Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

02.12.2015 | Александр Ивахник

Прогноз неблагоприятный

Первый день работы Всемирной конференции ООН по вопросам изменения климата в Париже был посвящен выступлениям многочисленных глав государств о перспективах принятия нового соглашения по борьбе с угрозой глобального потепления, которое после 2020 года придет на смену устаревшему Киотскому протоколу. Впрочем, при всем судьбоносном для планеты значении проблем изменения климата, главное внимание в первый день саммита было обращено не к этим долгосрочным задачам, а к тому, состоится ли встреча российского президента с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Собственно, ничего неожиданного не произошло. Москва неоднократно указывала, что для возобновления российско-турецкого диалога Анкара должна извиниться за уничтожение СУ-24 и гибель российских военнослужащих. Анкара отказалась, отстаивая право на защиту своего воздушного пространства, хотя Эрдоган в субботу и выразил сожаление по поводу инцидента. «Мы не хотели, чтобы это случилось, но это случилось. Я надеюсь, что этого не произойдет вновь», – не слишком убедительно заявил он. Ясно, что подобные слова не могли смягчить крайне жесткую позицию российского руководства и уже принятые решения о сворачивании двусторонних отношений практически во всех сферах, даже несмотря на то, что это может иметь для России негативные экономические последствия. Так что личный контакт с Эрдоганом для Владимира Путина, глубоко оскорбленного предательством недавнего союзника, был практически исключен.

Отвечая на вопросы журналистов перед отбытием из Парижа, президент России подтвердил непреклонность предельно жесткого курса, избранного в отношении Турции. Явно имея в виду действия Анкары, он подчеркнул, что нельзя добиться создания широкой коалиции по борьбе с терроризмом до тех пор, пока кто-то будет использовать часть террористических организаций для достижения сиюминутных политических целей, пока не будут выполняться резолюции Совбеза ООН о прекращении сбыта незаконно добываемой террористами нефти, произведений искусства и т.д. По словам Путина, Россия получила дополнительные данные, подтверждающие, что из мест добычи нефти, которые контролируются ИГИЛ и другими террористическими организациями, эта нефть в промышленном масштабе поступает на территорию Турции. «И у нас есть все основания полагать, что и решение по поводу того, чтобы сбить наш самолет, было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки нефти на территорию Турции – как раз к портам, откуда она отгружается в танкеры, а защита туркоманов – это только предлог», – заявил российский лидер.

Владимир Путин затронул и еще одну тему касательно политики Турции, о которой Москва в последние годы избегала говорить публично. Он привлек внимание к тому, что нередко боевики-террористы с Северного Кавказа оказываются на территории Турции. «Мы просили прекратить такую практику, тем не менее фиксируем, что они находятся на территории Турецкой Республики, проживают в охраняемых спецслужбами и полицией регионах, а потом, используя безвизовый режим, всплывают опять на нашей территории, где мы продолжаем с ними бороться», – отметил президент РФ. По его словам, эти вопросы многократно ставились Россией и на уровне спецслужб, и на уровне МИДов, и на высшем политическом уровне, но адекватной партнерской реакции не было.

Понятно, что это весьма болезненный системный вопрос двусторонних отношений, и его озвучивание в нынешней обостренной обстановке означает, что резкий поворот политики Кремля в отношении Турции будет носить долговременный характер. Вместе с тем, надо учитывать, что изолировать эту влиятельную региональную державу с высокими амбициями России не удастся. Во-первых, в налаживании конструктивных отношений с Турцией сейчас крайне заинтересован Евросоюз в связи с массовым наплывом мигрантов, влекущим, помимо всего прочего, рост террористической угрозы. 29 ноября в Брюсселе прошел саммит ЕС – Турция. На нем европейские лидеры ЕС согласились оказать серьезную финансовую помощь Анкаре и значительно облегчить для граждан страны получение шенгенских виз при условии, что Турция предпримет решительные действия по удержанию на своей территории беженцев из Сирии и согласится принимать высылаемых из ЕС мигрантов, не имеющих права на убежище. Во-вторых, у Турции имеются развитые экономические и культурные связи с тюркоязычными государствами СНГ, в первую очередь, с Азербайджаном и Казахстаном. Не случайно о готовности встретиться с Путиным Эрдоган заявил накануне парижского климатического саммита в телефонном разговоре с Нурсултаном Назарбаевым, а президент Казахстана выразил «озабоченность ухудшением российско-турецких отношений» и призвал создать двустороннюю комиссию по урегулированию ситуации.

В-третьих, Турция является не просто членом НАТО, но давним и тесным союзником США. Далеко не все аспекты политики турецкого руководства в сирийском конфликте совпадают с курсом Вашингтона. В частности, администрации США не может нравиться двусмысленное поведение Анкары в отношении запрещенного в России «Исламского государства» и боевые удары по союзным США сирийским и иракским курдам. Да и атака на российский СУ-24 едва ли вызвала энтузиазм среди американских военных. Однако союзнические отношения подталкивают к сдержанности. Это отчетливо проявилось на встрече Барака Обамы с Реджепом Эрдоганом в Париже 1 декабря. С одной стороны, по итогам встречи президент США отметил, что «США поддерживают право Турции защищать себя и свое воздушное пространство», но с другой стороны, призвал Турцию и Россию «работать вместе по деэскалации напряженности» и подчеркнул, что «у всех нас есть общий враг – группировка "Исламское государство"». Обама также высказал мнение, что Анкара должна значительно расширить свои усилия в борьбе с ИГИЛ и навести порядок на границе с Сирией, через которую продолжают перемещаться иностранные боевики и грузы для террористов. «Турецкие войска могут сделать гораздо больше на своей стороне границы», – подчеркнул глава Белого дома.

Одновременно Барак Обама коснулся и политики России в сирийском кризисе. По его словам, в Вашингтоне по-прежнему считают, что Россия наносит удары в Сирии не только по ИГИЛ, но и по сирийской оппозиции, и не надеются, что в ближайшие недели Москва изменит свои действия. В то же время он не согласился с мнением о том, что диалог с Россией по Сирии не дает результатов. «Я не уверен, что это так и есть. На самом деле венский процесс неуклонно продвигается вперед. Это еще не решающее (продвижение), но неуклонное», – сказал Обама. Он признал, что между США и Россией сохраняются глубокие разногласия относительно судьбы президента Сирии Башара Асада. Вместе с тем, на его взгляд, «есть основания полагать, что в России осознают, что военного решения ситуации в Сирии не будет».

Таким образом, при всех имеющихся противоречиях между США и Россией и практической нереальности создания полноценной единой военной коалиции в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими группировками, в Вашингтоне и Москве растет понимание необходимости постепенного сближения позиций и сдержанности в отношении остающихся разногласий. Турция в этом крайне сложном процессе сближения позиций может стать дополнительным тормозом, если не отказаться от крайностей обструкционистского подхода.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net