Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Политклуб

14.11.2001 | Ольга Промптова, Юлия Фалькевич

Goodbye, America

Россиянам больше не нравится быть похожими на американцев. Психологи и социологи констатируют, что смещение системы ценностей в сторону сближения с американской, которое наблюдалось у россиян после распада СССР, прекратилось, и все повернулось вспять. В России снова ценят дружбу, любовь и честность больше, чем деньги.

К такому выводу пришли в Институте психологии РАН. Институт регулярно проводит опросы 800 - 900 москвичей, по результатам которых выводит шкалу ценностей по методике американского психолога Милана Рокича. По Рокичу, ценности определяются как тем, что человек желает для себя, так и способами поведения для достижения поставленных целей. В результате получается два рейтинга ценностей, которые представляют собой что-то вроде описания «национального характера».

Российская шкала ценностей по Рокичу всегда отличалась от американской и до 1992 г. выглядела так: на 1-м месте - здоровье, далее семья, любовь, работа, друзья и материальная обеспеченность. Самым важным качеством, проявляемым при достижении этих целей, россияне считали честность. Но после распада Советского Союза приоритеты стали другими. «После 1992 г. ценностные ориентации россиян стали меняться и приближаться к структуре ценностных ориентаций американского населения», - говорит доктор психологических наук, заместитель директора Института психологии РАН Анатолий Журавлев.

Материальная обеспеченность вышла на 3-е место, опередив любовь. «Это не очень типично для российского менталитета», - говорит Журавлев.

Честность как условие достижения целей сильно обесценилась в глазах москвичей: в 1992 - 1994 гг. она занимала лишь 3 - 4-е место. Упало также значение образованности. Москвичи, как и американцы, стали выше ценить предприимчивость. Работа в системе ценностей москвичей в 1994 г. заняла 7-е место. Здесь важно отметить, что россияне, в отличие от американцев, воспринимают работу не только как средство заработка, но и как способ удовлетворения потребностей в общении и т. п., поэтому обычно ценят ее очень высоко.

Любопытно, что среди старших школьников и студентов, для которых всегда важнее всего была любовь, впервые на лидирующие позиции вышло здоровье. Аналогичную ситуацию психологи наблюдали лишь однажды за последние десятилетия - после аварии на Чернобыльской АЭС в регионах с радиационным заражением. Кстати, старшие школьники вместе с предпринимателями до 1998 г. ценили богатство выше, чем все остальные группы населения.

Американизация длилась недолго. Признаки возвращения некоторых традиционных ценностей (например, честности и образованности) стали заметны уже с 1996 - 1997 гг. Но настоящий переворот в головах москвичей произошел, конечно, после кризиса 1998 г. Трех прошедших с тех пор лет хватило, чтобы шкала ценностей москвичей практически вернулась в то состояние, в котором она находилась до 1992 г. «Российские ценности чрезвычайно устойчивы», - говорит Анатолий Журавлев, заместитель директора Института психологии РАН. Теперь честность на своем традиционном 1-м месте, а предприимчивость не в чести. Люди, как и прежде, стали больше ценить любовь и дружбу и меньше - материальную обеспеченность.

По словам Журавлева, очень похожие процессы в российском обществе происходили в 1920-х гг. и были вызваны нэпом. Радикальная капитализация вызвала серьезные изменения в шкале ценностей, но долго это не продлилось, хотя и по другим причинам. Забавно, что на это ушло примерно столько же времени. «Те же семь лет понадобились обществу, чтобы отказаться от радикальной модели капитализации».

Изменение ценностей не замедлило сказаться на развитии индустрии развлечений, общепита и пр. Количество мест, куда люди обычно ходят с друзьями и семьей, стало расти на глазах.

По данным маркетинговой компании GFK Russia, это коснулось практически всех видов отдыха: по сравнению с 1997 г. россияне стали больше встречаться с друзьями, проводить время с семьей, читать, гулять, а также просто расслабляться и спать.

А рекламисты, в свою очередь, стали все чаще использовать сюжеты, в которых встречаются старые друзья. Российские потребители предпочитают «русский стиль» в рекламе с сюжетами, напоминающими об удачных периодах в истории страны. Зато неадаптированные западные ролики потребителям категорически не нравятся. «Это стало заметно: американизированные образцы жизни отвергаются. Неадаптированная реклама теперь не идет», - говорит Инна Кочеткова, старший консультант по качественным исследованиям маркетинговой компании GfK Russia.

"Российское общество стало осознавать необходимость собственного пути. И это естественно, что реклама стала отражать эти тенденции: иначе она не могла бы выполнять свою главную функцию - продавать товар», - говорит Александр Эйдинов, директор по маркетингу рекламного агентства LBL Media.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net