Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

31.08.2015 | Петр Морозов

Вандализм на марше

И двух недель не прошло, как Дмитрий Цорионов и его соратники по «Божьей воле» с криками об оскорблении религиозных чувств устроили погром на выставке советских скульпторов-авангардистов в московском Манеже, как очень похожая по смыслу история случилась в Санкт-Петербурге. 26 августа с фронтона шестиэтажного исторического здания на Петроградской стороне сбили барельеф с фигурой Мефистофеля. Фигура украшала фасад бывшего доходного дома на Лахтинской улице, построенного архитектором Александром Лишневским в 1910-1911 годах в стиле модерн и являющегося памятником архитектуры. Считается, что барельеф представлял собой скульптурный портрет великого Федора Шаляпина в знаменитой роли Мефистофеля из оперы «Фауст». «Дом с Мефистофелем», как называют его питерцы, значится в путеводителях по городу, сюда часто приводили туристов.

И вот днем 26 августа некие люди в рабочей одежде, заявив о необходимости сбить с дома ветхую штукатурку, попросили жильцов освободить мостовую от машин. Затем с крыши над фронтоном на веревках свесился мужчина и кувалдой отколол знаменитый барельеф, который с грохотом рухнул на тротуар и раскололся на множество частей. После этого подъехала «Газель», в которую собрали куски скульптуры и увезли. Чем этот акт вандализма определенно отличается от произошедшего в Манеже, так это полным отсутствием эмоций – всё было спокойно продумано заранее.

Депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Александр Кобринский и Борис Вишневский сообщили об уничтожении барельефа в полицию и в городской комитет Госинспекции охраны памятников, под охраной которого находилась скульптура. После этого и начавшегося возмущения в соцсетях ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и прокуратура города начали расследование. Было возбуждено уголовное дело по ст. 243 ч. 1 УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия). При этом никакой реакции на скандальное происшествие от городских властей и от представителей «Единой России» в Заксобрании не последовало.

Некоторые местные жители связывают разрушение фигуры Мефистофеля с завершением строительства напротив дома церкви в честь святой Ксении Петербургской и возведением креста над ней. Представители Петербургской епархии РПЦ, естественно, заявили, что «епархия никогда не поддерживала и не поддерживает акты вандализма по отношению к памятникам архитектуры». 27 августа некая организация «Казаки Петербурга» взяла на себя ответственность за случившееся. Денис Горчин, называющий себя бывшим главой «Казаков Петербурга», в письме, разосланном в городские СМИ, заявил: «Дьявола с дома на Петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин – главная из них та, что он стал достопримечательностью, специально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус – напротив церкви висит фигура дьявола, которая не дает установить крест, и всё в таком духе. Нас возмущало то, что эта ужасная легенда, дикая история, фактически стала завлекалкой, приманкой туристов, стала гордостью, получается открытое поклонение сатане». В письме отрицается, что какое-либо отношение к случившемуся имели представители строящейся церкви и по существу содержится угроза совершения новых актов вандализма: «Еще есть несколько подобных грязных легенд и достопримечательностей в городе, которые я призываю других наших сочувствующих – присоединиться и всему этому положить конец».

Организация «Казаки Петербурга» известна и другими скандальными акциями в духе православного мракобесия. Так, в 2013 году ее представители нанесли на стены Малого драматического театра – Театра Европы в Санкт-Петербурге ругательства в адрес худрука театра Льва Додина, а до этого сорвали спектакль «Лолита» Леонида Мозгового, бросили бутылку с ругательствами в адрес «педофилов» в окна музея Набокова. Исполнители акций не были найдены. Впрочем, точно не известно, существует ли вообще организация «Казаки Петербурга». Ни одна из официальных казачьих организаций в городе «Казаков Петербурга» не признает. По данным «Коммерсанта», имена, которые используют «казаки» в своих письмах, вымышлены, а в полиции считают, что под видом организации могут выступать несколько никак не связанных между собой радикальных групп.

Питерская интернет-газета «Фонтанка.ру» сообщила, что 27 августа в полицию добровольно пришел водитель «Газели», увозившей осколки барельефа. Он поведал, что работал по договору с компанией «Стройсад», отвечающей за уборку территории в этом районе. Днем 26 августа его срочно вызвали на работу для уборки улицы. Когда вместе с тремя коллегами он приехал к «Дому с Мефистофелем», то увидел на тротуаре обломки, которые принял за штукатурку. Их собрали в четыре мешка и выбросили в бак через 300-500 метров от дома. Глава «Стройсада» Андрей Григорьев сообщил полиции, что его компанию наняли для уборки улицы у указанного дома. Он вызвал рабочих, не зная, что конкретно нужно убирать. Бизнесмен уверял, что к «демонтажу» Мефистофеля ни он, ни его работники не имеют никакого отношения.

По данным той же «Фонтанки», утром в пятницу сотрудники полиции вместе с водителем «Газели» нашли мусорный бак с мешками обломков, их изъяли и отвезли в УМВД. Кроме того, у правоохранительных органов есть предположение, что заказ на вывоз мусора от дома № 24 по Лахтинской улице 26 августа в компанию «Стройсад» поступил от муниципальных властей, которые сейчас проверяются на причастность к уничтожению барельефа Мефистофеля. Как бы то ни было, прослеживается явная связь между «расправой с Мефистофелем» и идеями православного экстремизма. Не случайно лидер «Божьей воли» Дмитрий Цорионов (Энтео) пафосно отреагировал на случившееся варварство, заявив, что барельеф разбил не человек, а ангел – «по молитвам общины будущего храма» святой Ксении Петербургской. Энтео подчеркнул, что уничтожение демона – «здоровое проявление гражданского общества». Ну ладно Энтео с его болезненной склонностью к скандальности и эпатажу. Но вот видный представитель РПЦ, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Роман Багдасаров заявил «Известиям»: «Понять виновника как верующего человека можно: ему отвратительны образы демона. Мефистофель – то, что олицетворяет зло в этом мире, и человек, решившийся действовать, хотел, судя по всему, зло убить». По его мнению, любые символы несут определенную энергетическую нагрузку, и фигура демона влияла на духовную атмосферу города. Багдасаров добавил, что РПЦ в случае начала судопроизводства по «делу о Мефистофеле» может ходатайствовать в суд о смягчении взыскания с виновных в разрушении барельефа. Церковь попросит учесть благую мотивацию совершивших преступление.

В истории литературы и искусства образы дьявола и демонов привлекали внимание многих художников, пытавшихся осмыслить и изобразить силы зла. Если следовать логике православных фундаменталистов, то все эти образы относятся к сфере религии, а не сфере культуры, они оскорбляют религиозные чувства и потому заслуживают уничтожения. Так что можно найти немало картин, скульптур, книг, которым угрожает опасность. Вандалы, разбившие фигуру Мефистофеля, как и недавно Энтео, могут ссылаться на то, что если закон о защите чувств верующих плохо работает, то оскорбленные православные могут идти в обход закона, прибегать к прямому действию.

Кто и зачем совершил преступление в московском Манеже, стало ясно с самого начала Эксперты уже подсчитали стоимость ущерба от действий шайки Энтео – около 1,2 млн. рублей. Теперь дело за следствием, прокуратурой и судом; когда надо, они умеют работать очень оперативно. Злоумышленники в Питере тоже наследили изрядно, и при желании правоохранителям найти их будет не сложно. И вроде бы оставить безнаказанными столь явные случаи вандализма в отношении принадлежащих государству культурных ценностей невозможно. Безнаказанность поощряет новые преступления в том же роде и роняет престиж государства. Проблема в том, что преступники и в Москве, и в Санкт-Петербурге представляют себя в роли одной из главных духовных скреп, на которые стремится опираться сегодняшнее российское государство. Как власть и ее правоохранители выберутся из этого противоречия – интересный вопрос.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net