Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

28.09.2015 | Анатолий Медведев

Иркутский прецедент

27 сентября в Иркутской области прошел второй тур губернаторских выборов – победу одержал коммунист, депутат Госдумы Сергей Левченко, получивший 56% голосов. Врио губернатора Сергей Ерощенко значительно отстал, набрав лишь 41%. Это первый случай, когда оппозиционный кандидат побеждает на губернаторских выборах после их возобновления в 2012 году. Второй тур выборов создал интригу, что резко повысило электоральную активность – если в первом туре явка составила 27%, то 27 сентября на участки пришли уже 37% избирателей.

Первый тур в Иркутской области прошел 13 сентября. Ерощенко, которого поддерживала «Единая Россия», набрал 49,6%, а Левченко — 36,6%. Поскольку ни один из претендентов не набрал 50% голосов, впервые в России с момента возвращения прямых выборов глав региона был объявлен второй тур.

Иркутская область (и особенно город Иркутск) традиционно отличаются крайне низким уровнем лояльности. В городе Иркутске поддержка власти за последние 20 лет редко когда превышала рубеж в 30%. Так, на выборах в Законодательное Собрание области «Единая Россия» набирала 30,19% в 2004 году, 49,45% в 2008 году (по городским округам - в диапазоне 30-40 процентов), 42,36% в 2013 году (по городским округам - в диапазоне 25-33 процента). Даже считавшийся сильным мэр Иркутска Владимир Якубовский в 2005 году выиграл с результатом 27,52% голосов, а в 2009 году кандидат «Единой России» и.о. мэра Сергей Серебрянников с результатом 27,21% проиграл тогда еще малоизвестному кандидату КПРФ Виктору Кондрашову, набравшему 62,32%.

В этих условиях и результат Ерощенко в первом туре был достигнут при крайне низкой явке, обусловленной отпусками, дачным сезоном и практическим отсутствием агитационной активности. Причем этот результат опять-таки не превысил по городу Иркутску 30%-ной отметки. Традиционно критичный характер отношения к власти в Иркутске обуславливается соотношением социального состава (значительный процент интеллигенции и среднего класса) и особенностей постсоветского развития региона (восприятие жителями Иркутской области как отстающей от соседей по уровню благосостояния и развития, несмотря на обилие ресурсов). Череда неудач в кадровой политике и постоянная смена губернаторов - 4 губернатора за десятилетие (Александр Тишанин, Игорь Есиповский, Дмитрий Мезенцев, Сергей Ерощенко) сформировало у иркутян недоверие к московским назначенцам, повысило градус протеста и восприятие Иркутской области в качестве «постоянно обижаемого региона».

Тем не менее, личность губернатора в данном случае сыграла важнейшую роль. Можно по-разному относиться к обвинениям в адрес Сергея Ерощенко в коррупции и оценивать его управленческие возможности. Однако за три года губернаторства он так и не стал настоящим политиком: был недостаточно чувствителен как к избирателям, так и к элитам, нажил массу врагов среди региональных лидеров общественного мнения, не смог сформировать позитивный имидж среди избирателей. Ерощенко потерял свой либеральный электорат, дистанцировавшись от Михаила Прохорова и его бывшей партии, но так и не стал действительно своим для провластного электората. Перед первым туром Ерошенко практически не вел избирательной кампании, будучи уверенным в своей победе. С таким политическим «багажом» рассчитывать на победу можно было бы только в том случае, если ресурсы конкурентов были несопоставимы с губернаторскими.

Однако особенность Иркутской области и прошедших выборов в том, что политические, экономические и медийные ресурсы не только оказались сопоставимыми с возможностями врио губернатора, но в некоторых аспектах даже превзошли их. Крупнейшие иркутские застройщики («Новый город», «Дом-строй») поддержали избирательную кампанию Левченко – у Ерощенко с ними сложились напряженные отношения. Основные СМИ и информационные агентства региона либо прямо поддержали коммуниста, либо заняли нейтральную позицию. Политическая элита области, счищающаяся одной из наименее договороспособных и наиболее расколотых в стране, в значительной степени смогла консолидироваться против Ерощенко (а перед вторым туром за Левченко) независимо от отношения к федеральной власти.

Жители Иркутска были массово возмущены тем, что при Ерощенко были отменены прямые выборы мэра города. При этом популярный бывший мэр Виктор Кондрашов принял активное участие в кампании, агитируя за Левченко, который, в свою очередь, обещал восстановить выборы мэра.

Наконец, важным фактором стала юридическая невозможность в Иркутской области досрочного голосования (кроме труднодоступных местностей). Как известно, оно является важным инструментом в мобилизации лояльного (административно зависимого) электората. В большинстве регионов досрочное голосование предусмотрено законом и на губернаторских выборах 13 сентября доходило до 10-11% от числа проголосовавших. В трех регионах (Иркутская, Амурская и Архангельская области) «досрочка» не предусмотрена, и именно в этих регионах (а также в Марий Эл, где, правда, досрочно проголосовало 11% избирателей) у губернаторов возникли проблемы с преодолением 50%-ного барьера на выборах. Можно предположить, что если бы в Иркутской области было предусмотрено досрочное голосование, то, несмотря на свою слабость, Сергей Ерощенко уверенно победил бы уже в первом туре.

Кампания ко второму туру стала очень жаркой. Левченко, выступая на теледебатах, заявил о том, что на него было совершенно покушение. Инцидент, по его словам, произошел в Ангарске во время утренней пробежки. Поддержать Левченко 23 сентября приехал лидер коммунистов Геннадий Зюганов, который также оказался в центре скандала: его не пустили на иркутский рынок, что заставило лидера КПРФ решать вопрос звонком министру внутренних дел России. Директор рынка затем был отстранен от должности. Сам Зюганов заявил, что кампания выборов губернатора сопровождается огромным количеством грязи, подлости и провокаций.

Кремль занял дистанцированную позицию по отношению к выборам. Владимир Путин в межтуровый период не поддержал ни одного из кандидатов. После первого тура он заявил, что «…борьба была открытой, честной и прозрачной. И люди достойные - оба кандидата». Источник РБК в администрации президента заранее заявил, что руководство страны в ситуацию в регионе не вмешивается, никаких поездок первых лиц в регион не ожидается.

Избирательная кампания в Иркутской области создала прецедент победы оппозиции, который свидетельствует о том, что выборы приобретают все более конкурентный характер и, следовательно, становятся более легитимными. Теперь победа действующего губернатора не является гарантированной, что будет стимулировать глав регионов к проведению более эффективных кампаний. В то же время Левченко является вполне системным политиком и будет сотрудничать с Кремлем не в меньшей степени, чем «единоросс». В связи с этим можно вспомнить и многочисленные победы коммунистических губернаторов на выборах в 1990-е годы (которые становились лояльными Кремлю, несмотря на тогдашнюю слабость федерального центра), и недавнее избрание члена КПРФ Анатолия Локтя мэром Новосибирска.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net