Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.07.2015 | Марина Войтенко

Греция между «просроченным платежом» и суверенным дефолтом

30 июня Греция не провела платеж по погашению долга МВФ в размере $1,55 млрд. После провала переговоров с «тройкой» кредиторов (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ) и назначения на 5 июля референдума – соглашаться или нет на их предложения – неожиданностью это не стало. Тем не менее, сопутствующие финансовые события, в первую очередь объявленные банковские каникулы (по мнению наблюдателей, они могут затянуться до конца месяца) и ограничения по операциям с наличными[1] немедленно добавили волатильности рынкам.

29 июня торговые площадки просели на 2,1-4,2%, потери управляющих активами и их клиентов на производных (от биржевых индексов) инструментах составили $70 млрд. Затем конъюнктура стала быстро теплеть, и к концу недели показатели торгов вернулись к плюсовым значениям. Участники рынков, традиционно отреагировав на негативный новостной повод, сделали вывод, что «цепной реакции распада» Еврозоны не будет и европейская валюта устоит.

Согласно опросам Bloomberg, 81% респондентов уверены, что никакого Greekexit не состоится. И только 25% полагают, что греческие проблемы могут оказать существенное влияние на европейскую экономику в целом[2] (доля страны в ВВП ЕС насчитывает 2%). Другие риски, например, грозящий взорваться пузырь на финансовых рынках Китая (за последние две недели индекс Shanghai Composite упал на 25%) и возможное (уже в сентябре) повышение базовой ставки ФРС США заботят инвесторов много больше.

Тем не менее, проблема рефинансирования внешнего долга Греции, лежащая в основе текущего острого кризиса, остается нерешенной. Из общего объема в €312,7 млрд. на долю Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) и правительств стран Еврозоны приходится €184 млрд., ЕЦБ – €25 млрд., МВФ – €21 млрд. Остальное – у частных инвесторов (в том числе €15 млрд. у греческих банков) и, видимо, госбанков ряда азиатских стран. Камень преткновения – краткосрочная (до года) задолженность в €39,9 млрд. (среднесрочная, то есть до пяти лет, составляет €34,1 млрд., долгосрочная – от пяти лет и выше – €238,7 млрд. – 76,3% общедолгового объема).

Подавляющая часть короткого долга – перед частными кредиторами. Ее надо выплачивать прежде всего, но, чтобы это сделать, необходима реструктуризация прочих долгов.

Более €17 млрд. страна с начала года уже погасила, оставшиеся €20 млрд. (требования 2015 года) как раз и были предметом переговоров с «тройкой», продолжавшихся пять с половиной месяцев.

Кредиторы предложили продлить еще на пять месяцев вторую программу помощи (как это было сделано в феврале-2015) и предоставить Греции €15,5 млрд.: €8,7 млрд. от ЕФФС, €3,3 млрд. через ЕЦБ в рамках Securities Market Program, еще €3,5 млрд. от МВФ. В числе условий были указаны: сокращение бюджетных расходов, повышение налогов (на прибыль с 26% до 28%, с одновременной реформой НДС – установлением ставки в 23% для ресторанного бизнеса при скидках до 6% и 13% для отдельных товаров и услуг)[3], увеличение пенсионного возраста с 64-х до 67 лет, ограничение досрочного выхода на пенсию, проведение мер по борьбе с коррупцией и уклонением от налогов. Предполагалось также умерить финансируемые государством льготы (в частности для фермеров) и увеличить налоговую нагрузку на судовладельцев. Ни о каком снижении пенсий и зарплат речь не шла.

Меры, прямо скажем, не слишком мягкие. Но, ведь и в проведении необходимых структурных реформ, например, рынка труда или транспортных услуг греки – признанные аутсайдеры Европы. Год назад глава МВФ Кристин Лагард как анекдот рассказывала, что. оказывается, «передвижение» овощей с юга на север страны (в качестве «наглядного пособия» в пример приводились помидоры) выходит дороже, чем их завоз из Франции. Причина – завышенные трудовые издержки. С тех пор, увы, мало что изменилось под сенью олив.

Размен нового рефинансирования на продолжение реформ (что, кстати, было условием двух предыдущих программ финансовой помощи, когда Греция получила €240 млрд.), однако, не сложился. Правительство Алексиса Ципраса со своей левосоциалистической программой оказалось неспособным к выполнению обязательств[4], взятых предшественниками. К тому же экономика вновь погрузилась в рецессию, безработица поднялась к 27%, банки же за полугодие потеряли €44-50 млрд. (их вывели из страны вкладчики и прочие клиенты). При накопленном объеме необслуживаемых (просроченных) кредитов в €80 млрд. (35% совокупного портфеля). Одновременно 30 июня закончилось действие второй программы финансовой помощи. Новая же ее редакция как раз и была предметом сорванных переговоров.

Чего ждать дальше?

МВФ квалифицирует ситуацию как «допущенную просрочку платежа». За 70 лет истории Фонда с развитой страной такое случается впервые. Но шоком не стало. Согласно регламентам, у директора-распорядителя есть возможность взять 30-суточный тайм-аут, прежде чем признать дефолт состоявшимся. Понятно, что стороны рассчитывают за это время как-то договориться. Референдум греческие власти тоже задумали, прежде всего, для давления на кредиторов, а не ради немедленного выхода из Еврозоны (против чего, по опросам, до 70% населения).

Главная реперная точка, однако, - это 10 июля, когда частным держателям грекобондов необходимо выплатить €2 млрд. Если этого не произойдет, тогда рейтинговые агентства обязаны будут объявить дефолт, может быть, на первых порах даже «выборочный». Следующая веха – 20 июля. Платить €3.5 млрд. надо будет уже и ЕЦБ. Если опять «нет», то круг замкнется. МВФ в конце месяца констатирует полноценный страновой дефолт. И страна по итогам работы миссии Фонда, которая начнется сразу после референдума, будет объявлена банкротом со всеми последствиями: отключением от мировых финансовых рынков, предъявлением долгов к досрочному погашению, международными арбитражными и прочими судами и т.п. Внешние же финансовые потоки окажутся под жестким контролем кредиторов.

Между тем, как сообщает Bloomberg, 1 июля ЕЦБ решил сохранить предельный объем финансирования греческих банков по программе экстренного предоставления ликвидности (Emergency Liquidity Assistance, ELA) на уровне €87,8 млрд. (этот лимит был установлен в июне вместо действовавшего с февраля – €60 млрд.)[5]. Не намерен Европейский центробанк и ужесточать требования к залоговым активам банков, чтобы не лишать их последнего источника снабжения ликвидностью. Понятно. что после 5 июля решения могут быть скорректированы. В какую именно сторону, будет зависеть от итогов голосования и последующих действий греческого правительства.

По сообщениям СМИ, премьер Алексис Ципрас вроде бы высказал готовность согласиться с кроедиторами, но с «мелкими замечаниями». В чем их суть – остается за кадром. Вечером 1 июля глава греческого минфина Янис Варуфакис заявил: министры финансов Еврозоны одобрили новые предложения по реформам, но запросили больше деталей по финансово-бюджетным результатам. Председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум ответил: «Мы приняли их к сведению, но не видим основания для дальнейших переговоров на данный момент. Подождем итогов референдума». Между тем, в поддержку продолжения поиска компромиссов выступили США и Китай.

Участники рынков, уже заложившие дефолт Греции в торговые стратегии, также в большинстве своем уверены: на деле сценарий только один – договариваться. Как, когда, кому и с кем (если, к примеру, правительство Греции по итогам 5 июля не получит убедительной поддержки[6]) и с какими уступками друг другу? Сверхнервный июль должен дать ответ на эти вопросы. В еврогреческом кризисе show must go on.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] В банкоматах нельзя снять больше €60 в день. Вместе с тем, банки по-прежнему могут осуществлять пенсионные платежи, а также по предоплаченным картам (выдача новых карт запрещена), операции между счетами клиентов по кредитным и дебетовым картам, а также через он-лайн кабинет. Имеют банки право и проводить все платежи, приказ по которым был отдан до 28 июня. Разрешены зарубежные переводы на греческие счета, оплата образовательных услуг за рубежом, импорта первой необходимости (в этих двух случаях необходимо решение кабинета казначейства). Вместе с тем, за просроченные из-за «каникул» платежи не будут взиматься штрафы. Право продлевать или сокращать каникулярное время для банков, а также изменять параметры ограничений и лимиты, предоставлено министру финансов.

[2] По иронии истории, именно в июне сводный индекс менеджеров по закупкам (PMI) еврозоны вырос до 52,5 пункта – максимального уровня с апреля 2014 года (в мае-2015 значение индекса составило 52,2 пункта).

[3] Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер 29 июня в письме к премьер-министру Греции снял небесспорный «тезис о 23%». Взамен было предложено повысить ставку лишь до 13%.

[4] Бездефолтный прогноз спада-2015 греческого ВВП – 1,5%. В случае дефолта и выхода из Еврозоны, считают аналитики S&P, этот главный экономический показатель за четыре года рухнет на 20%.

[5] Предоставление стандартных кредитов по ставке 0,05% ЕЦБ прекратил еще в феврале в связи с неисполнением Грецией обязательств по программе финансовой помощи. В рамках же ELA стоимость заимствований – 1,55% годовых.

[6] По данным компании Greek Public Opinion, 47% жителей готовы принять ультиматум Евросоюза; 43% на референдуме скорее всего скажут «нет»; еще 10% пока не определились. Социологи опросили тысячу человек, погрешность составляет чуть больше 3%. Ранее было опубликовано исследование греческих газет, которые опросили 1200 человек, погрешность тоже около 3%. По данным журналистов, 46% греков на референдуме откажутся от антикризисного плана ЕС. 37% готовы пойти на условия Евросоюза, 17% пока не решили.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net