Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

13.08.2015 | Петр Морозов

Сирийский барьер российско-саудовской перезагрузки

11 августа в Москве состоялась встреча главы МИД России Сергея Лаврова и министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра. В ходе переговоров обсуждались вопросы, связанные с международной безопасностью, борьбой с терроризмом, кризисом в Сирии, а также перспективы двустороннего сотрудничества.

На эту встречу в России возлагались большие надежды. Саудовская Аравия – богатейшая и весьма влиятельная на Ближнем Востоке страна, от позиции которой многое зависит в развитии событий в этом взрывоопасном регионе. После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, в которой саудиты открыто и щедро поддерживали противников Башара Асада, отношения между Москвой и Эр-Риядом были весьма прохладными. Однако после прихода к власти в январе 2015 года нового саудовского короля Сальмана положение заметно изменилось. Как считают российские эксперты, саудовское руководство приняло новую внешнеполитическую концепцию, согласно которой позитивные отношения с США больше не должны развиваться в ущерб связям с Россией. Дополнительным толчком к сближению, видимо, послужило подписание международного соглашения по иранской ядерной программе, которое было воспринято в Эр-Рияде как угроза национальной безопасности и пробудило интерес к приобретению российского оружия. В Москве же явно возросло стремление играть более активную роль в международных усилиях по противодействию террористической группировке «Исламское государство». Во всяком случае, в последние месяцы контакты между представителями Эр-Рияда и Москвы на высоком уровне значительно активизировались. В июне наследный принц и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман посетил Петербургский экономический форум и встретился с президентом Владимиром Путиным. В начале августа в Катаре прошли трехсторонние переговоры между Сергеем Лавровым, Аделем аль-Джубейром и госсекретарем США Джоном Керри.

Однако московская встреча глав внешнеполитических ведомств России и Саудовской Аравии показала, что на пути активизации взаимодействия двух государств по-прежнему имеется серьезное препятствие, состоящее в принципиально различном отношении к фигуре сирийского лидера Башара Асада. Вообще-то Москва уже давно не против того, чтобы Асад поделился властью с так называемой умеренной сирийской оппозицией, и даже принимает у себя ее лидеров. На пресс-конференции по итогам переговоров Сергей Лавров утверждал, что Москва и Эр-Рияд «договорились продолжать практические шаги, которые нацелены на то, чтобы подготовить оптимальные условия для возобновления диалога между правительством и всей сирийской оппозицией».

Аль-Джубейр, однако, заявил, что позиция королевства по отношению к кризису в Сирии не изменилась. «Для нас вопрос с Башаром Асадом решен. У него нет места в будущем Сирии. Единственный вопрос, который нас волнует, заключается в том, как это будет осуществлено: или мирным путем, с помощью переходного совета, или военным». Глава саудовского МИДа подчеркнул, что Асад является частью сирийской проблемы, а не частью ее решения, так как именно он виноват в гибели 300 тысяч сирийцев. По словам Аль-Джубейра, Эр-Рияд считает ответственным за появление в Сирии «Исламского государства» именно Башара Асада.

В свою очередь, глава российского МИДа настаивал, что лишь сохранение Асада в кресле президента удерживает Сирию от немедленного перехода под контроль ИГ. «Мне бы очень не хотелось, чтобы кто-либо из влиятельных стран, так или иначе вовлеченных в события вокруг сирийского кризиса, надеялся на то, что проблема Асада может быть решена военным путем, потому что единственный способ такого военного решения – это захват власти «Исламским государством» и прочими террористами. Не думаю, что кто-то этого хочет», – заявил Лавров.

Аргументы Москвы на этот счет представляются вполне обоснованными. Сейчас правительственные войска в Сирии ведут борьбу против ИГ при активной поддержке Ирана и непосредственном участии в боевых действиях отрядов ливанской шиитской группировки «Хизбалла». Свержение Асада будет означать потерю помощи со стороны Ирана и уход «Хизбаллы». Вооруженные силы умеренной сирийской оппозиции, поддерживаемой Вашингтоном и саудитами, уже показали свою низкую боеспособность. Из противников ИГ остаются курды, защищающие свои территории на севере страны, и радикально-исламистский «Фронт Нусра», связанный с «Аль-Каидой». Падение режима Асада будет означать резкое изменение соотношения военных сил в Сирии и неизбежно усилит позиции ИГ.

Однако эти очевидные соображения не воздействуют на Эр-Рияд. Видимо, главенствующую роль здесь играет конфессиональный фактор. Ведь режим Асада представляет интересы близких к шиизму алавитов, составляющих лишь 12% населения Сирии. Суннитский режим Саудовской Аравии, конкурирующий с шиитским Ираном за влияние на Ближнем Востоке, не хочет с этим смириться.

Отсюда понятно и нежелание Эр-Рияда поддержать инициативу Москвы по созданию широкой международной коалиции для борьбы с ИГ. Правда, на пресс-конференции Лавров туманно говорил о прогрессе: «Мы продолжим обсуждение этой инициативы. Уже есть некоторые наметки о том, как конкретно двигаться к этой цели, и этот разговор будет продолжен». При этом глава российской дипломатии пояснил суть идеи: «Речь только о том, чтобы без всякого формирования армий стран региона, направления их в район боевых действий, уже всех тех, кто воюет с террористами, каким-то образом скоординировать, чтобы они видели главную свою задачу – бороться с угрозой терроризма».

Но это означает, что Москва предлагает объединить военные усилия войск Башара Асада и вооруженных отрядов умеренной оппозиции. Такое предложение неприемлемо как для оппозиции, так и для ее спонсоров из Эр-Рияда. На пресс-конференции аль-Джубейр фактически обошел этот вопрос. Он отметил, что Саудовская Аравия, наряду с другими странами, уже сейчас участвует в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии и в Ираке. «Что касается (создания) международной коалиции или международного фронта борьбы с терроризмом с участием Турции, Саудовской Аравии, Ирака, то этот вопрос не ставился с нашей стороны», – отметил представитель Эр-Рияда.

Эти очевидные противоречия, однако, не означают, что невозможно продвижение в деле развития двустороннего сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией. Еще на Петербургском экономическом форуме было объявлено о готовности Эр-Рияда выделить $10 млрд. для инвестиций в российские проекты (сельское хозяйство, здравоохранение, розничная торговля, транспорт и недвижимость). В Российском фонде прямых инвестиций сообщили, что семь проектов уже утверждены. Также в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике, в рамках которого Россия окажет содействие в осуществлении программы строительства в королевстве 16 ядерных реакторов. А после переговоров с Сергеем Лавровым аль-Джубейр подтвердил заинтересованность Саудовской Аравии в российских оперативно-тактических ракетных комплексах (ОТРК) «Искандер», которые предназначены для поражения воздушных целей, дальнобойной артиллерии и объектов инфраструктуры противника. Но понятно, что реализация столь масштабных совместных проектов, как в инвестиционной сфере, так и в сфере ВТС, может начаться только после одобрения в ходе личных переговоров руководителей двух государств. С этой точки зрения внушает оптимизм подтверждение главами МИД России и Саудовской Аравии, что активно продолжается подготовка визита в Москву короля Сальмана, который может состояться до конца этого года.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net