Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

08.11.2005

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА КАРТЕ ЕВРОПЫ

Начавшиеся 12 дней назад во Франции беспорядки захлестнули уже и соседние европейские государства. В то время как европейские политики собираются на экстренные совещания и ищут пути выхода из давно назревавшего, но только теперь вырвавшегося на волю кризиса, эксперты дают самые мрачные прогнозы и говорят о том, что сожжение магазинов и автомобилей подростками-иммигрантами - это еще только начало. О том, что происходит сегодня в Европе, "Политком.Ру" рассказывает директор Центра по международной политике Института США и Канады Анатолий Уткин:

- Можно ли говорить о том, что сегодняшний кризис в Европе, начавшийся во Франции, это начало краха европейской концепции мультикультурализма? Или причина только в издержках исламизации? Или в "старом добром" социальном неравенстве?

До 1991 года осью мировой истории было противостояние идеологий - коммунистической и капиталистической. Но после полного крушения идеи коммунизма на первый план на арене противостояний вышло то, что было впоследствии названо "цивилизациями". Статья Хантингтона "Столкновение цивилизаций" поставила важнейший вопрос: могут ли семь цивилизаций: ортодоксальная западная, латиноамериканская, исламская, индуистская, буддистская, конфуцианская и синтоистская, жить вместе.

Вначале было впечатление, что смогут, потому что есть общие идеалы - так называемые общечеловеческие ценности. Но, оказывается, что все не так просто, потому что, например, одна только демографическая революция меняет картину мира настолько существенно, что самая могущественная западная цивилизация теряет свои позиции. Ведь Франция не зря призвала арабов. Некому было работать на заводах в Тулузе - просто не хватало молодых людей, вот и пришлось призвать арабов, говорящих по-французски, из бывших колоний.

Так возникли две цивилизации внутри одной европейской страны. Но, опять-таки, вопрос в том, смогут ли мирно существовать два различных по своей сути коммюнити внутри Европы, отсылает нас к вопросу более широкому: возможны ли в мире общие ценности?

Например, безусловный мировой лидер США бьются над решением этого вопроса, считая, что общим ценностям можно научить, подогнав их под свое представления о ценностях. Однако США явно испытывают трудности на этом пути. Они не смогли доказать миру, что различные цивилизации можно примирить под флагом единым ценностей.

И с тех пор как Запад победил в войне идеологий, положительного ответа на этот вопрос до сих пор нет.

- Как Европе выйти из сложившейся ситуации? Какой инструмент следует применить для того, чтобы не только унять разбушевавшуюся молодежь, но хотя бы немного подойти к решению того самого глобального вопроса, о котором Вы говорите? Какие вообще существуют для этого инструменты?

- У Европы нет инструментов. Единственный инструмент, который она смогла применить, был уже применен сегодня днем - когда правительство Франции разрешило региональным властям вводить комендантский час в рамках закона о чрезвычайном положении, то есть фактически вводить военное положение. Но это не ответ и не решение. Это очередная палка в руках белого человека, которая в нынешних условиях не является инструментом.

Решением могло бы быть создание единых лингвистических и религиозных центров, задача которых заключалась бы в том, чтобы объединять разное, позволять разному существовать на базе общего. Но во Франции пошли по другому пути: наоборот, запретили всякие религиозные аксессуары - запретили разницу. И что вышло?

И что мы увидим в итоге? Увидим, что 60 процентов будут за Ле Пена, увидим, как Западная Европа закроет границы для арабов. То есть мы увидим очередные варианты манипуляций палкой. Но палкой решить межцивилизационный конфликт нельзя.

- Может быть, решение - в ликвидации гигантского разрыва в уровне жизни стран Запада и третьего мира?

- Давайте посмотри, как Запад помогает слаборазвитым странам. Европейские страны отчисляют помощь в размере 0,7 валового продукта - меньше одного процента от того, что производит страна в течение года. США - 0,23 процента.

Давайте говорить прямо - это не помощь. Должна быть настоящая солидарность, действительное сострадание и желание помочь. Нужна долгая память - Запад должен помнить, какой ценой он сделал свой миллиард золотым и какую приходится платить остальным пяти миллиардам. Запад должен помнить, что 35 миллионов негров умирает сегодня от СПИДа, который занесли в Африку белые.

Он может и не помнить, может и не помогать, но тогда пусть не удивляется расколу между цивилизациями, который проходит теперь и по карте Европы.

Так что статья Хантингтона оказалась провидческой.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net