Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.12.2015 | Анатолий Медведев

Балансирование Путина

В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поддержал идею декриминализации отдельных статей УК России, а также реформу института суда присяжных. С точки зрения риторики это выглядит реабилитацией президентской повестки Дмитрия Медведева. Однако правозащитники остаются крайне скептичны.

Инициатива о декриминализации отдельных статей УК принадлежит главе ВС Вячеславу Лебедеву, под руководством которого еще весной велась работа по подготовке соответствующего законопроекта. Речь идет о переводе мелкого хищения, побоев и подлога из числа уголовно-наказуемых преступлений в разряд административных правонарушений. Кроме того, от уголовной ответственности предлагается освободить тех, кто совершает преступление малой и средней тяжести в первый раз. По словам Лебедева, либерализация может коснуться 300 тыс. человек, что весьма революционно для российской системы.

За время президентства Дмитрия Медведев число отбывающих наказание в местах лишения свободы снизилось почти на 150 тыс. человек, до 585 тыс. При Путине этот процесс резко замедлился: за два года (2012-2014) этот показатель сократился всего на 34 тысячи, а число тех, кто находится в СИЗО выросло на 3 тыс, в то время как при Медведеве упало на 25 тыс. Перемена тренда вполне определенная: при Путине репрессивный аппарат государства укрепил свое влияние и возможности.

Либерализация УК всегда была политически сложной темой. Против этого выступали, прежде всего, силовики, считающие, что это играет на руку преступному сообществу. С другой стороны, это было и инструментом политико-аппаратной конкуренции. Так, Медведев, будучи в свое время президентом, делал либерализацию УК одной их главных частей своей политической повестки, что давало ему возможность, в том числе, влиять на судебную систему. После его ухода многие решения были пересмотрены, в УК возвращена статья о клевете. Кроме того, СКР интересовался причастностью ЮКОСа к решениям о либерализации УК в рамках так называемого «экспертного дела», из-за которого, в частности, страну покинул бывший ректор РЭШ Сергей Гуриев.

В нынешней ситуации инициатива Лебедева также встретила препятствия, но уже на уровне кабинета министров. Законопроект о декриминализации мелких преступлений уже не поддержан правительственной комиссией по законопроектной деятельности, говорил источник РБК. Лебедев также жаловался на то, что кабинет министров не дает свое заключение, что тормозит внесение документа в Госдуму. Вероятно, это связано с историей поглощения ВАС Верховным судом, что стало одним из главных политических поражений Медведева после отставки с поста президента.

Еще одним важным решением стала поддержка Путиным идеи расширить число составов преступлений, которые могут рассматриваться судом присяжных, но при сокращении числа присяжных с 12 до 5-7. Отношение к суду присяжных в России со стороны правоохранительных органов, так же как и к либерализации УК, всегда было резко отрицательным. Присяжных обвиняли в некомпетентности, допущении технических ошибок, из-за которых отменялось до 40% приговоров, в дороговизне. Сужение компетенции присяжных заседателей началось в 2008 году: из их ведения вывели дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, шпионаже, а в 2012 году их отстранили от рассмотрения дел по тяжким преступлениям. В начале 2015 года Путин поручил ВС и совету по правам человека подумать над реформой института суда присяжных. ВС предлагал «сократить число присяжных заседателей в областных и равных им судах до семи» (сейчас их двенадцать), а также предусмотреть участие пяти присяжных «для рассмотрения дел об особо тяжких преступлениях в районных судах» (сейчас с участием присяжных рассматриваются только дела, подсудные ВС республики, краевому или облсуду). Кроме того, судья мог бы принимать участие в обсуждении вердикта – в этом случае мнение судьи может стать решающим.

Подобные идеи были критично встречены правозащитниками, которые посчитали реформу подменой понятий: речь идет не о расширении института присяжных, а о замене его институтом народных заседателей. Послание Путина показывает, что президент в целом поддержал вариант ВС, хотя и подчеркнул, что «обязательно следует сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решения» (таким образом, судья, видимо, не будет принимать участия в обсуждении).

Пока можно лишь очень осторожно говорить об изменении риторики президента: вместо «закручивания гаек», поиска врагов, разоблачений «пятой колонны», наращивания прерогатив силовиков Путин пытается сместить акценты в сторону некоторой либерализации. Однако в практическом плане правозащитники надеются, что это, как минимум, не приведет к нарастанию злоупотреблений силовиками, реального послабления сегодня практически никто не ждет. Что же касается суда присяжных, то тут как раз скорее происходит контрреформа: содержательно очень важное решение о сокращении присяжных сопровождается, впрочем, серьезной уступкой в виде расширения числа составов преступлений, рассматриваемых присяжными. Но в новом виде власть как раз может пойти на это без особых рисков для интересов «силовиков». Как показывает опыт, попытки проведения реформ под либеральным соусом вели к обратному эффекту. В нынешней ситуации можно констатировать и рост влияния ВС, который после поглощения ВАС выдвинул инициативу, поддержанную президентом.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net