Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политклуб

23.07.2001 | Алексей Макаркин

Пять правил этнического конфликта

Проект по этническим отношениям (PER) - американская неправительственная организация, которая с 1991 года ведет активную работу в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Общаясь со сторонами, вовлеченными в этнический конфликт, PER оказывает помощь в налаживании контактов, посредничестве на переговорах, консультациями и тренингом. Богатый опыт президента PER доктора Аллена Кассофа, давнего друга и партнера Центра политических технологий, побудил его сформулировать «Пять правил этнического конфликта», которые с разрешения автора мы представляем посетителям нашего сайта.

Почему так трудно управлять этническими конфликтами или разрешать их? Число написанных на эту тему работ множится с каждым днем. Проект по этническим отношениям вносит свою лепту в эту литературу: «пять правил», которые мы сформулировали на основе десятилетнего опыта работы с противостоящими сторонами в целом ряде серьезных межэтнических конфликтов.

1. В межэтническом конфликте все правы.

Позиции вовлеченных в конфликт этнических групп - неважно, составляют ли они большинство или меньшинство - основаны на эмоциях, а по тому иррациональны по своей сути. Убедительных доказательств того, кто прав в своих исторических требованиях, или кто виноват в возникновении конфликта, просто не существует. Определения «правоты» или «справедливости» носят как правило относительный или субъективный характер. Любая третья сторона может в лучшем случае помочь участникам конфликта выработать соглашение или компромисс, но объективных стандартов в межэтнических отношениях не существует.

2. В межэтнических отношениях «плохие» всегда задают тон, тогда как «хорошие» почти никогда не служат примером для «плохих».

Обычно в такой ситуации «плохие» одерживают верх. Недавний тому пример - Македония. «Плохие», маленькая группка целеустремленных албанских экстремистов, спровоцировала мощный ответный удар македонских военных, что положило начало разрушительному циклу атак и контратак. Установление хрупкого перемирия и готовность правящей межэтнической коалиции рассмотреть вопрос о поправках в конституцию не убедили экстремистов отказаться от новой вооруженной акции, которая, в свою очередь, спровоцировала еще более массированный ответ македонской армии. Другими словами, сдержанность одной стороны, как правило, не побуждает к сдержанности другую.

3. Для попыток разрешения межэтнического конфликта, момент всегда неподходящий. Когда же момент становится подходящим, обычно уже слишком поздно.

Поскольку межэтнические конфликты - дело сложное, то нередко реакцией на них становится (особенно со стороны доминирующей или правящей группы) попытка отрицать само существование конфликта или оттянуть рассмотрение требований меньшинства. Оправдание всегда легко находится: либо у страны много других, более важных дел, либо требования этнического меньшинства необоснованны или завышены, а уступка меньшинству породит политическое недовольство большинства. Зачастую за проблему берутся всерьез только тогда, когда разражается полномасштабный кризис. А к этому времени позиции ужесточаются, и то, что легко можно было бы разрешить с помощью компромисса, становится неуправляемым.

4. В разрешении межэтнических конфликтов дьявол всегда прячется в деталях. Принципиальные соглашения проваливаются на стадии реализации.

Реальные подвижки в межэтнических отношениях зачастую требуют изменений в поведении. Одной из сторон приходится расставаться с привычными преимуществами или некоторой долей власти в пользу другой стороны, которая, в свою очередь, может счесть уступки недостаточными. Те, на повседневную жизнь которых новые реалии оказывают существенное воздействие, могут отвергнуть соглашение и попытаться воспрепятствовать его реализации.

5. В каждом двустороннем этническом конфликте есть как минимум четыре стороны.

Стороны в межэтническом конфликте никогда не бывают гомогенными: они разделены на фракции, главным образом - «голубей» и «ястребов». «Голубям» в обоих лагерях приходится хуже всего: какого бы соглашения с «голубями» противоположной стороны они ни достигли, оно оказывается под огнем ястребов с обеих сторон, которые попытаются сорвать соглашение (см. Правило №2).

Чтобы достичь успеха в разрешении межэтнического конфликта, нужно найти, как обойти эти препятствия, даже признавая их.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net