Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

26.09.2015 | Петр Морозов

Путин и Обама поговорят в Нью-Йорке

24 сентября представители Белого дома и Кремля официально подтвердили, что на полях Генеральной ассамблеи ООН 28 сентября состоится встреча Владимира Путина с Бараком Обамой. Причем встреча будет происходить не на ходу, а займет около часа, т.е. по существу станет полноценной неофициальной беседой. Если до этого Кремль усиленно привлекал интерес мировых политиков и экспертов к предстоящей речи президента России на Генассамблее ООН, которая будет произнесена ранее в тот же день и, вероятно, будет иметь программный характер, то теперь не меньшее внимание будет приковано и к прямому контакту двух мировых лидеров.

Вопрос о том, состоится ли встреча президентов России и США, уже давно оживленно обсуждался в мировых СМИ. Путин и Обама не встречались почти год, общение между ними ограничивалось редкими телефонными разговорами. После Крыма, означавшего для США и Запада принципиальный отказ России от прежнего миропорядка, сложившегося в результате распада СССР и советского блока, Барак Обама демонстративно свел к минимуму прямые контакты с Владимиром Путиным. Сейчас представитель администрации США сообщил, что встреча пройдет по инициативе Москвы. Российская сторона это не подтверждает, она лишь неизменно подчеркивала, что Кремль готов к прямому диалогу с Белым домом. Пресс-служба президента США на тему возможности встречи долго отмалчивалась. Очевидно, в окружении Обамы тщательно взвешивались аргументы за и против, и в конце концов хозяин Белого дома принял решение отказаться от принципиального уклонения от прямого общения с Путиным. И это уже само по себе стало успехом для Москвы. Отсутствие встречи было бы особенно болезненным для Путина на фоне полномасштабного визита в США главного нынешнего партнера России – китайского лидера Си Цзиньпина.

Интерес президента России к проведению встречи с американским президентом понятен. На уровне риторики можно сколько угодно разоблачать и клеймить антироссийскую политику США. Но в Кремле не могли не понимать, что за счет этого выйти из глубокой международной изоляции, в которой оказалась Россия после присоединения Крыма и эскалации конфликта в Донбассе, невозможно. Чтобы вернуться на арену мировой политики в качестве полноценного игрока, с которым готовы вести содержательный диалог, надо было предложить Западу, и прежде всего США, значимую для них тему. И такой темой стала возможная роль России в разрешении сирийского кризиса и организации эффективного противодействия «Исламскому государству». Именно этим объясняется резкая активизация политики России в Сирии в последние месяцы, включая инициативу о создании широкой международной коалиции против ИГИЛ и отправку в Сирию военной техники и персонала.

Отношение Вашингтона к этим шагам Москвы оказалось двойственным. С одной стороны, он предупреждал Москву против односторонних действий, а с другой стороны, увидел в российской активизации в регионе определенные возможности для себя. Похоже, за год Обама убедился в неэффективности военной операции против ИГИЛ посредством лишь бомбовых ударов и в крайне низкой боеспособности своих союзников в Сирии в лице вооруженных отрядов оппозиции. Денег в воздушную операцию и в лояльных повстанцев было вложено много, а результатов почти никаких. И тут Москва предлагает практическую помощь – не очень ясно, в чем она может состоять, но почему бы не поговорить на эту тему.

Очевидно, Барак Обама во время встречи с Владимиром Путиным хотел бы получить представление о том, что Россия собирается делать в Сирии. Ведь пока четких сигналов на этот счет не поступало. Информация о появлении на средиземноморском побережье Сирии нескольких десятков российских самолетов и вертолетов, некоторого количества танков, другой боевой техники и то ли сотен, то ли пары тысяч военных мало о чем говорит. Как их собираются использовать? Будет ли наращиваться огневая мощь российской группировки? На эти вопросы ответов у американцев нет. Не ясно, правда, есть ли они у российской стороны.

В любом случае, наверняка тема Сирии станет одной из главных во время беседы. Можно ли надеяться на прорывы? Например, на договоренность о совместных военных действиях против ИГИЛ? Вряд ли. Пока Вашингтон не готов на политическое урегулирование в Сирии, в результате которого Башар Асад останется у власти в Дамаске. А Кремль не готов на отказ от поддержки Асада. Но ведь возможны промежуточные варианты. Например, на обозримый переходный период Асад остается президентом, но его власть становится чисто номинальной, символизирующей преемственность государственных институтов, а реальная власть переходит к вменяемым представителям сирийской оппозиции при сохранении определенных позиций у готовых к компромиссу деятелей алавитской верхушки. Во всяком случае, такие сценарии проговариваются в экспертной среде. Так что двум президентам есть что обсудить относительно перспектив развития ситуации в Сирии, и такой разговор однозначно будет полезным для обоих.

Другой темой встречи неизбежно станет украинский кризис. Анонимные источники в Белом доме сообщили, что Украина будет в фокусе внимания. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что украинская тема будет затронута, «если останется время». Но можно быть уверенным, что Обама найдет время, чтобы обсудить проблемы урегулирования конфликта в Донбассе. Ведь сейчас ситуация там находится на переломном этапе. Формальный срок действия Минских соглашений скоро истекает. Идет подготовка к местным выборам, которые власти в самопровозглашенных ДНР и ЛНР собираются проводить автономно и независимо от остальной Украины. Конечно, более обстоятельно Владимир Путин будет обсуждать украинскую ситуацию 2 октября в «нормандском формате». Но президент США наверняка воспользуется случаем, чтобы обратить внимание Кремля на нелегитимность сепаратных местных выборов в Донбассе и призвать его «образумить» лидеров сепаратистов.

Чего можно ожидать от встречи в Нью-Йорке? Понятно, что речь не идет о каком-то поворотном пункте в отношениях между Россией и Западом, о скорой отмене антироссийских санкций и т.п. Слишком много в предыдущие годы накопилось взаимных претензий и недоверия. Но в сложившихся условиях острой конфронтации даже часовая личная встреча лидеров России и США имеет немалое символическое значение. Сам факт ее проведения означает признание того, что полностью игнорировать интересы и озабоченности друг друга невозможно, это чревато слишком высокими рисками для сохранения хотя бы относительной стабильности. Если же удастся о чем-то договориться, то это послужит стимулом для постепенного восстановления регулярного диалога и, кроме того, станет сигналом для европейских лидеров о том, что с Россией можно взаимодействовать не только по поводу Украины.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net