Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

19.07.2005

СКОЛЬКО СТОИТ ПАТРИОТИЗМ?

Российское правительство утвердило государственную программу "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы". Объем финансирования данной программы составит 497,8 миллиона рублей (17 миллионов 480 тысяч долларов), в том числе 378,05 миллиона рублей за счет средств федерального бюджета, а 119,75 миллиона рублей - за счет средств внебюджетных источников. Нужна ли такая программа? Достаточно ли будет на ее исполнение выделенных средств? Какие проекты хотелось бы увидеть реализованными в рамках "патриотической" программы? Мнения Марата Гельмана, Сергея Маркова, Дениса Драгунского.

Марат Гельман, известный галерист и политтехнолог:

Сначала нужно разрабатывать программы, а потом давать под них деньги. 17 миллионов долларов - это, конечно, очень мало. Макдоналдс на пропаганду Макдоналдса тратит за три года на порядки больше, чем Россия на пропаганду России.

Но так как реальных планов нет, поэтому, к сожалению, эти деньги, скорее всего, уйдут на банальные программы вроде телевизионных сериалов, где сценаристы будут вставлять какие-то "патриотические" элементы.

Но это не значит, что я думаю, будто такая государственная программа не нужна. Страна должна заниматься внутренним пиаром, а не пропагандой.

Но тут есть некие сложности. В Советском Союзе была газета "Правда". Если какой-то текст появлялся там - то его читали все. Потом его разбирали на политинформациях. Затем - следующий этап - соображали, как новую директиву можно применить к реальной жизни. То есть был инструмент коммуницирования - если в "Правде" писали "экономика должна быть экономной" то в школах больше не выкидали осколки мела….

Теперь сложно найти адекватный инструмент.

Наше предложение состоит в том, что таким носителем могли бы быть купюры. Деньги - это то, с чем каждый, хочет он того или нет, имеет дело каждый день: держит в руках, берет, отдает, смотрит сколько их осталось. Деньги - визитная карточка государства. Сложно вспомнить сходу, что изображено на сторублевой купюре. Если бы ней был портрет Достоевского или Гагарина - это было бы очень патриотично.

Я считаю, что наш проект - лучший.

Но, боюсь, что различие между пропагандой и патриотизмом опять вряд ли будет замечено. Я думаю, что эти маленькие деньги уйдут совсем не туда.

Сергей Марков, политолог, директор Института политических исследований:

Конечно, могут разворовать и эти деньги. Но, все же, это не причина отказываться от такого проекта. Плохо только то, что это делается поздно и выделяется так мало денег.

Патриотическое воспитание является основной функцией любой страны. Роль патриотизма в деньгах измерить невозможно, но вообще это является супер выгодным проектом для любого государства.

Есть программы, которые совершенно очевидно работают на воспитание патриотических чувств. Например, поддержание в достойном состоянии памятников героям войны. Уважение к людям, которые отдали свою жизнь за родину - и есть воспитание патриотизма.

Часть денег может быть потрачена на создание фильмов, посвященных патриотической тематике. Мы помним, что по заказу советского правительства после войны была создана серия фильмов о российских полководцах. И сейчас государство могло бы проспонсировать создание серии документальных фильмов, например, о великих российских изобретателях.

Нам нужно уходить от военной тематики в патриотизме к тематике гражданского подвига.

Я думаю, что в стране есть сотни предложений на эту тему. Должны быть созданы специальные комиссии, которые бы решали, куда направить эти деньги, на конкурсной основе. Должна быть модель, которая работает во всем мире, что-то вроде американской системы грантов, а не чиновники должны придумывать.

Я, например, вряд ли стал предлагать свой проект на конкурс, но с удовольствием принял бы участие в отборочной комиссии.

Если эти деньги пойдут в поддержку одной политической позиции - это неправильно. Но сама по себе деятельность движения "НАШИ" является показательным в том смысле, насколько востребованы сейчас в обществе идеи патриотизма, в обществе есть потребность в гордости своей страной.

Денис Драгунский, политолог, научный руководитель РНИ "Общественный договор":

Я бы побоялся, что это пойдет на военно-патриотическое воспитание. Патриотизм и воинственность - не одно и то же. Искусный воин не обязательно патриот, он вполне может быть наемник и головорез.

Если бы это было направлено на то, чтобы пропагандировать мирные достижения нашей страны: искусство, балет, живопись, документальное кино и так далее. Можно потратить эти деньги на организацию выставок и концертов.

Во всем мире правительство поддерживает такие проекты. Например, сейчас турки снарядили целый корабль, на котором представлена экспозиция современного турецкого искусства, и пустили его в плаванье по Средиземному морю. За качественное современное искусство всегда платит или богатый спонсор, или, в отсутствие частного спонсора, самый богатый спонсор - государство.

Опасно, что начнут врать, что эта программа опять может быть похожа на что-то вроде "Россия - родина слонов". Этого бы не хотелось.

А в принципе такая государственная программа нужна - во всех странах есть государственные имиджевые программы, направленные как вовнутрь, так и вовне.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net