Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Интервью

01.09.2005

КТО НАЧНЕТ ОХОТУ НА "ВОЛКОВ В ПОГОНАХ"69

На днях список "добрых" дел московской милиции обогатился еще одним пунктом - депутат Госдумы Иван Мусатов был поздним вечером избит милиционерами у станции метро "Павелецкая" и оказался в больнице с сотрясением мозга и переломанным носом. Депутатское удостоверение хоть и не помогло унять стражей правопорядка при "исполнении", но поспособствовало тому, чтобы эта банальная московская история стала достоянием СМИ, дав повод вспомнить августовский соцопрос центра Левады, который показал, что около 75 % россиян испытывают страх перед людьми в милицейской форме, и вновь задать популярный вопрос "Доколе?". Откуда скорее ждать инициатив по решению этого вопроса, "сверху" или "снизу"?

Мнения Льва Левинсона, Михаила Пашкина, Леонида Радзиховского и Дениса Драгунского.

Лев Левинсон, правозащитник, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ:

Если сравнивать с советским прошлым, то, конечно, доверие к милиции упало в разы - это факт бесспорный. Все-таки при всех скрываемых изъянах и проблемах, такого произвола и беззакония не было.

С чем это связано? Об этом начали говорить еще задолго до Благовещенска. Эта тема звучит уже 10 лет, и тревога все растет.

Может, имеет смысл задать вопрос: не заинтересована ли в этом власть? Потому что только милиция, которая поставила себя вне общества, может исполнять карательные функции в политическом смысле этого слова в отношении населения.

Конечно, есть много объективных причин: заработная плата, вопрос подбора кадров. Честно работать в милиции почти невозможно, зарплата позорная, а ответственность и нагрузки (физические и психологические) высокие. Кто мог, тот уже оттуда ушел.

Вопрос с нехваткой профессиональных кадров тоже одна из причин - около 30 процентов следователей не имеют юридического, а то и вовсе - высшего, образования.

Это причины неполитического характера, связанные с ненадлежащим исполнением правительством своих обязанностей. Но тут может быть и другая постановка вопроса: не велика ли численность милицейского состава? Не лучше бы в Москве втрое уменьшить количество милиционеров, и в втрое увеличить зарплату и втрое же повысить контроль?

На глаз видно, что этот уровень состава милиции не способен бороться с преступностью. Потому что это нужно уметь делать. Хирургом не поставишь любого и милиционером нельзя поставить кого попало, просто дав ему в руки оружие и сказав "лови преступников". Это серьезное работа, которой нужно учиться, нужна практика, нужна преемственность.

Плюс все никак не изживаемая "палочная" система. Хотя уже были приказы министров внутренних дел об отмене этой системы, но на практике все осталось так же.

Но главное в этой проблеме, как мне уже теперь кажется - это политическая воля, заданность такого положения. Потому что чем еще можно объяснить то, что на уровне законодательства требования к сотрудникам МВД были ужесточены, нормы стали более четкие и грамотные, введены новые правила, направленные на ограничение самостоятельных решений, а все равно ничего не меняется. Потому что на уровне законодательства делается одно, а внутренние приказы работают в прямо противоположном направлении.

Например, в МВД под грифом "ДСП" (для служебного пользования") существует приказ 870 от 2002 года, подписанный тогдашним министром внутренних дел, а ныне - председателем Госдумы Борисом Грызловым, который позволяет помещать граждан в "фильтрационные пункты" и применять против них оружие. То, что такой документ существует, догадывались и раньше, но узнали наверняка в связи с расследованием в Благовещенске - милиционеры имели неосторожность предъявить его, оправдывая свои действия. "Новая газета" подробно о нем писала. И больше всего пугает то, насколько уверенно в этом документе используются термины, не узаконенные законодательством, как само собой разумевшиеся, (например, "чрезвычайные обстоятельства", при которых сотрудники МВД имеют право стрелять в безоружных граждан), это наталкивает на мысль, что существуют и другие подобные "внутренние" документы.

Или, известно, что официально, уже почти год, как существует постановление, разрешающее гражданам России и Украины не регистрироваться по месту пребывания в течении 90 суток. То есть это означает, что фактически регистрация нужна только при трудоустройстве, потому что никто не может обязать гражданина носить с собой в кармане билет 3-месячной давности. И что? Тьма жалоб и нарушений. Ничего не изменилось.

То, что сейчас у нас происходит, вызывает в памяти аналогии с какими-нибудь жесткими латиноамериканскими полицейскими режимами.

Такие проблемы, конечно, бывают и в Америке, и, даже, в Европе, но локально. Представить себе, чтобы 75% американцев боялись своей полиции совершенно невозможно.

К сожалению, я опасаюсь, что это все кончится так, как оно уже однажды кончалось в нашей стране. Во время февральской революции 17-го года, которую называют бескровной, в Питере били не богачей, нещадно били жандармов и сотрудников царской "охранки", которых царская власть "прикормила" для своих нужд. Потому что их к этому времени ненавидели не только "революционеры", их ненавидел каждый нормальный человек - житья не давали. Боюсь, что сейчас к тому же и идет - и это совсем не радует.

Пашкин Михаил Петрович, председатель Федерации профсоюзов работников органов внутренних дел, член экспертного совета Уполномоченного по правам человека в РФ в секции "Гражданский контроль за закрытыми учреждениями":

Московские милиционеры, многие из которых живут в области, уже боятся ездить в форме в электричках домой. То есть милицейская форма уже стала опасна для ее носителя, если он один.

Был такой анекдот: "Милицейский начальник спрашивает молоденького мента: "Чего, мол, за зарплатой не приходишь?". А тот отвечает: "Я думал, пистолет дали - уже достаточно". Вот сейчас этот анекдот уже полностью воплощен в жизнь.

Сотрудников милиции осталось в МВД уже очень мало, одни "менты". Честным в милиции достается от своих, больше, чем бандитам. В нашем профсоюзе милиционеров, которых избивали свои же, или устраивали им уголовные дела, за то, что они пытались раскрыть правду о своих коллегах, предостаточно.

Но, власть это все сама создала, и культивирует, поэтому ждать, что она изменит ситуацию - утопия.

Есть простой рецепт, как все исправить - нужна только воля президента и четкий контроль за исполнением его указов. Можно за месяц навести порядок.

Вот вам пример: проститутки стоят на улицах, и каждый автомобилист знает, на каких. Это же чья-то территория. Кто начальник УВД? Должен приезжать проверяющий, видеть, что стоят, и не за деньгами к начальнику УВД ехать, а сразу же увольнять. Разговоры "кого ставить на его место" - пустые. Ставить заместителя, то же самое повторится - увольнять, ставить второго заместителя. И так до тех пор, пока на этом месте не окажется человек, который хотя бы побоится потерять место.

А начинать нужно сверху. Поставить министра, который захочет навести порядок. И на коллегию МВД пригласить журналистов, чтобы все видели, каким способом и при помощи каких распоряжений министр наводит порядок во вверенных ему рядах доблестной милиции. И когда люди это увидят, они сами откликнутся и будут помогать, да хоть с той же преступностью бороться. Потому что сейчас человек, увидевший карманника в метро, не пойдет о нем рассказывать милиционеру, потому что тот для него еще хуже.

Ведь что самое мерзкое в системе МВД? То, что рядовые сотрудники - рабы своих начальников. Они выполнят любое их приказание, не зависимо от того, законное оно или нет. Почему? Потому что треть, а то и больше половины, зарплаты зависит от воли начальника. И это система утверждена нашими законодателями.

А как рабы будут относиться к гражданам? Как к рабам еще более низкого сорта.

А удвоить ВВП рабы не могут. Это могут только свободные люди. А чтобы они стали свободны, нужно, чтобы главный рабовладелец проявил на то добрую волю. Но это вряд ли случится.

Леонид Радзиховский, публицист:

Я вас уверяю, что эта ситуация ничем не кончится. Так и будет. Люди всегда боялись милиции, боялись царской полиции, боялись советской (кино про доброго милиционера - такие же сказки как тошнотворные "Менты"). Ну, может, сейчас чуть больше не любят и боятся.

Но дело в том, что сама по себе система охраны правопорядка построена на насилии. На дознаниях, на давлении, на побоях.… Говорят, что еще некоторое время назад так же действовала полиция во Франции. Не знаю, как там обстоит дело сейчас.

Тем более, нечего удивляться, что такое происходит у нас в стране, где нет никаких возможностей осуществлять контроль над этим.

Но я отношусь к этому таким образом, что просто бандитский беспредел (порядок), который был в 90-е годы сменился беспределом (порядком) милицейским. Теперь просто крышуют пацаны в погонах. В этом, пожалуй, они только и отличаются от советских милиционеров: те не крышевали, некого было крышевать. И если так, то налицо прогресс, потому что милиционер все же лучше, чем бандит. Все-таки большинство милиционеров не "беспредельщики", а "в законе".

И мои прогнозы на развитие этой ситуации, лежат в плоскости моего мировоззрения, я, как говорили в СССР, я - "исторический оптимист". Я уверен, что если лошадь не бить, и голодом совсем уж не морить, то она постоит-постоит, и скоро сама пойдет.

Если власть будет хоть чуть-чуть окорачивать своих милиционеров, то они скоро немножко придут в себя, в ногу со всем остальным обществом как-то сами собой организуются.

Ведь как устроен этот "ментовской беспредел" мы на самом деле не знаем - это все обывательские разговоры. Как это все утроено и на каком уровне кончается - неизвестно.

Конечно, это разврат, если человек сразу после армии, без образования, может пойти работать в ГАИ, и за день срубать по 500 баксов. Но если бы это было совсем уж так просто, то в ГАИ бы выстраивались очереди из желающих там работать.

Конечно, помощи от милиции ждать сейчас не приходится, но что ситуация драматическая и народ уже готов броситься с кольями на милицию - этого я не вижу.

А что народ ноет, так он всегда ноет - работа у него такая.

Денис Драгунский, политолог, научный руководитель РНИ "Общественный договор":

О том, что милиционеров у нас боятся уже больше, чем бандитов, еще три года назад говорил президент Путин. Совсем недавно эти же слова почти слово в слово повторила Любовь Слиска. И надобно сказать, что тревожит больше всего то, что за эти три года которые прошли с момента высказывания президента до высказывания вице-спикера, ничего в лучшую сторону не изменилось, а то и ухудшилось.

Уважение и доверие граждан к шерифу (полицейскому, милиционеру) - и составляет основу власти. Поэтому проблема заключается в том, что эта ситуация с 75% - важный симптом, это показывает распад системы власти.

Это с одной стороны. А с другой стороны налицо и симбиоз насильника и жертвы - то есть милиции и общества. Оно ведь точно так же, как милиция, которая ее часть, не в лучшем состоянии пребывает. Политическая и социальная жизнь у нас деградирует на каждом шагу, а там где это так, вступает в свои права жизнь "экологическая". То, что пьяного человека на улице нельзя бить только потому, что он беззащитен и слаб - это элементарно, но только в том обществе, где существуют социальные нормы.

Беда в общем дизайне нашего общества, которое все больше приобретает лесные характеристики. И милиционер в этом лесу как волк.

Власть спохватится только тогда, когда эта "зоологичность" бытия начнет угрожать непосредственно самой власти. Когда группа людей, идущих вечером по улице, увидят машину с федеральными номерами и подожгут ее, когда увидят милиционера и поломают ему руки-ноги... Когда власть почувствует, что еще полгода и Кремль начнут разбирать на кирпичи, тогда она очухается.

И, главное, что навести порядок в правоохранительной сфере очень просто - надо просто наказать по закону нескольких людей. Не расстреливать, и даже не сажать в тюрьмы. Оштрафовать и запретить работать в любых силовых структурах. Даже охранниками. Придумать эффективную систему контроля над обязательным исполнением этого условия. Чтобы работать милиционером было почетно как сапером - один раз проштрафился и никогда больше не милиционер.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net