Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.08.2015 | Алексей Макаркин

Отставка особо приближенного

Владимир Якунин покинул пост главы ОАО РЖД. Его сменил куда менее известный менеджер – Олег Белозеров, до этого бывший первым заместителем министра транспорта России. Уход Якунина прогнозировался с 2013 года, но стал неожиданным по форме – без приличествующих почестей, с выдвижением в Совет Федерации не по президентской квоте, а от Калининградской области. Причем сам Якунин комментировал свой уход крайне скупо и не скрывал своего раздражения случившимся, послав дозвонившегося до него журналиста к черту.

В 2013 году в СМИ уже появилась информация об отставке Якунина и его замене на топ-менеджера РЖД Александра Мишарина. Тогда она была объяснена некими злонамеренными действиями так и не установленных лиц, разославших в информационные агентства фальшивое сообщение. В это время Якунин находился на встрече с Владимиром Путиным, и вскоре подтвердил, что остается на своей должности. Многие тогда не поверили в версию о фальшивке, считая, что эта история была, как минимум, пробным шаром, инициированным федеральной властью. А, как максимум, попытка смещения действительно имела место, но Якунин смог «пробиться» к президенту и после личной беседы получил санкцию на продолжение работы на прежнем месте.

Примечательно, кстати, что окончательная отставка Якунина произошла в то время, когда Путин находился в Крыму – и сам президент сказал, что еще не обсуждал этот вопрос с Якуниным. Официально отставку утвердил Дмитрий Медведев, но не приходится сомневаться в том, что последнее слово сказал Путин (равно как именно он определил кандидатуру преемника Якунина). Выбор момента отставки мог быть не случайным – Якунин не мог повторить свой поступок 2013 года и вновь предотвратить свой уход. Но и в последующем вокруг фигуры Якунина ходило немало слухов, возникла своего рода скандальная аура – от разоблачений Алексея Навального (которые, судя по осведомленности оппозиционного лидера в отношении места расположения «шубохранилища» и домашней часовни, могли носить характер «слива» от конкурентов) до задержки с переназначением Якунина на очередной срок в прошлом году. Тогда источники газеты «Ведомости» заявляли, что директиву о назначении отправляли на согласование в администрацию президента, но ответа долгое время не получали. То есть директиву Путин не согласовывал, но и не давал правительству указаний искать нового руководителя для РЖД.

В интервью «Интерфаксу» в начале июня Якунин сообщил, что может не застать запуск высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань в качестве президента РЖД. По словам Якунина, он не верит, что успеет завершить проект ВСМ, «потому что только проектирование займет два года и строительство еще лет пять». Тогда Якунин отметил, что чувствует себя тесно связанным с компанией, но понимает, что рано или поздно «придет момент», когда ему «придется заниматься чем-то другим». Впрочем, эти же слова могли означать, что он не рассчитывал на столь быстрый уход, хотя и задумывался о своем будущем.

Теперь же впервые представитель путинского «ближнего круга» удаляется со своего поста в столь необычном формате. Даже Виктор Черкесов, потерявший должность главы ФСКН в 2008 году, после войны силовиков, был переведен на казавшийся первоначально почти равноценным пост руководителя Рособоронпоставки. Только в 2010 году он покинул и эту должность (оказавшуюся в реальности маловлиятельной) и оставался не у дел, пока ни получил мандат депутата Госдумы от КПРФ. Сценарием же почетного ухода человека из «ближнего круга» может являться судьба Виктора Зубкова, который в возрасте 70 лет в 2012 году оставил пост первого вице-премьера. Зубков сохранил пост председателя Совета директоров «Газпрома», был назначен на почетную должность спецпредставителя президента по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа (то есть остался в номенклатуре главы государства) и был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Формат же ухода Якунина напомнил спецоперацию – его имя было неожиданно включено в список кандидатов в члены Совета Федерации от исполнительной власти Калининградской области (притом, что этот список уже был ранее обнародован – так что из него срочно пришлось исключать одного из местных политиков). Сам же губернатор Николай Цуканов стремился отправить в верхнюю палату мэра Калининграда Александра Ярошука, своего главного соперника в регионе – появление Якунина в списке, похоже, стало для Цуканова не самым приятным событием. События развивались настолько стремительно и напоминали импровизацию, что первоначально даже возникла коллизия – у Якунина нет ценза оседлости в Калининграде, и он не является государственным служащим. Так что параметры биографии главы РЖД явно не соответствовали требованию нынешнего законодательства о выборах в Совет Федерации. Только позднее было объявлено, что, оказывается, еще в прошлом году Якунин закрытым указом получил ранг чрезвычайного и полномочного посла – и, следовательно, имеет право баллотироваться в Совет Федерации (в официальном списке послов его фамилия не значится).

Характерно, что после ухода Якунина сайт одной из основных программ государственного телевидения – «Вести» - опубликовал материал, содержащий резкую критику в отношении теперь уже бывшего главы РЖД. В нем перечислялись претензии к Якунину, которые ранее высказывали лишь оппозиция и часть экспертного сообщества. Оказывается, сеть железных дорог за последние 10 лет практически не расширялась, а ключевые показатели в последние годы или снижаются, или их рост незначителен. Так, средняя участковая скорость движения грузового поезда в 2010 году составляла 41,2 км/час, в 2014 году – 37,7 км/ч. Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, с 2010 по 2013 годы уменьшилась с 87,2% до 77,5%, и лишь в прошлом году вернулась на прежний уровень (87,1%). Грузооборот рос медленно, а пассажирооборот и вовсе неуклонно снижался. По итогам 2014 года размер убытка составил 99,3 млрд руб., а в 2013 году он превышал 198 млрд руб.

Недостаточная эффективность работы РЖД могла служить одним из оснований для отставки Якунина, но эта же проблема была актуальна и раньше. Возможно, что дело не только в этом, но и в других значимых факторах. Например, в росте самостоятельности Якунина. Когда в минувшем декабре правительство обязало руководителей 62 госкорпораций сделать эту информацию публичной, он заявил, что не собирается никому отчитываться о своих доходах, и даже пригрозил, что уйдет в частный бизнес. А ранее, в августе 2014 года, он утверждал, что «мы уже давно не строим социализм и не проповедуем уравниловку, поэтому в нашем обществе подобная демонстрация ради демонстрации ничего не дает». И только после того, как Путин во время «прямой линии» «настойчиво порекомендовал» главам госкомпаний обнародовать доходы в добровольном порядке, Якунин назвал размер своей зарплаты (4 млн. рублей в месяц).

Самостоятельность Якунина проявлялась и в некоторых внешнеполитических вопросах. Так, в августе почти одновременно произошли два события – арест по обвинению в коррупции главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса и заявление РЖД о двухмесячном ремонте путей на латвийском направлении, что, вероятно, затронет почти весь грузовой поток. В Латвии этот шаг России многие расценили как ответ на арест Магониса, известного своими связями с руководством РЖД, а латвийские СМИ даже утверждали, что арестованный латвийский топ-менеджер якобы женат на племяннице Якунина.

Еще одна особенность Якунина, которая могла повлиять на его судьбу – это масштабные лоббистские способности. «Коммерсант» обратил внимание на то, что Якунин - единственный из глав крупных госмонополий, кто добился индексации тарифа на 10% в этом году, тогда как другие получили лишь 7,5%. ОАО РЖД получило средства ФНБ на развитие БАМа и Транссиба, на закупку локомотивов, тогда как у других компаний успехи гораздо менее масштабны. Вполне возможно, что такая «размашистость» руководителя компании могла подставить его под удар аппаратных конкурентов. Тем более, что количество находящихся в распоряжении государства ресурсов с нарастанием кризиса сокращается, и востребованной становится экономия, означающая максимальное сокращение издержек и отказ от постоянного обращения за поддержкой к государству.

При этом уже имеющийся ресурс РЖД мог стать предметом аппаратной борьбы. Нового руководителя компании Олега Белозерова СМИ связывают с братьями Ротенбергами, которые, по сведениям «Ведомостей», хотели «зайти в железнодорожный бизнес». Цена вопроса велика, особенно в кризис – модернизация БАМа и Транссиба оценивается в 562 млрд руб., строительство высокоскоростной магистрали Москва–Казань – в более чем 1 трлн. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002–2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании — 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП Банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание.

Кроме того, Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Однако РБК удалось пообщаться с неким знакомым нового главы РЖД, участвовавшим в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями. Он подтвердил, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывалось на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра.

Также считается, что Белозеров близок и к помощнику президента по транспорту Игорю Левитину – он работал под его началом во главе Федерального дорожного агентства (ФДС; в 2004-2009 годах), а затем был его заместителем в министерстве транспорта.

В то же время понятно, что Владимир Путин, принимая кадровое решение по РЖД, должен был составить собственное впечатление о кандидате. Показательно, что, будучи заместителем министра транспорта, Белозеров был награжден двумя орденами – это нечастое явление для чиновника такого ранга. Первый орден (Почета) был вручен ему в начале 2010 года – видимо, по итогам его работы в ФДС, где основным проектом, реализованным под его руководством, стало строительство федеральной трассы «Чита-Хабаровск». Через полгода после награждения Белозерова по этой трассе на «Ладе Калине» проехал Путин – и, насколько можно судить, остался доволен дорогой. Второй орден – «За заслуги перед Отечеством» IV степени (очень высокий для его ранга) – был получен летом 2014 года – видимо, за строительство дорог к Олимпиаде, которая была одним из приоритетных путинских проектов. Видимо, и эти факторы были учтены при назначении Белозерова.

Назначение Белозерова некоторые СМИ рассматривают как сигнал смены поколений в путинской элите, и ждут новых подобных назначений. Представляется, что ситуация сложнее. Смена поколений действительно идет – в настоящее время в правительстве немало достаточно молодых министров (поколения Белозерова или моложе). В то же время «верхний эшелон» власти остается стабильным. Сейчас из него выбыл Якунин, но вряд ли Белозеров сможет занять его неформальное место в путинском окружении. Скорее, меняется роль главы железнодорожной корпорации – она становится более технической. Если Якунин был известен не только давними и тесными отношениями с Путиным, но и своими геополитическими и идеологическими амбициями, дружбой с чешским президентом Милошем Земаном и организацией ежегодного прибытия в Россию Благодатного огня, то Белозеров – это осторожный технократичный администратор, которому предстоит решать сложные задачи управления РЖД в условиях кризиса. Пока неясно, мандат на какие преобразования получил Белозеров – будет ли идти речь о либерализации локомотивной тяги или о повышении прозрачности компании, или о возможной оптимизации инвестиционной программы в случае углубления экономического кризиса. При этом в Кремле каждое кадровое решение рассматривается сугубо индивидуально – поэтому вряд ли отставка Якунина станет безусловным прецедентом для других аналогичных структур. Но в условиях сокращения находящихся в распоряжении государства финансовых ресурсов (которое, как ожидается, будет только продолжаться), конфликтность внутри власти будет возрастать, и «неприкасаемых» будет оставаться все меньше.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net