Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

20.09.2005 | Подготовила Любовь Шарий

ЛИТВА ПРОТИВ ГАЗПРОМА

Власти Литвы протестуют против строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, ссылаясь на то, что это ухудшит экологическую обстановку в акватории Балтийского моря. Премьер Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что «Балтийское море – это общее достояние, а не собственность одного или двух государств" и пообещал, что обязательно поднимет этот вопрос на саммите лидеров стран Северной Европы в Рейкьявике. Наблюдатели отмечают, что это первая реальная попытка помешать осуществлению проекта после многочисленных политических заявлений лидеров стран Балтии и Польши, и, возможно, начало войны этих против российско-германского газополитического альянса.

Действительно ли строительство газопровода угрожает экологической безопасности Балтики? Насколько важен новый газопровод для России, и смогут ли противники этого проекта помешать его осуществлению?

Мнения Олега Кузнецова, Константина Бакунина и Ивана Блокова:

Олег Кузнецов, генеральный директор экспертного института РСПП:

Претензии предъявляет не только Литва, еще Польша и Латвия. Но, не только я, но и многие европейские эксперты, считают, что соглашение о строительстве североевропейского газопровода в интересах и России и Европы. И весьма позитивным явлением мне кажется то, что Россия, наконец, стала в своих действиях придерживаться прагматической линии.

Мы знаем, что к 2010 году потребность Европы в газе составит по прогнозам экспертов примерно 100 миллиардов кубометров в год. Если не строить дополнительных мощностей по перекачке газа со стороны России, то эта потребность не будет удовлетворяться. И вопрос о строительстве стоял уже в начале 90-х годов. Я даже считаю, что Россия еще долго раскачивалась, прежде чем решилась строить такие мощности. Было некое движение в этой области, когда был построен трубопровод в 99 году через Белоруссию, Словакию и Польшу, это был ответ на своеобразную позицию Украины, через которую идет 85 процентов нашего экспортного газа, благодаря которой потери Газпрома были весьма велики. И только спустя 6 лет заключено соглашение, по которому в 2010 году будет построен газопровод через Балтику. Предполагается, что это даст 55 миллиардов кубометров дополнительных мощностей.

Главный противник этого строительства – Польша, поскольку сейчас за транзит российского газа она имеет около миллиарда долларов в год, и плюс к этому играет важную роль, «обеспечивая газом Европу».

Недавно Миллер встречался в рамках переговоров России с Великобританией с министром энергетики Великобритании, который отметил, что строительство нового газопровода очень важно для повышения надежности поставок газа в Европу. А Англия как раз страна, отличающая прагматичностью. Для сравнения: потребности Литвы составляют около 2 с половиной миллиардов кубометров газа в год, а Британия в нынешнем году потребит только российского газа (у не есть и другие источники) больше 4 миллиардов кубометров.

Безусловно, Литва и Латвия не так завязаны в транзите и в потреблении, но мне кажется, что тут играет роль то, что они находятся сейчас в политической орбите Польши, и потому поднимают этот вопрос. Я не думаю, что экологические проблемы при строительстве газопровода по морскому пути, если строительство осуществляется при соблюдении всех правил безопасности (а строить будут немцы), не намного страшнее, чем по земле. Но им было бы хорошо, чтобы труба шла по земле и, желательно, по их территории.

Мне кажется, что в данном случае налицо, что экономически эффективный шаг со стороны России, ведущий к ее большей независимости от западных соседей, которые тоже последнее время демонстрировали совершенно прагматический подход, сразу вызвал эмоции.

Я не думаю, что из этих протестов могут вырасти какие-то серьезные препятствия: Европа в проекте заинтересована, у нас есть два выступления в поддержку этого газопровода: одно, как я уже говорил, из уст министра энергетики Великобритании, а второе - официального представителя Еврокомиссии, которая сказала, что экономически проект эффективен, и Западной Европе он нужен.

Есть, конечно, разговоры о том, что это строительство начало нового крепкого союза между Россией и Германией, но тут я уже не берусь судить.

Константин Батунин, аналитик по нефти и газу ИК «Центринвест» :

Мне кажется, что тут в чистом виде попытки оказать давление на Россию, из которых, впрочем, ничего не выйдет, поскольку намного более сильные страны Европы очень нацелены на этот проект. Но страны, которые теряют деньги из-за строительства нового газового пути, пытаются всеми возможными способами осуществлению этого проекта помешать.

Если бы газ продолжал поступать по старому маршруту (через Польшу), то часть газа осталась бы и на этой территории, и ее распределяли между собой одни и те же потребители. А так этот газ сразу откажется далеко, в Германии. Естественно, что они беспокоятся о своей энергобезопасности и возможности продолжать диктовать ценовую политику. Кроме того, они прекрасно понимают, что теряют в переговорных позициях с Газпромом в будущем.

Кроме того, я думаю, действует еще и кулуарная договоренность между Латвией, Литвой и Польшей с целью оказать давление на Россию, ну и утвердиться в том мнении, что они тоже члены Евросоюза и с ними тоже нужно считаться.

Что касается экологической опасности, то ведь не только Газпром будет участвовать, в строительстве почти наполовину примут участие немецкие кампании, которые привыкли очень педантично относиться к соблюдению всех техническим норм и норм безопасности, так что опасности русского «авось» не будет.

Иван Блоков, представитель «Гринпис России»:

Любая активность, связанная со строительством крупных объектов, может ухудшить экологическую ситуацию. Сложно говорить наверняка, пока не готов сам проект строительства.

Я могу только подтвердить слова латвийских экологов о том, что в Балтике затоплено от 30 до 60 тонн химического оружия. До конца эти точки затопления не известны. Если, действительно, газопровод будет пересекать эти точки, то это потенциально опасно. Эта опасность связано и со строительством, и с возможными авариями на газопроводе в будущем.

Пока нет случаев, когда удавалось достаточно качественно провести операцию по поднятию химического оружия со дна - операция имеет свои огрехи.

Нужно также учитывать и то, что контроль над качеством строительств такого рода не всегда ведется добросовестно.

Однако, сказать однозначно будет ли это очень плохо или нет, невозможно, не заглянув в проектную документацию строительства, которого, я думаю, пока еще нет. Если бы речь шла о нефтепроводе – это было бы без сомнений очень опасно.

В целом же можно перечислить несколько факторов безопасности газопровода. Это очень сильно зависит от бюджета строительства: насколько он позволит вносить изменения в намеченный маршрут, например, если это понадобится, или проводить работы по локализации химоружия. От того, каким методом будет прокладываться труба. Насколько хорошо будет изучено состояние дна под маршрутом. Что будет на берегу вдоль маршрута. Наконец, насколько ответственно будет осуществляться контроль над состоянием газопровода во время его эксплуатации.

Я думаю, что полностью на эти вопросы пока никто не ответит.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net