Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.08.2015 | Алексей Макаркин

Отставка особо приближенного

Владимир Якунин покинул пост главы ОАО РЖД. Его сменил куда менее известный менеджер – Олег Белозеров, до этого бывший первым заместителем министра транспорта России. Уход Якунина прогнозировался с 2013 года, но стал неожиданным по форме – без приличествующих почестей, с выдвижением в Совет Федерации не по президентской квоте, а от Калининградской области. Причем сам Якунин комментировал свой уход крайне скупо и не скрывал своего раздражения случившимся, послав дозвонившегося до него журналиста к черту.

В 2013 году в СМИ уже появилась информация об отставке Якунина и его замене на топ-менеджера РЖД Александра Мишарина. Тогда она была объяснена некими злонамеренными действиями так и не установленных лиц, разославших в информационные агентства фальшивое сообщение. В это время Якунин находился на встрече с Владимиром Путиным, и вскоре подтвердил, что остается на своей должности. Многие тогда не поверили в версию о фальшивке, считая, что эта история была, как минимум, пробным шаром, инициированным федеральной властью. А, как максимум, попытка смещения действительно имела место, но Якунин смог «пробиться» к президенту и после личной беседы получил санкцию на продолжение работы на прежнем месте.

Примечательно, кстати, что окончательная отставка Якунина произошла в то время, когда Путин находился в Крыму – и сам президент сказал, что еще не обсуждал этот вопрос с Якуниным. Официально отставку утвердил Дмитрий Медведев, но не приходится сомневаться в том, что последнее слово сказал Путин (равно как именно он определил кандидатуру преемника Якунина). Выбор момента отставки мог быть не случайным – Якунин не мог повторить свой поступок 2013 года и вновь предотвратить свой уход. Но и в последующем вокруг фигуры Якунина ходило немало слухов, возникла своего рода скандальная аура – от разоблачений Алексея Навального (которые, судя по осведомленности оппозиционного лидера в отношении места расположения «шубохранилища» и домашней часовни, могли носить характер «слива» от конкурентов) до задержки с переназначением Якунина на очередной срок в прошлом году. Тогда источники газеты «Ведомости» заявляли, что директиву о назначении отправляли на согласование в администрацию президента, но ответа долгое время не получали. То есть директиву Путин не согласовывал, но и не давал правительству указаний искать нового руководителя для РЖД.

В интервью «Интерфаксу» в начале июня Якунин сообщил, что может не застать запуск высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань в качестве президента РЖД. По словам Якунина, он не верит, что успеет завершить проект ВСМ, «потому что только проектирование займет два года и строительство еще лет пять». Тогда Якунин отметил, что чувствует себя тесно связанным с компанией, но понимает, что рано или поздно «придет момент», когда ему «придется заниматься чем-то другим». Впрочем, эти же слова могли означать, что он не рассчитывал на столь быстрый уход, хотя и задумывался о своем будущем.

Теперь же впервые представитель путинского «ближнего круга» удаляется со своего поста в столь необычном формате. Даже Виктор Черкесов, потерявший должность главы ФСКН в 2008 году, после войны силовиков, был переведен на казавшийся первоначально почти равноценным пост руководителя Рособоронпоставки. Только в 2010 году он покинул и эту должность (оказавшуюся в реальности маловлиятельной) и оставался не у дел, пока ни получил мандат депутата Госдумы от КПРФ. Сценарием же почетного ухода человека из «ближнего круга» может являться судьба Виктора Зубкова, который в возрасте 70 лет в 2012 году оставил пост первого вице-премьера. Зубков сохранил пост председателя Совета директоров «Газпрома», был назначен на почетную должность спецпредставителя президента по взаимодействию с Форумом стран – экспортеров газа (то есть остался в номенклатуре главы государства) и был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Формат же ухода Якунина напомнил спецоперацию – его имя было неожиданно включено в список кандидатов в члены Совета Федерации от исполнительной власти Калининградской области (притом, что этот список уже был ранее обнародован – так что из него срочно пришлось исключать одного из местных политиков). Сам же губернатор Николай Цуканов стремился отправить в верхнюю палату мэра Калининграда Александра Ярошука, своего главного соперника в регионе – появление Якунина в списке, похоже, стало для Цуканова не самым приятным событием. События развивались настолько стремительно и напоминали импровизацию, что первоначально даже возникла коллизия – у Якунина нет ценза оседлости в Калининграде, и он не является государственным служащим. Так что параметры биографии главы РЖД явно не соответствовали требованию нынешнего законодательства о выборах в Совет Федерации. Только позднее было объявлено, что, оказывается, еще в прошлом году Якунин закрытым указом получил ранг чрезвычайного и полномочного посла – и, следовательно, имеет право баллотироваться в Совет Федерации (в официальном списке послов его фамилия не значится).

Характерно, что после ухода Якунина сайт одной из основных программ государственного телевидения – «Вести» - опубликовал материал, содержащий резкую критику в отношении теперь уже бывшего главы РЖД. В нем перечислялись претензии к Якунину, которые ранее высказывали лишь оппозиция и часть экспертного сообщества. Оказывается, сеть железных дорог за последние 10 лет практически не расширялась, а ключевые показатели в последние годы или снижаются, или их рост незначителен. Так, средняя участковая скорость движения грузового поезда в 2010 году составляла 41,2 км/час, в 2014 году – 37,7 км/ч. Доля отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок, с 2010 по 2013 годы уменьшилась с 87,2% до 77,5%, и лишь в прошлом году вернулась на прежний уровень (87,1%). Грузооборот рос медленно, а пассажирооборот и вовсе неуклонно снижался. По итогам 2014 года размер убытка составил 99,3 млрд руб., а в 2013 году он превышал 198 млрд руб.

Недостаточная эффективность работы РЖД могла служить одним из оснований для отставки Якунина, но эта же проблема была актуальна и раньше. Возможно, что дело не только в этом, но и в других значимых факторах. Например, в росте самостоятельности Якунина. Когда в минувшем декабре правительство обязало руководителей 62 госкорпораций сделать эту информацию публичной, он заявил, что не собирается никому отчитываться о своих доходах, и даже пригрозил, что уйдет в частный бизнес. А ранее, в августе 2014 года, он утверждал, что «мы уже давно не строим социализм и не проповедуем уравниловку, поэтому в нашем обществе подобная демонстрация ради демонстрации ничего не дает». И только после того, как Путин во время «прямой линии» «настойчиво порекомендовал» главам госкомпаний обнародовать доходы в добровольном порядке, Якунин назвал размер своей зарплаты (4 млн. рублей в месяц).

Самостоятельность Якунина проявлялась и в некоторых внешнеполитических вопросах. Так, в августе почти одновременно произошли два события – арест по обвинению в коррупции главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса и заявление РЖД о двухмесячном ремонте путей на латвийском направлении, что, вероятно, затронет почти весь грузовой поток. В Латвии этот шаг России многие расценили как ответ на арест Магониса, известного своими связями с руководством РЖД, а латвийские СМИ даже утверждали, что арестованный латвийский топ-менеджер якобы женат на племяннице Якунина.

Еще одна особенность Якунина, которая могла повлиять на его судьбу – это масштабные лоббистские способности. «Коммерсант» обратил внимание на то, что Якунин - единственный из глав крупных госмонополий, кто добился индексации тарифа на 10% в этом году, тогда как другие получили лишь 7,5%. ОАО РЖД получило средства ФНБ на развитие БАМа и Транссиба, на закупку локомотивов, тогда как у других компаний успехи гораздо менее масштабны. Вполне возможно, что такая «размашистость» руководителя компании могла подставить его под удар аппаратных конкурентов. Тем более, что количество находящихся в распоряжении государства ресурсов с нарастанием кризиса сокращается, и востребованной становится экономия, означающая максимальное сокращение издержек и отказ от постоянного обращения за поддержкой к государству.

При этом уже имеющийся ресурс РЖД мог стать предметом аппаратной борьбы. Нового руководителя компании Олега Белозерова СМИ связывают с братьями Ротенбергами, которые, по сведениям «Ведомостей», хотели «зайти в железнодорожный бизнес». Цена вопроса велика, особенно в кризис – модернизация БАМа и Транссиба оценивается в 562 млрд руб., строительство высокоскоростной магистрали Москва–Казань – в более чем 1 трлн. В 2009 году журнал Forbes писал, что предприниматели являются совладельцами компании «Ростоппром», которую Белозеров возглавлял в 2002–2004 годах. По данным издания, братьям с 2007 года принадлежало 25,01% компании — 6,19% в 2004 году купил принадлежащий Ротенбергам СМП Банк, а еще 18,82% в том же 2007 году принадлежали другой их компании — ЗАО «Русская холдинговая компания». Уже через два года оба пакета числились на балансе СМП Банка, писало издание.

Кроме того, Ротенберги участвуют в дорожных концессиях, которые курировал Белозеров. В 2010 году Аркадий Ротенберг стал совладельцем консорциума СЗКК, который строит первые 40 км платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Его же «Мостотрест» позже получил в концессию еще два участка будущей платной трассы общей длиной 126 км. Однако РБК удалось пообщаться с неким знакомым нового главы РЖД, участвовавшим в подготовке дорожных конкурсов, выигранных братьями. Он подтвердил, что у них с Белозеровым «по старой памяти хорошие отношения», но уверен, что это никак не сказывалось на выборе победителей. Решения о передаче тому или иному частному собственнику таких крупных объектов принимаются не на уровне главы Росавтодора или замминистра.

Также считается, что Белозеров близок и к помощнику президента по транспорту Игорю Левитину – он работал под его началом во главе Федерального дорожного агентства (ФДС; в 2004-2009 годах), а затем был его заместителем в министерстве транспорта.

В то же время понятно, что Владимир Путин, принимая кадровое решение по РЖД, должен был составить собственное впечатление о кандидате. Показательно, что, будучи заместителем министра транспорта, Белозеров был награжден двумя орденами – это нечастое явление для чиновника такого ранга. Первый орден (Почета) был вручен ему в начале 2010 года – видимо, по итогам его работы в ФДС, где основным проектом, реализованным под его руководством, стало строительство федеральной трассы «Чита-Хабаровск». Через полгода после награждения Белозерова по этой трассе на «Ладе Калине» проехал Путин – и, насколько можно судить, остался доволен дорогой. Второй орден – «За заслуги перед Отечеством» IV степени (очень высокий для его ранга) – был получен летом 2014 года – видимо, за строительство дорог к Олимпиаде, которая была одним из приоритетных путинских проектов. Видимо, и эти факторы были учтены при назначении Белозерова.

Назначение Белозерова некоторые СМИ рассматривают как сигнал смены поколений в путинской элите, и ждут новых подобных назначений. Представляется, что ситуация сложнее. Смена поколений действительно идет – в настоящее время в правительстве немало достаточно молодых министров (поколения Белозерова или моложе). В то же время «верхний эшелон» власти остается стабильным. Сейчас из него выбыл Якунин, но вряд ли Белозеров сможет занять его неформальное место в путинском окружении. Скорее, меняется роль главы железнодорожной корпорации – она становится более технической. Если Якунин был известен не только давними и тесными отношениями с Путиным, но и своими геополитическими и идеологическими амбициями, дружбой с чешским президентом Милошем Земаном и организацией ежегодного прибытия в Россию Благодатного огня, то Белозеров – это осторожный технократичный администратор, которому предстоит решать сложные задачи управления РЖД в условиях кризиса. Пока неясно, мандат на какие преобразования получил Белозеров – будет ли идти речь о либерализации локомотивной тяги или о повышении прозрачности компании, или о возможной оптимизации инвестиционной программы в случае углубления экономического кризиса. При этом в Кремле каждое кадровое решение рассматривается сугубо индивидуально – поэтому вряд ли отставка Якунина станет безусловным прецедентом для других аналогичных структур. Но в условиях сокращения находящихся в распоряжении государства финансовых ресурсов (которое, как ожидается, будет только продолжаться), конфликтность внутри власти будет возрастать, и «неприкасаемых» будет оставаться все меньше.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net