Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

23.11.2015 | Игорь Бунин

Франция в новой реальности: адаптация и политические сдвиги

Французский политический класс после террористической атаки един в стремлении противостоять террору. Предлагаемые способы различны по степени жесткости, но их направление носит общий характер. Так, Франсуа Олланд на экстренном заседании обеих палат парламента в Версале, предложил изменить Конституцию страны. Речь идет о пересмотре статей 16 и 36. В них определен порядок передачи президенту всей полноты полномочий на случай невозможности выполнения органами власти своих функций и провозглашения осадного положения в случае войны или вооруженного восстания внутри страны. Олланд предлагает прописать в Конституции и понятие чрезвычайного положения.

Президент также призвал лишать гражданства осужденных за терроризм, запрещать въезд в страну лицам с двойным гражданством, заподозренных в причастности к террористической деятельности, а также увеличить бюджет силовых ведомств. Лишение гражданства будет грозить тем, кто совершил «покушение на фундаментальные интересы государства» или террористический акт, но будет касаться только тех, у кого есть второй паспорт, - полностью лишать террористов национальной принадлежности Олланд не предлагает. Ранее лишения террористов французских паспортов требовали «Республиканцы» и «Национальный фронт» Марин Ле Пен.

Олланд также предложил увеличить в течение двух лет численность полиции и жандармерии на 5 тыс. человек, а полномочия правоохранителей на применение оружия, по его мнению, должны быть также расширены «в пределах правового пространства». Министр внутренних дел Бернар Казнев выступил с таким предложением еще до терактов.

Олланд также провел переговоры с лидерами ключевых политических сил, на которых лидер «Республиканцев» Николя Саркози заявил о вторичности конституционной реформы по сравнению с обеспечением безопасности, но поддержал главное предложение Олланда — включить понятие чрезвычайного положения в текст Конституции. Для прохождения реформы у Олланда должно быть три пятых голосов обеих палат парламента, которых у социалистов сейчас нет – поэтому поддержка со стороны республиканцев для них принципиальна.

Саркози сразу же после терактов предлагал поместить всех подозреваемых в пособничестве терроризму (фигурантов «формуляра S», в который включены 10 тысяч французов, из которых 4 тысячи рассматриваются как потенциальные террористы) под жесткий полицейский контроль, предусматривающий домашний арест или постоянный контроль с использованием электронных браслетов, или направлять их при необходимости в антитеррористические центры заключения. Однако французские юристы отмечают, что наказание лиц, не признанных виновными судом, является грубым нарушением норм правового государства. Такие лица могут оставаться под контролем только во время чрезвычайного положения (сейчас по этому основанию арестованы 147 человек).

Саркози повторяет свою идею о том, что постоянное посещение джихадистских сайтов должно быть приравнено к просмотру педофильских сайтов и повлечь за собой 2 года тюрьмы и штраф в 30 тысяч евро. Еще в конце 2012 года Государственный совет назвал такой законопроект значительным нарушением свободы слова, гарантированным Конституцией. Антитеррористический закон, принятый в 2014 году, позволяет лишь блокировать эти сайты.

Национальный фронт предлагает закрывать мечети, в которых собираются радикалы. Летом 2015 года премьер-министр Манюэль Вальс заявил о намерении закрывать мечети и ликвидировать ассоциации, сотрудничающие с радикальными исламистами. Процедуры роспуска ассоциаций уже введены в действие, но Государственный совет может отменить такие решения, если он не находит достаточных свидетельств радикализма (в 2014 году был подобный прецедент). Национальный фронт также предлагает высылать иностранцев, сеющих ненависть на французской земле – Казнев согласился с этой идеей. Сорок человек были высланы, но процедуры пока носят медленный характер, и есть предложения их ускорить.

В отличие от политиков судейский корпус и адвокаты уже выступили против инициатив президента. Судейский Профсоюз магистратуры и Профсоюз адвокатов Франции посчитали, что само объявление Олландом чрезвычайного положения и обещание продлить его на три месяца является покушением на гражданские свободы.

6 и 13 декабря во Франции запланированы региональные выборы, где до терактов фаворитами считались «Национальный фронт» (26–27%) и «Республиканцы» (23 до 25%), свидетельствовал опрос Института изучения общественного мнения (IFOP). Однако теракты могут резко усилили позиции социалистов. По данным опроса, проведенного Odoxa через 4 дня после терактов, 73% опрошенных (из них 90% симпатизантов левых и 63% правых) посчитали, что Олланд оказался «на высоте» в кризисной ситуации. Опрос, опубликованный в журнале Le Point показал, что за «Национальный фронт» готовы проголосовать 27%, за социалистов – 26%, за республиканцев – 25%.

Таким образом, социалисты могут получить большую, чем ранее ожидалось, поддержку избирателей на ближайших выборах, но в стратегической перспективе им будет непросто конкурировать с правыми и ультраправыми, предлагающими более жесткие методы борьбы с террором и экстремизмом. Кроме того, жесткость мер уравновешивается наличием во Франции правовых институтов, которые внимательно следят за тем, чтобы действия властей не приводили к ущемлению традиционных для демократических стран политических свобод. Политическому классу, гражданскому обществу и юристам еще предстоит долгая работа по выстраиванию нового баланса между правами человека и обеспечением безопасности.

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net