Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Интервью

01.12.2015

Сергей Жаворонков: «Если дальнобойщики продемонстрируют достаточную численность своих акций, власти могут пойти на уступки вплоть до полной отмены новых поборов»

Протест дальнобойщиков проходит на фоне невнятной реакции официальных властей, что отличает его от предшествующих аналогичных ситуаций – монетизации льгот, Пикалево и т.п. В чем особенности нынешнего протеста? Что вызвало столь острую реакцию дальнобойщиков и как ситуация будет развиваться в дальнейшем? Об этом «Политком.RU» поговорил со старшим научным сотрудником Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергеем Жаворонковым.

- Чем, на Ваш взгляд, вызвана затянувшаяся протестная кампания дальнобойщиков и относительно невнятная позиция властей?

- Отсутствие внятной реакции власти на протесты дальнобойщиков вызвано тем, что бенефициаром данного процесса является семья Ротенбергов, что делает этот вопрос для власти безумно важным.

Причина, по которой протестуют дальнобойщики, связана с тем, что они эмоционально восприняли изъятие, примерно, трети их дохода. В нынешней экономической ситуации нет возможности резко поднять цены на товары, то есть переложить этот налог на потребителя, как это можно было бы сделать в другой ситуации. Получается, что дальнобойщики должны сократить свою маржу. Сейчас они зарабатывают 80-90 тыс. в месяц, а будут зарабатывать 50-60 тыс. Это серьезное снижение доходов, учитывая, что многие покупали транспорт на кредиты. Многие являются индивидуальными предпринимателями, особенно с Северного Кавказа. Сами брали кредиты, которые теперь нужно отдавать, а тут им говорят «платите больше».

Третье — здесь есть элемент морального унижения и скандальности ситуации. Если бы правительство сказало - «друзья, в силу тяжелой обстановки в стране мы вынуждены повысить налоги», то к данной ситуации отнеслись бы с большим почтением. А тут — почему надо платить Ротенбергам? Хотя бы понятно, что дорогой на Петербург через Химкинский лес — это концессия, поскольку дорога платная. Здесь же предлагается взимать плату за пользование дорогами, построенными в советское время. Причем, платить надо частным лицам, которые, мягко говоря, не ассоциируются с государством и национальными интересами.

- Каковы шансы того, что протесты возглавит одна из парламенских или непарламентских партий?

- Думаю, нулевая. Мы помним, предыдущие массовые протесты по неполитическим поводам — монетизация льгот, строительство нефтепровода рядом с Байкалом, дорога через Химкинский лес, протесты медиков против массовых увольнений — во всех этих случаях получалось так, что партии выражали поддержку постфактум. Но изначально они не были организационным ядром. Само оно рассматривало партии довольно скептически, считая их попутчиками, которые могут немножко покричать, но первичный адресат требований - это исполнительная власть (Путин, Медведев, правительство). Протестующие понимают, что вопросы решаются на этом уровне. Они шантажируют его примерно так — или ты отменяешь налог, или мы выступим против тебя. То есть создают стимул для Путина сделать «win-win situation». Но здесь шансы на такой исход меньше из-за того, что речь идет о финансовых интересах путинского окружения, члены которого являются «королями госзаказа». Тем не менее, такие шансы теоретически есть. Если дальнобойщики продемонстрируют достаточную численность своих акций, власти могут пойти на уступки вплоть до полной отмены новых поборов.

- Насколько реальны шансы такого компромисса?

- Правительство пока не готово к серьезным компромиссам. Максимум на что оно готово пойти — это снижение штрафов. Были предусмотрены запредельные штрафы чуть ли не в 500 тыс. рублей. Ведутся разговоры о временном понижении штрафов до марта, а затем их будут взимать в полном объеме. В общем правительство демонстрирует пока слабую готовность к компромиссу. Но это вопрос президентского уровня. Если Путин сочтет, что овчина выделки не стоит, то будет сделано так же, как с трубопроводом по берегу Байкала. Тогда под телекамеры Путин взял карандаш и нарисовал новый путь для трубоповода.

- Насколько велика вероятность того, что к протестам дальнобойщиков присоединятся другие недовольные?

- Это сложно предсказать. Свержение Сальвадора Альенде в Чили началось как раз с забастовки дальнобойщиков. Он отдал приказ по ним стрелять, чтобы очистить от протестующих дорогу – для вытянутой вдоль побережья страны перекрытие вызвало существенные последствия. Расстрел протестующих легитимизировал военный переворот, потому как свергали как бы не законного президента, а «кровавого диктатора», который убивал дальнобойщиков.

На Украине два года назад протесты начались с совершенно экономически и политически ничтожной темы подписания ассоциации с ЕС. Это соглашение, которое имеют чуть ли не 50 стран в мире, само по себе ничего не значит, не гаранирует вступление в ЕС. Это фикция! Но отказ Януковича от его подписания вызвал информационную волну, которая закончилась свержением президента. Хотя, казалось, повод совсем ничтожный. Мне сложно здесь давать прогнозы. Я считаю, что после событий 2011-2012 годов российское общество понимает, что недовольных много и они могут выйти на площадь, но дальше вопрос — что они будут делать? Если просто ходить с белыми лентами, то ничего не изменится. Но они ведь могут и по-другому поступить.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net