных веществ, растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")». Дополнительно указано, что пропаганда представляет собой «распространение информации, направленной на формировании в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ».

Но и в связи с этими формулировками возникают вопросы. Сама Яровая заявила журналистам, что запрет будет распространяться только на интернет. Однако под информационно-телекоммуникационные сети подпадает и телевидение. Во-вторых, «формирование позитивного отношения к немедицинскому потреблению» наркотиков может трактоваться крайне субъективно.

Ирина Яровая также подчеркнула, что на нуждающихся в анальгетиках пациентах новый закон не отразится, поскольку из него прямо исключена «реклама разрешенных к применению наркосодержащих лекарств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных изданиях». Однако эксперты с ней не согласны. На сайте фонда «Подари жизнь» они задают резонные вопросы. Во-первых, почему из сферы действия закона исключается только реклама? Получается, что за распространение информации об использовании наркотических средств в медицинских целях предполагается уголовная ответственность. Во-вторых, почему из закона исключены лишь наркосодержащие лекарства, разрешенные к применению? Ведь есть лекарства, которые пока применяются только за рубежом. И может случиться так, что информирование о рекомендациях ВОЗ будет расценено как незаконная пропаганда.

Казалось бы, мелочи. Однако, если учесть, что в наркотическом обезболивании нуждаются 80% больных, умирающих от рака, и половина тех, кто умирает от СПИДа – примерно 300 тысяч человек каждый год, – то называть явно непродуманные статьи нового законопроекта просто мелочами язык не повернется. Конечно, массовая наркомания – тяжелая болезнь российского общества, и с ней необходимо вести активную и целеустремленную борьбу, но борьбу продуманную. По словам директора фонда «Подари жизнь» Екатерины Чистяковой, закон должен четко отделить пропаганду наркотических средств от информирования пациентов и врачей о лечении боли, для которой наркотические средства также применяются. Пока же складывается впечатление, что для Ирины Яровой главное – ввести в действие очередной запрет. А там – хоть трава не расти.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net