Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

20.07.2015 | Светлана Самойлова

Трибунал на пути диалога

Малайзия 14 июля внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала по расследованию авиакатастрофы Boeing 777 (рейс MH-17), потерпевшего в июле 2014 года крушение в Донбассе. Провести трибунал по крушению Boeing призывают Малайзия, Украина, Австралия, Нидерланды и Бельгия. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что идея создания трибунала играет на руку США, а Владимир Путин назвал идею «преждевременной». За создание трибунала выступила и Великобритания.

С инициативой о создании при ООН международного трибунала по катастрофе Boeing 777 выступили Нидерланды. Их инициативу поддержали власти Малайзии. В конце июня источники в Нидерландах рассказали агентству Reuters, что юридические и политические сложности с делом по MH-17 побудили Амстердам сосредоточиться на создании международного суда по этому делу при поддержке Совета Безопасности ООН. «Трибунал ООН является лучшим вариантом. Мы ожидаем, что он лучше всего позволит наладить сотрудничество всех заинтересованных сторон», — сказал высокопоставленный чиновник голландского правительства. В Нидерландах полагают, что рассмотрение дела именно в международном трибунале, а не в национальном суде с большей вероятностью обеспечит успех в будущем процессе.

МИД России назвал «неадекватным механизмом» международный трибунал по крушению малайзийского Boeing в Донбассе. В МИДе подчеркнули, что сама постановка вопроса об учреждении международного трибунала по катастрофе MH-17 преждевременна и контрпродуктивна. «Обращен призыв вернуться в правовое поле резолюции 2166 [резолюции СБ ООН о необходимости всестороннего, независимого и тщательного международного расследования авиакатастрофы], которая остается единственной приемлемой основой для сотрудничества международного сообщества в деле установления причин гибели малайзийского лайнера», — говорится в сообщении МИДа. В ведомстве отметили, что до настоящего времени не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в актах против гражданской авиации. «Никто не предлагал создавать трибунал ни в 1988 году, после того как был сбит иранский пассажирский самолет над Персидским заливом, ни в 2001 году после поражения российского гражданского самолета авиакомпании «Сибирь».

Уполномоченный МИД по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в эфире «России 24» заявил, что западные страны пытаются «протащить под сурдинку» резолюцию по трибуналу. «Во-первых, есть резолюция СБ ООН 2166, которая постулирует необходимость эффективного, справедливого расследования этого инцидента и привлечения к ответственности всех виновных», — объяснил Долгов. У Москвы нет основания полагать, что расследование авиакатастрофы близко к завершению. Он выразил мнение, что идея о резолюции была «вброшена» достаточно быстро, чтобы «принять ее за считанные дни». Он также обратил внимание, что документ не был согласован с Россией.

Если Россия заветирует резолюцию, то Совет Безопасности не сможет создать трибунал. Теоретически возможно обращение к Генеральной ассамблее ООН, но она может принять необязывающую резолюцию по этому вопросу (как это было в случае с Крымом). Впрочем, принятая в 1950 году резолюция «Единство в пользу мира» дает право Генассамблее принимать решения в области международного мира и безопасности, если Совет Безопасности не может действовать из-за вето. Однако прецедентов создания международного трибунала в обход Совета Безопасности не существует – и вряд ли Генассамблея сможет пойти на такой шаг, который подрывал бы сложившуюся систему принятия обязывающих решений в ООН (это может нанести удар как по России, так и в дальнейшем по другим странам, которые могут оказаться в ООН в меньшинстве).

Boeing 777 Malaysia Airlines разбился 17 июля 2014 года рядом с поселком Грабово в Донецкой области. В результате погибли 298 человек, в основном граждане Нидерландов. Самолет выполнял рейс Амстердам — Куала-Лумпур. В России власти так или иначе поддерживали две версии. Первая – самолет был сбит украинским штурмовиком. Вторая – самолет был сбит ракетой земля-воздух из ЗРК «БУК», но с территории, подконтрольной Киеву. Нидерланды проводят свое расследования, его окончательный текст должен быть опубликован в октябре 2015 года. Как стало известно CNN, в нем ответственность возлагается на пророссийских ополченцев, а также частично – на «Малазийские авиалинии», которые должны были предусмотреть риски полетов над территорией, охваченной войной.

МИД Китая выступил за расследование крушения малазийского Boeing в Донбассе на основе прошлогодней резолюции 2166 Совета безопасности ООН, то есть силами Нидерландов и Малайзии. 16 июля Владимир Путин обсудил с премьером Нидерландов Марком Рютте ход расследования крушения малайзийского Boeing на Украине. Переговоры состоялись по инициативе нидерландской стороны. Путин «подробно разъяснил» своему коллеге позицию России «относительно преждевременности и контрпродуктивности инициативы» о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение лайнера, сообщили в Кремле. При этом Путин обратил внимание на недопустимость «вбросов» в СМИ разного рода версий, носящих откровенно политизированный характер», — говорится в сообщении.

Тем временем, Верховная рада Украины призвала ООН и мировое сообщество поддержать создание международного трибунала по крушению малайзийского Boeing под Донецком. Накануне министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Киев обратился к Совбезу ООН с предложением утвердить проект создания трибунала для наказания виновных и отметил, что Украина будет «продвигать на министерском уровне» проекты резолюции и устава трибунала». Петр Порошенко заявил, что противники международного трибунала по сбитому Boeing фактически берут ответственность за произошедшее на себя.

Идея трибунала по делу о крушении Boeing-777 – очень неприятная, но вряд ли действительно опасная инициатива для России. Без решения СБ ООН, где Россия всегда воспользуется своим правом вето, сделать этого не получится. Однако обсуждение инициативы создает международное давление на Россию, которая, в понимании Нидерландов и Малайзии, как минимум, отказывается в полной мере сотрудничать по расследованию, а как максимум – скрывает главных подозреваемых и информацию о них. Инициатива ставит Россию в позицию оправдывающегося, применение права вето вызовет новые обвинения в ее адрес. Судя по реакции Владимира Путина, идти на обострение и резкие шаги Москва тоже не хочет: ведь сейчас только-только появились некоторые надежды на, как минимум, возобновление диалога с Западом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net