Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

31.08.2005

РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В ЦЕННОСТНЫХ МУТАЦИЯХ

Какой будет Россия через 50 лет? За счет каких ресурсов (природных, интеллектуальных) будет жить страна? Может ли создание такого телеканала, как "The Russia today" способствовать повышению авторитета России в мире? Какой должна быть национальная идея? И должна ли она быть вообще? Есть ли хоть один шанс, чтобы вернуть нашей стране статус могучей державы? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.

Игорь Михайлович, если представить Россию как разноцветное одеяло - на ваш взгляд, в каком цвете сегодня страна? Какие настроения в регионах преобладают?

Я бы выделил четыре цвета. Золотой - это Москва, Санкт-Петербург, яркие купеческие краски. Не Европа, а богатая Россия. Есть розовые точки - это центры роста, крупные города, города-миллионники, областные промышленные центры. Черная дыра - это Северный Кавказ, где все проваливается, исчезает. И остальные цвета - это серые, безнадежные. Психологическая безнадежность: живут, как всегда, ничего не меняется. Но часть людей в этих серых зонах все же надеется, что когда-нибудь появятся розовые точки.

Как Вы считаете Россия, какой будет через 50 лет? За счет каких ресурсов (природных, интеллектуальных) будет жить страна?

Прогноз зависит от того, как Россия будет развиваться политически и экономически. Есть три возможности. Сценарий номер один. У Путина появляется преемник, он сохраняет арбитражные функции, общество - полуавторитарно. Очень мрачно. Но идет некое движение вперед в сторону цивилизации, где главным агентом модернизации является государство, в котором очень много коррупции, кланов, где нет социальной мобильности. И все-таки это модернизационный процесс. Сохраняется связь с Западом, сюда приходят крупные инвестиции. Они сохраняют конкурентный характер российского общества, государство усиливает свою позицию, рыночная экономика достаточно сильна. Если при этом Россия останется в мировой открытой экономике, то значит, у нее есть перспективы вырваться через некоторое время в число цивилизованных стран. Другая возможность. Элита запутывается в собственных противоречиях, в ней возникает множество конфликтов. А общество, которое ценностно не прошло мутаций, у которого нет никаких заповедей, не выдерживает циничную и прагматичную элиту, начинаются взрывы и хаотизация общества. И третье. Внезапно побеждают те группы путинской элиты, которые ориентированы на частичную модернизацию, и они начинают проводить протекционистский курс, закрываться от Запада, соответственно, появляется элемент тоталитаризма. Общество разорвется очень быстро. Но мне кажется, что сценарий № 1 наиболее вероятный.

Сегодня заметно пошатнулся международный авторитет России. Как переломить ситуацию? Может ли создание такого телеканала, как "The Russia today" этому способствовать?

Исторически сложилось, что русских воспринимали как вечно возникающее варварское полчище, которое идет на Европу. Архетипичный образ очень тяжело разрушить. Это случилось только после 1989 года, когда рухнул "железный занавес", когда все осознали, что Россия, Советский Союз никому не угрожает. После снятия угроз все почувствовали облегчение, отсюда до сих пор не утихающая на Западе любовь к Горбачеву. Он убрал страх, который был у европейцев перед непонятным Советским Союзом. Через некоторое время этот вечный архетип России, которая опять чем-то угрожает, вернулся в виде русской мафии. Сейчас Россия - это непонятная авторитарная страна, непонятный Путин, непонятная угроза. Бороться с этим архетипом можно только одним способом. В Россию должны прийти транснациональные корпорации, они станут нашими лоббистами в Европе. Что касается нового телеканала, вещающего за рубежом, я считаю, что этот проект для некоторых людей - просто способ заработать деньги. Реальными агентами культурной революции на Западе могут быть только транснациональные корпорации.

Сегодня многие говорят о национальной объединяющей идее России. Какой она должна быть? И должна ли быть вообще?

Национальную идею нельзя навязать сверху, ее нужно выразить снизу. Сейчас ее нет и быть не может, а то, что происходит - это попытка заработать деньги на национальной идее. Реальная идея была "Россия - составная часть Европы" в начале 90-х гг. Сейчас от нее почти ничего не осталось. Зато появилась идея великой державы. Но никаких объективных предпосылок в ее обоснование нет.

А как она может появиться: в результате усилий государственной власти, в тиши кабинетов, или как следствие народных настроений?

Каждый пытается реализовать свои личные планы, поэтому общенациональную идею достаточно тяжело предложить. Общество бездуховно, у него нет системы ценностей, оно находится в социальном вакууме. Такое общество может выжить, только если пройдет определенные мутации. Как выжила Римская империя, после того как появилось христианство. Она сумела сохранить систему ценностей. У нас пока никаких новых идеологических инструментов, идеологической революции даже не ощущается. Если такой идеологической мутации не произойдет, то Россия будет гнилым обществом.

В России живет 3% населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз - любого европейца. По оценкам, приводимым академиком Д. С. Львовым научно-производственный и интеллектуальный потенциал России, отнесенный на душу населения примерно в 2,5 раза превышает аналогичный в США, в 6,5 раз - в Германии, в 18-20 раз - в Японии. Как Вы думаете, в чем причина подобных парадоксов?

Об этом давно говорилось: страна обильна, но порядка в ней нет. Всегда в истории России так было. Надежда на восстановление великой державы, которая могла бы продолжать экспансию, имела бы авторитарную систему правления, а православие было бы основной идеологией, не очень велика. Силенок маловато. Несмотря на то, что нефти много, мы не можем создать армию, сопоставимую с американской. У общества нет мобилизационного проекта. И оно не может его иметь, поскольку оно индивидуалистично. Повторение авторитарной, экспансионистской системы невозможно. Таким образом, пока нас ждет коррупция.

Уж очень безнадежно звучит. А есть ли хоть один шанс, чтобы вернуть стране статус могучей державы?

У нас есть одна надежда на новые технологии, связанные с технопарками. Такие мобильные полюса появились, например, в Индии, когда там стали использовать технопарки, когда там появились программисты, и в этом странном непонятном индийском обществе появились точки модернизации, связанные с Западом напрямую. У технопарков могут возникнуть эти точки роста, если их будут поощрять, потому что в противном случае, если это произойдет, люди, интеллектуально способные работать на Западе, уедут на Запад. А если для них сохранится какое-то поле возможностей, они останутся в России и станут агентами модернизации. Все остальные агенты модернизации, с моей точки зрения, резко ослабли. Раньше агентом модернизации была интеллигенция, частично госаппарат и предприниматели. Сейчас предприниматели потеряли в статусе, они ориентированы на собственное выживание, на собственные быстрые доходы. Государственная бюрократия взяла верх над технократической струей. И что касается интеллигенции, то она просто исчезла как таковая. Поэтому можно надеяться на технологов, технократов, специалистов информационного общества. В противном случае, если не будет западных инвестиций, транснациональных корпораций, то эти агенты убегут на Запад.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net