Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

03.12.2015 | Петр Морозов

Протест дальнобойщиков: власть в поисках решения

Выступления дальнобойщиков против введения платы за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей весом свыше 12 тонн стали самым массовым и упорным социально-экономическим протестом в России за последние несколько лет. Акции протеста водителей и владельцев большегрузов с требованием отменить взимающую плату систему «Платон» начались еще до введения ее в действие 15 ноября. Они охватили в первую очередь индивидуальных предпринимателей, владеющих одной или несколькими фурами, для низкорентабельного бизнеса которых уплата изначально назначенного тарифа в 3,73 рубля за километр пути грозила разорением. Тем более что плата вводилась в условиях снижения в стране торгового оборота и соответственно спроса на транспортные услуги.

Дополнительным фактором возмущения для прежде вполне лояльных власти и законопослушных дальнобойщиков явилось то обстоятельство, что разработчиком и оператором системы «Платон» стала не государственная структура, а ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), основным владельцем которой является Игорь Ротенберг – сын близкого к президенту России бизнесмена-миллиардера Аркадия Ротенберга. По концессионному соглашению с Росавтодором РТИТС будет обслуживать систему «Платон» в течение 13 лет и за это будет получать от государства 10,6 млрд. рублей ежегодно из средств, собранных за проезд. Остальные средства должны идти в Федеральный дорожный фонд для осуществления ремонта федеральных трасс.

Вводя систему «Платон» в эксплуатацию в такое тяжелое для экономики страны время, правительство совершенно не просчитало связанные с этим социальные риски. Дальнобойщики, которых в стране более миллиона, явно воспринимались как аморфная неорганизованная масса, от которой не стоит ждать никакой решительной реакции. Не раз звучавшие обещания власти не вводить в течение нескольких лет новые налоги на малый бизнес были проигнорированы, а плата за проезд подавалась как справедливая компенсация за разрушение федеральных дорог тяжелыми автомобилями. Однако дальнобойщики как раз восприняли эту меру как крайне несправедливую: ведь они и так платят немалый транспортный налог, высокий акциз на топливо и налоги с выручки, а плата за проезд стала для них просто новым побором. Очень специфические и тяжелые условия существования и связанная с этим корпоративная культура, включающая сплоченность и взаимовыручку, позволили владельцам и водителям большегрузов очень быстро сорганизоваться на региональном уровне, несмотря на слабость существовавших профессиональных организаций.

Когда начались первые протесты, Минтранс несколько скорректировал свою позицию. Плата за километр пробега временно была снижена до 1,53 рубля, но с 1 марта 2016 года она должна возрасти до 3,06 рубля. Сумасшедшие штрафы за неоплату проезда в 500 тыс. рублей для юрлиц пообещали снизить в 100 раз. Но на этом уступки закончились. Даже когда в десятках регионов страны стали проводиться массовые митинги дальнобойщиков с требованием ввести «немедленный мораторий» на действие «Платона», а на многих федеральных трассах десятки и сотни фур начали выстраиваться в тихоходную «улитку», образуя многокилометровые заторы, правительство в целом никак не реагировало. А Росавтодор прибег к двойственной тактике. С одной стороны, ведомство демонстративно запугивает дальнобойщиков, заявляя, что «к тем, кто своими намеренными действиями будет пытаться саботировать движение на транспортных артериях страны, будут применяться соответствующие меры со стороны правоохранительных органов». С другой стороны, Росавтодор стремится расколоть движение протеста, озвучивая позицию тех грузоперевозчиков (как правило, более крупных), кто не готов к радикальным действиям и призывает избегать провокаций. 28 ноября в Санкт-Петербурге министр транспорта Максим Соколов встретился с представителями умеренной части грузоперевозчиков. По результатам встречи он заявил, что моратория на работу системы «Платон» не будет. В качестве шага навстречу протестующим министр пообещал привлечь представителей отрасли к работе наблюдательного совета при Росавтодоре, чтобы они могли участвовать в отборе дорожных проектов, на которые пойдут деньги.

Тем не менее, протестное движение не стихало. В его рядах вызрела идея двинуться из разных регионов на Москву и перекрыть МКАД. Выделившиеся местные лидеры заявляли, что такая акция позволит прорвать информационную блокаду на телевидении, а главное – донести позицию дальнобойщиков до президента Владимира Путина, который примет справедливое решение и заставит правительство отказаться от «Платона». И хотя первая попытка приехать в Москву 30 ноября оказалась неудачной из-за блокирования федеральных трасс усиленными постами ДПС и отсутствия должной координации, сама по себе идея не умерла. 4 декабря ожидается повторная попытка.

В такой ситуации стало появляться все больше признаков того, что массовое протестное движение дальнобойщиков вносит беспокойство и смятение в политический класс. Если правительство по-прежнему делает вид, что ничего не происходит, то законодатели и руководители регионов вынуждены реагировать. Пусть протест носит чисто экономический и подчеркнуто деполитизированный характер, но впервые посткрымская консолидация российского общества дала трещину, впервые выделилась достаточно широкая профессиональная группа, которая не только оказалась недовольна решениями властей, но и выразила это недовольство публичными действиями. Более того, продолжение отказа десятков тысяч грузоперевозчиков от выхода в рейсы чревато дефицитом продовольствия в розничной торговле и ростом цен на него. К тому же через несколько месяцев начнется избирательная кампания по выборам в следующую Государственную Думу, и действующие депутаты должны обозначить свою позицию.

Как и следовало ожидать, среди парламентских партий лишь КПРФ с самого начала поддержала действия дальнобойщиков, подчеркнув при этом свой конструктивный настрой. 30 ноября лидер КПРФ Геннадий Зюганов на заседании фракции в Госдуме заявил, что партия защищает протестующих против «Платона» активистов, помогает им, но делает это «грамотно и энергично максимально, чтобы не попасться на удочки Навальных и других провокаторов». 5 декабря коммунисты собираются провести всероссийскую акцию солидарности с дальнобойщиками. Но от поддержки правительства в истории с «Платоном» отстранились и две другие партии формальной парламентской оппозиции – ЛДПР и «Справедливая Россия». В самом сложном положении оказалась «Единая Россия», лидером которой является глава правительства Дмитрий Медведев.

Об общем беспокойстве депутатов и очевидных различиях в партийных позициях свидетельствуют события в Госдуме в последние дни. 1 декабря комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций одобрил поправки в закон о митингах, приравнивающие автопробеги и установку палаточных городков к массовым протестным акциям. Впредь автопробеги потребуют согласования с властями не менее чем за 10 дней до даты проведения, а нарушителям грозят высокие штрафы. Законопроект был внесен в Госдуму правительством еще 23 сентября, но сейчас по понятным причинам его прохождение в парламенте было резко ускорено. На заседании комитета документ поддержала лишь фракция единороссов, но и ее представитель признал, что в существующем виде законопроект вызывает множество вопросов с точки зрения правоприменения. КПРФ и ЛДПР собираются воздержаться при голосовании в первом чтении, а эсеры – голосовать против. Законопроект будет рассмотрен в первом чтении уже в пятницу.

Также 1 декабря на пленарном заседании Госдумы коммунисты Валерий Рашкин, Сергей Обухов и Владимир Родин предложили рассмотреть проект постановления об обращении к президенту РФ с просьбой ввести мораторий на систему денежных сборов с дальнобойщиков до ее полного тестирования. За включение этого вопроса в повестку дня проголосовали 205 депутатов, против – 162, для принятия документа не хватило 21 голоса. «За» в полном составе голосовали КПРФ и ЛДПР и 85% фракции эсеров. 68% депутатов-единороссов голосовали против и 30% не голосовали вообще. Однако три единоросса, включая спикера Госдумы Сергея Нарышкина, подали свои голоса за рассмотрение этого вопроса.

Показательно, что в тот же день со сдержанной критикой позиции правительства выступил лидер фракции «Единой России» в Госдуме Владимир Васильев. По его мнению, ситуация с введением «Платона» демонстрирует, что кабмин не всегда может перестраивать свою работу. «Судя по тому, что делается сейчас Минтрансом в плане введения платы за дороги, это не всегда получается», и в результате «мы имеем огромные издержки», заявил глава фракции. Васильев отметил, что для решения проблемы депутаты Госдумы «должны подключиться к работе правительства, взять на себя ответственность». «Необходимо, чтобы наше правительство принимало эффективные меры и помогло тому бизнесу, который сейчас оказался в сложной ситуации», – подчеркнул Васильев. Впрочем, на этом обсуждение вопроса о системе «Платон» в Госдуме не закончилось. 2 декабря трое депутатов от фракции КПРФ внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект, предполагающий введение моратория на взимание дорожного сбора с большегрузов до 1 января 2017 года.

В последние дни в защиту интересов грузоперевозчиков высказались некоторые губернаторы. Глава Белгородской области Евгений Савченко направил в Минтранс письмо с просьбой установить переходный период для налаживания полноценной работы системы «Платон». Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский в письме к вице-премьеру Аркадию Дворковичу обратил внимание на рост напряженности среди дальневосточных водителей, вызванный введением нового дорожного сбора. Миклушевский предложил в течение одного года провести тестовую эксплуатацию системы «Платон» с взиманием символической платы с водителей большегрузных автомобилей, а на последующий период ввести для Дальнего Востока льготный тариф в размере не более 1 рубля за километр.

Однако, судя по прошедшему 2 декабря под эгидой президентского Совета по правам человека диалогу между министром транспорта Максимом Соколовым и представителями грузоперевозчиков, пока позиция исполнительной власти не претерпела изменений. Похоже, без прямого вмешательства президента кабинет министров не рискует пересматривать ранее принятые решения, затрагивающие деловые интересы близких к Владимиру Путину людей. А беспокойство в рядах политического класса не перерастет в решительные попытки повлиять на ситуацию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net