Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

31.05.2005

ДЕЛО ЮКОСА: ТОЧКА ИЛИ ЗАПЯТАЯ?

Сегодня в Мещанском суде Москвы огласили самый громкий приговор за все время пребывания Владимира Путина у власти. Самым, пожалуй, знаменитым в мире заключенным Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву дали по 9 лет колонии общего режима. Насколько неожиданным оказался столь суровый приговор? Какие последствия для страны он повлечет? Мнения Вячеслава Никонова, Дениса Драгунского, Виктора Милитарева, Ирины Хакамады, Алексея Зудина, Геннадия Гудкова, Людмилы Алексеевой.

Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":

Я ожидал семи лет, а не девяти, поэтому договор мне кажется достаточно жестким. Но при этом он, конечно, соответствует тем статьям уголовного кодекса, по которым было предъявлено обвинение.

Все последствия для страны, которые могли быть, уже произошли. Поэтому оглашение приговора не повлечет никаких кардинальных изменений. Все экономические риски уже были заложены заранее. На политической ситуации приговор никак не скажется.

Приговоры смягчают в тех случаях, когда либо есть очевидное раскаянье, либо открываются новые обстоятельства, либо имеет место тесное сотрудничество со следствием. Так как ни одно из этих обстоятельств не имело места, то и смягчения ожидать не приходится.

Денис Драгунский, политолог, научный руководитель РНИ "Общественный договор":

Я надеялся, что дадут меньший срок или условный, то есть будет, скорее, "показательная порка". Что не будет тупой бескомпромиссности. Я думал, что власть все же будет более гибкой.

Полагаю, что приговор еще может измениться. Это дело еще будет передаваться из суда в суд, вплоть до Верховного суда. Так что у власти есть возможность отыграть назад свое решение. Например, городской суд может отправить дело на доследование, изменив меру пресечения на подписку о невыезде. Возможность для изменения приговора есть, главное - чтобы все не уперлось в тупое желание "дать строгача по полной".

Такое развитие событий возможно, если ЮКОС сдаст свои позиции. Сейчас он еще трепыхается, пытается отсудить "Юганскнефтегаз" А если скажет "заберите наши капиталы, только отдайте нам Ходорковского", то все еще может измениться.

Конечно, это вызовет реакцию в обществе. Только реакция будет отсроченной. Приговор разрушит наше общество лет на 20 вперед.

Раньше мы думали, что мы могли с полным правом говорить нашим родителям: "Эх вы, как же вы могли допускать такое" - про сталинские времена. А теперь и наши дети смогут нас упрекнуть тем, что произошло в 2005 году.

Конечно, никто не будет кричать "свободу Ходорковскому" на многотысячных митингах и никакие олигархи не закроют в знак протеста свои заводы. Но эпоха цинизма и неверия продлится на еще одно поколение. Что, конечно, не будет способствовать развитию национальных идей, увеличению валового продукта и борьбе за увеличение удоев - то есть не будет способствовать нормальной жизни и честному труду общества… А вообще, у меня есть подозрение, что на ближайшие 15 лет российской национальной идеей станет идея индивидуального членства (каждого отдельного российского гражданина) в Евросоюзе...

Международные последствия будут не столько тяжелые, сколько неприятные.

Подводя итог: выгоды власть почти не получила (кроме материальной выгоды нескольких заинтересованных в растаскивании активов ЮКОСа лиц), а издержек она получит гораздо больше.

Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:

Я вместе со всем народом радуюсь справедливому приговору, который получили руководители ЮКОСа. Но, в чем я согласен с защитниками Ходорковского, так это в том, что мы действительно имеем дело с избирательным правосудием. Почему наша прокуратура не предпринимает никаких действий по отношению к другим олигархам? Если президент рассчитывает на симпатию и доверие избирателей, которые возлагали на него надежды, как на своего защитника, то ему не нужно останавливаться на одном Ходорковском и нужно наказать всех остальных, кто нажился на нечестной приватизации, и обязательно нужно наказать Чубайса за то, что произошло недавно в Москве.

Преступления всем известны, и откуда взялась категория лиц, которые говорят: "Руки прочь от Ходорковского", я не понимаю. Ведь эти люди, делая свои дела и многомиллионные капиталы, залезали к нам в карман.

Другое дело, как теперь государство распорядится тем, что оно себе вернуло. Если вернут народу, то это одно, если заберут себе, совсем другое. Пока "Юганскнефтегаз" только-только национализирован, вот и посмотрим, окажется ли Путин лучше Ходорковского.

Это только либералы считают, что уже все ясно. Народ пока сомневается.

Ирина Хакамада, сопредседатель "Комитета 2008":

Я ожидала, что срок будет меньший - лет пять, а с учетом предварительной отсидки - года три. Но не ожидала, что будет проведена такая устрашающая операция. Все очень агрессивно. И, конечно, несправедливо, потому что тем, что делал Ходорковский, занимались все предприниматели, в том числе приближенные к Кремлю.

Кроме того, такая суровость может объясняться и тем, что Ходорковский ничего не признал и не подписал.

Внутри России приговор смягчен не будет. А международный суд в Страсбурге это дело рассматривать не станет, потому что там рассматриваются только нарушения в ходе следствия. Ходорковского могут выпустить или в результате смены власти, и тогда он выйдет на свободу политиком, или если напишет прошение о помиловании на имя президента, но этого он делать не будет. Ну, или досрочное освобождение за примерное поведение.

Все последствия для страны уже случились. Судебная система уничтожена. Отток капитала постоянно увеличивается. Приговор только окончательно поставил точку: никакого доверия между бизнесом и властью нет. Хозяин - власть.

А народ только стравят друг с другом. Одни будут радостно потирать руки, не понимая, что это и их тоже коснется, а другие - станут паковать чемоданы. Или бороться. Я вот, например, собираюсь бороться.

Алексей Зудин, руководитель политологического департамента Центра политических технологий:

С моей точки зрения, сегодняшнее событие позитивно повлияет на все процессы в стране. Поскольку "дело ЮКОСа" отравляло инвестиционный, политический и психологический климат в стране, начиная с лета 2003 года, то это тот самый случай, когда хорошо, что оно закончилось. Дальше вступит в действие жестокая правда жизни - начнут забывать. И влияние этого дела на политику, инвестиционный климат и прочее может начать уменьшаться. Конечно, сторонники Ходорковского будут стараться сохранить интерес к этому делу с большим или меньшим успехом.

Срок меня не удивил, поскольку я понимал, что приговор будет обвинительным, и понимал, что маленьким срок тоже не будет. Я ожидал примерно такого, поскольку ради этого все и начиналось.

В смягчение приговора в настоящее время я не верю. Мне это представляется маловероятным. В 2008 году, после того как пройдут президентские выборы, то по одним или по прямо противоположным причинам дело может быть пересмотрено или его фигуранты могут быть отпущены на свободу досрочно. Если уверенно победит преемник Путина и операция по управляемой ротации власти пройдет успешно, то возможно досрочное освобождение. Просто потому, что у этого дела очень сильный политический подтекст. Главная причина в том, что ЮКОС стал превращаться в силу, соразмерную государству и в фактор препятствия утверждению той политической модели, которая выстраивается сейчас на наших глазах. Если это утверждение произойдет, то опасность, которую усматривает власть в нынешнем главном заключенном, исчезнет и держать его в тюрьме станет меньше резонов. Если операция "преемник" потерпит поражение и произойдет свободная ротация власти, то приговор может быть пересмотрен.

Конфликт двух субъектов модернизации - государства и крупного бизнеса - это событие очень драматическое и вне зависимости от его исхода наносит самой модернизации большой ущерб. Но конфликт этот объективный и закономерный.

Это довольно печально, но это так.

Геннадий Гудков, лидер Народной партии:

Я ожидал более мягкого приговора - до пяти лет.

Мне кажется, что смягчение может зависеть только от позиции, которую займут судьи более высоких инстанций. И, конечно, от обстановки в обществе - как оно будет реагировать на вынесение такого жесткого приговора.

Для меня главное в этом процессе - это экономика России. Я вижу, что есть много негативных последствий: инвестиционный процесс и отток капитала из России. Я думаю, что власть должна сделать все, чтобы добиться нормальных отношений с бизнесом и все для того, чтобы добиться возвращения капитала в страну. Иначе нам никакого стабилизационного фонда не хватит.

Многие предприниматели уже ощутили признаки обескровливания экономики. Ведь капитал - это финансовая кровь экономики.

Вот о чем должно думать сейчас руководство страны, и сделать, повторяю, всё для того, чтобы экономика не впала в стагнацию - это гораздо важнее, чем любые судебные решения.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской Группы:

Я ожидала, что приговор будет именно такой - 8-9 лет. Я не думаю, что его смягчат в каких-то инстанциях, поскольку мы знаем, что выносился он не в суде. Поэтому суд его и не может смягчить.

У меня есть только интуитивное чувство, что столько они не будут сидеть. Что со временем это каким-то образом изменится. Потому что договор этот несправедливый и очень вредный не только для экономики, но и для отношения к нашей стране за рубежом.

Но главное его вредное последствие в том, каким теперь будет отношение наших граждан к правосудию. И дело не в том, что до этого не выносилось несправедливых приговоров. Просто именно к этому делу было приковано очень большое внимание, многие следили за его развитием, значит, оно стало знаковым для очень-очень многих. И поэтому он плох и для атмосферы в стране. Если люди не доверяют суду, то они чувствует себя некомфортно, незащищенными, ими владеет страх и неуверенность в завтрашнем дне. Это очень горько.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net