Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.11.2005

4 НОЯБРЯ: ЧТО ПРАЗДНУЕМ?

С этого года календарь официальных российских праздников потерял один красный день и приобрел вместо него другой. 4 ноября объявлен Днем народного единства. Этот праздник связан с окончанием Смутного времени, с освобождением от польской интервенции Мининым и Пожарским и призван восполнить зияющую пустоту на месте привычного выходного дня в ноябре. Задачи и цели властей понятны, но насколько успешно проходит операция по "пересадке праздника"? На вопросы "Политком.Ру" отвечает руководитель политологического департамента Центра политических технологий Алексей Зудин.

- Сможет ли новый праздник стать народным и заменить празднование 7 ноября? Насколько удачным был выбор именно этой исторической даты для такой цели?

- Об этом еще рано говорить. Насколько он удачный, посмотрим. Для адекватной оценки потребуется не один и не два раза его отпраздновать. Можно говорить пока о другом: насколько близость по времени к старому празднику, которая была главным критерием в выборе праздничной даты, совпала с другим важным критерием - политическим - выбором действительно важного исторического события, которое имело большое значение для России. Весь вопрос теперь в том, насколько удастся реставрировать, оживить и сделать фактом массового сознания содержание этого события.

Этот день, как любое историческое событие, несет в себе множество значений. Это и освобождение от интервенции, которое включает в себя противостояние с Западом, и возрождение российского государства, что реанимирует государственнические ценности. Это и значение, связанное с ценностью согласия, что вынесено в заголовок праздника, подчеркивающее важность единения - когда решается судьба государства, то общество забывает от том, что его разъединяет, для решения общей задачи. Но эта дата напоминает нам и о том, что 400 лет назад государство было воссоздано снизу. Какое из значений станет ведущим, зависит всецело от пропагандисткой работы властей.

Пока ход подготовки праздника и те комментарии, которые появляются на телеканалах, говорят о том, что акцент делается на единстве и ценностях государства. Можно говорить, что выбрана очень умеренная версия - акцент на противостоянии с Западом не ставится. И это хорошо, потому что конфронтация нам повредит, нужно стараться жить в мире, где конкуренция между странами не включает в себя войны и использования конфронтационных средств.

Я не почувствовал акцента на том факте, что государство было воссоздано снизу, и именно это хорошо вписывается в нынешнюю официальную риторику властей. Однако любое государство живо и жизнеспособно, пока его поддерживает общество. Именно общество создает государство, а не наоборот. В этом смысле этот праздник обладает неким потенциалом, как любое крупное событие, которое может быть реализовано, а может и не быть реализовано. То, что сейчас на передний план выносятся консервативные ценности, не отменяет того, что с этим праздником связан целый куст демократических значений.

- Многие говорят о том, что многими россиянами этот день воспринимался как праздничный, и государство поступило бестактно, отменив его, "не спросив разрешения". Насколько была необходима отмена 7 ноября как праздника?

- 7 ноября необходимо было отменить рано или поздно, также как тело Ленина рано или поздно необходимо вынести из Мавзолея.

Создается новое государство, и праздники, связанные со старым политическим строем, должны прекратить свой официальный статус. Это нормально. В том факте, что власть проявляет инициативу и идет на упреждающие шаги, я не вижу ничего опасного. Можно было бы ждать длительный период времени, когда то поколение, которое отмечает этот праздник и связывает с ним свои ностальгические или идеологические переживания, уйдет из жизни - такой поворот событий был бы естественным. Но у нас в силу нашего типа исторического развития разные процессы движутся с разной скоростью, и власть выступает одним из двигателей в том, что касается смены официальных символов, что опять-таки оправдано.

Однако это не единственное решение в данной области. Были и компромиссы, которые тоже не нравятся определенной части общества. Например, возвращение старого советского гимна, и то, что тело Ленина до сих пор в Мавзолее. Власть чередует шаги. Кроме того, нельзя сказать, что официальная отмена статуса у 7 ноября - шаг против общественного мнения. Для многих, если не для большинства, праздник давно утратил официальный характер, и это началось еще в позднесоветский период. Еще при советской власти, в 70-е годы, в череде официальных праздников 7 ноября фактически отодвинулось на второе место, а на первое выдвинулся праздник дня Победы. Никаких решений по этому поводу не было, но это произошло. Это означает, что дряхлеющий советский режим осознавал, что набор символов ослабел, и таким способом была предпринята попытка опереться на более свежее значение, чтобы как-то укрепить начавшуюся разрушаться легитимность режима. Общество самостоятельно сделало так, чтобы разрыв с официальным значением 7 ноября стал очень значительным. И это был процесс, который шел не сверху, а снизу. А власть вынуждена была подстраиваться.

Может создаться впечатление, что власть диктует обществу свой набор символов. На самом же деле это не так: принимаются только те символы, которые находят отклик и созвучие с ожиданиями общества. Допустим, в самом начале советская власть отменила Рождество, но потом ввела Новый Год как официальный праздник. Это был компромисс между намерениями властей и чаяниями общества.

В данном случае мы тоже имеем компромисс, хоть это и выглядит как инициатива власти.

А насколько он жизнеспособен, будет зависеть от многого. Во многом - от общества, которое либо примет этот праздник и одомашнит его, либо он останется в ряду чистого официоза, и тогда власть будет вынуждена искать новые символы и новые значения. День согласия и примирения - только первая попытка в этом направлении.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net