Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политклуб

23.07.2001 | Алексей Макаркин

Пять правил этнического конфликта

Проект по этническим отношениям (PER) - американская неправительственная организация, которая с 1991 года ведет активную работу в странах Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Общаясь со сторонами, вовлеченными в этнический конфликт, PER оказывает помощь в налаживании контактов, посредничестве на переговорах, консультациями и тренингом. Богатый опыт президента PER доктора Аллена Кассофа, давнего друга и партнера Центра политических технологий, побудил его сформулировать «Пять правил этнического конфликта», которые с разрешения автора мы представляем посетителям нашего сайта.

Почему так трудно управлять этническими конфликтами или разрешать их? Число написанных на эту тему работ множится с каждым днем. Проект по этническим отношениям вносит свою лепту в эту литературу: «пять правил», которые мы сформулировали на основе десятилетнего опыта работы с противостоящими сторонами в целом ряде серьезных межэтнических конфликтов.

1. В межэтническом конфликте все правы.

Позиции вовлеченных в конфликт этнических групп - неважно, составляют ли они большинство или меньшинство - основаны на эмоциях, а по тому иррациональны по своей сути. Убедительных доказательств того, кто прав в своих исторических требованиях, или кто виноват в возникновении конфликта, просто не существует. Определения «правоты» или «справедливости» носят как правило относительный или субъективный характер. Любая третья сторона может в лучшем случае помочь участникам конфликта выработать соглашение или компромисс, но объективных стандартов в межэтнических отношениях не существует.

2. В межэтнических отношениях «плохие» всегда задают тон, тогда как «хорошие» почти никогда не служат примером для «плохих».

Обычно в такой ситуации «плохие» одерживают верх. Недавний тому пример - Македония. «Плохие», маленькая группка целеустремленных албанских экстремистов, спровоцировала мощный ответный удар македонских военных, что положило начало разрушительному циклу атак и контратак. Установление хрупкого перемирия и готовность правящей межэтнической коалиции рассмотреть вопрос о поправках в конституцию не убедили экстремистов отказаться от новой вооруженной акции, которая, в свою очередь, спровоцировала еще более массированный ответ македонской армии. Другими словами, сдержанность одной стороны, как правило, не побуждает к сдержанности другую.

3. Для попыток разрешения межэтнического конфликта, момент всегда неподходящий. Когда же момент становится подходящим, обычно уже слишком поздно.

Поскольку межэтнические конфликты - дело сложное, то нередко реакцией на них становится (особенно со стороны доминирующей или правящей группы) попытка отрицать само существование конфликта или оттянуть рассмотрение требований меньшинства. Оправдание всегда легко находится: либо у страны много других, более важных дел, либо требования этнического меньшинства необоснованны или завышены, а уступка меньшинству породит политическое недовольство большинства. Зачастую за проблему берутся всерьез только тогда, когда разражается полномасштабный кризис. А к этому времени позиции ужесточаются, и то, что легко можно было бы разрешить с помощью компромисса, становится неуправляемым.

4. В разрешении межэтнических конфликтов дьявол всегда прячется в деталях. Принципиальные соглашения проваливаются на стадии реализации.

Реальные подвижки в межэтнических отношениях зачастую требуют изменений в поведении. Одной из сторон приходится расставаться с привычными преимуществами или некоторой долей власти в пользу другой стороны, которая, в свою очередь, может счесть уступки недостаточными. Те, на повседневную жизнь которых новые реалии оказывают существенное воздействие, могут отвергнуть соглашение и попытаться воспрепятствовать его реализации.

5. В каждом двустороннем этническом конфликте есть как минимум четыре стороны.

Стороны в межэтническом конфликте никогда не бывают гомогенными: они разделены на фракции, главным образом - «голубей» и «ястребов». «Голубям» в обоих лагерях приходится хуже всего: какого бы соглашения с «голубями» противоположной стороны они ни достигли, оно оказывается под огнем ястребов с обеих сторон, которые попытаются сорвать соглашение (см. Правило №2).

Чтобы достичь успеха в разрешении межэтнического конфликта, нужно найти, как обойти эти препятствия, даже признавая их.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net