Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политклуб

23.07.2001 | Алексей Макаркин

Пять правил этнического конфликта

Проект по этническим отношениям (PER) - американская неправительственная организация, которая с 1991 года ведет активную работу в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Общаясь со сторонами, вовлеченными в этнический конфликт, PER оказывает помощь в налаживании контактов, посредничестве на переговорах, консультациями и тренингом. Богатый опыт президента PER доктора Аллена Кассофа, давнего друга и партнера Центра политических технологий, побудил его сформулировать «Пять правил этнического конфликта», которые с разрешения автора мы представляем посетителям нашего сайта.

Почему так трудно управлять этническими конфликтами или разрешать их? Число написанных на эту тему работ множится с каждым днем. Проект по этническим отношениям вносит свою лепту в эту литературу: «пять правил», которые мы сформулировали на основе десятилетнего опыта работы с противостоящими сторонами в целом ряде серьезных межэтнических конфликтов.

1. В межэтническом конфликте все правы.

Позиции вовлеченных в конфликт этнических групп - неважно, составляют ли они большинство или меньшинство - основаны на эмоциях, а по тому иррациональны по своей сути. Убедительных доказательств того, кто прав в своих исторических требованиях, или кто виноват в возникновении конфликта, просто не существует. Определения «правоты» или «справедливости» носят как правило относительный или субъективный характер. Любая третья сторона может в лучшем случае помочь участникам конфликта выработать соглашение или компромисс, но объективных стандартов в межэтнических отношениях не существует.

2. В межэтнических отношениях «плохие» всегда задают тон, тогда как «хорошие» почти никогда не служат примером для «плохих».

Обычно в такой ситуации «плохие» одерживают верх. Недавний тому пример - Македония. «Плохие», маленькая группка целеустремленных албанских экстремистов, спровоцировала мощный ответный удар македонских военных, что положило начало разрушительному циклу атак и контратак. Установление хрупкого перемирия и готовность правящей межэтнической коалиции рассмотреть вопрос о поправках в конституцию не убедили экстремистов отказаться от новой вооруженной акции, которая, в свою очередь, спровоцировала еще более массированный ответ македонской армии. Другими словами, сдержанность одной стороны, как правило, не побуждает к сдержанности другую.

3. Для попыток разрешения межэтнического конфликта, момент всегда неподходящий. Когда же момент становится подходящим, обычно уже слишком поздно.

Поскольку межэтнические конфликты - дело сложное, то нередко реакцией на них становится (особенно со стороны доминирующей или правящей группы) попытка отрицать само существование конфликта или оттянуть рассмотрение требований меньшинства. Оправдание всегда легко находится: либо у страны много других, более важных дел, либо требования этнического меньшинства необоснованны или завышены, а уступка меньшинству породит политическое недовольство большинства. Зачастую за проблему берутся всерьез только тогда, когда разражается полномасштабный кризис. А к этому времени позиции ужесточаются, и то, что легко можно было бы разрешить с помощью компромисса, становится неуправляемым.

4. В разрешении межэтнических конфликтов дьявол всегда прячется в деталях. Принципиальные соглашения проваливаются на стадии реализации.

Реальные подвижки в межэтнических отношениях зачастую требуют изменений в поведении. Одной из сторон приходится расставаться с привычными преимуществами или некоторой долей власти в пользу другой стороны, которая, в свою очередь, может счесть уступки недостаточными. Те, на повседневную жизнь которых новые реалии оказывают существенное воздействие, могут отвергнуть соглашение и попытаться воспрепятствовать его реализации.

5. В каждом двустороннем этническом конфликте есть как минимум четыре стороны.

Стороны в межэтническом конфликте никогда не бывают гомогенными: они разделены на фракции, главным образом - «голубей» и «ястребов». «Голубям» в обоих лагерях приходится хуже всего: какого бы соглашения с «голубями» противоположной стороны они ни достигли, оно оказывается под огнем ястребов с обеих сторон, которые попытаются сорвать соглашение (см. Правило №2).

Чтобы достичь успеха в разрешении межэтнического конфликта, нужно найти, как обойти эти препятствия, даже признавая их.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net