Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.08.2001 | Дмитрий Орлов

Шахматная доска, разбитая вдребезги

Борис Березовский обещал создать свою оппозицию осенью. Осень стремительно наступает, но оппозиция экс-олигарха являет собой на первый взгляд удивительно жалкое зрелище. На самом деле это неудивительно. Ведь система Березовского - не бизнес-империя и даже не империя зрелищ, как казалось когда-то, в эпоху царства Доренко на первом канале. Это шахматная доска, стабильность которой в шатком равновесии, а правила игры определяются бесконечной множественностью комбинаций. Исход партии, сыгранной по правилам демиурга сей доски, предопределен -- тем более что демиург отождествляет эти правила с фундаментальными ценностями гражданского общества. Но мощный удар по доске лишает его буквально всего. Именно это произошло с самым блестящим комбинатором ушедшей эпохи первоначального накопления.

Два удара

Характер основной деятельности человека, скромно именуемого в рейтингах политической элиты «портфельный инвестор», давно и хорошо известен. Борис Березовский покупал не собственность, а менеджеров, и торговал не алюминием или нефтью, а правительственными постановлениями и президентскими указами. Именно всепроникающий, не ограниченный никакими правилами лоббизм «по Березовскому» превратил российскую власть в коррумпированную олигархическую систему.

Удар Примакова по этой системе зимой 1998/99 года был жестоким, но не фатальным. Удар Путина отбросил Бориса Абрамовича с его доской, высшей математикой, правилами и ценностями куда-то в потустороннее, на Лазурный берег и далее. В область вопросов, подобных тем, что задает ехидно нынешний президент: «Березовский? А кто это такой?» Шахматная доска Березовского - идеальная горизонталь ушедшей эпохи залоговых аукционов и выборов «из Давоса». Стиль Путина - это вертикаль, и судьба Березовского была предрешена еще осенью 99-го, когда он привычно создавал отнюдь не оппозицию, а новую партию власти.

А ведь еще пару лет назад олигарх был поистине всесилен. Весь 1998 год прошел под знаком укрепления позиций Бориса Березовского в российской авиационной отрасли, к которой он проявлял интерес с 1995-го. Фактический хозяин «Аэрофлота», он почти прибрал к рукам и вторую по масштабам перевозок российскую авиакомпанию - «Трансаэро». «ЛогоВАЗ» прибрел более 12% акций этой структуры, а с помощью партнеров Борис Абрамович контролировал половину ее уставного капитала. Колоссальные усилия PR-структур Березовского были направлены на то, чтобы «свалить» руководство «Трансаэро». Это ему не удалось. Да и сам «Аэрофлот» он потерял. Березовский пострадал по принципу «жадность фраера сгубила», попытавшись убрать с поста президента компании зятя Бориса Ельцина Валерия Окулова. Старший вице-президент, коммерческий директор «Аэрофлота» и главный ставленник Бориса Абрамовича Александр Красненкер открыто претендовал на пост главы компании. Очень скоро Красненкер станет подозреваемым, всплывут манипулировавшие деньгами «Аэрофлота» за границей «Андава», «Форус», а также счета в зарубежных банках.

Посвящение в олигархи

А еще раньше Борис Абрамович создал то, что в свою очередь создало ему образ демиурга политического движения - или по крайней мере той самой шахматной доски, на которой это движение совершается. Первый народный автомобиль - кто сегодня помнит о нем? Нет, речь не о «Жигулях», а об автотрейдерской фирме «ЛогоВАЗ» и концерне «АВВА», на которых Березовский сделал первоначальный капитал, отнюдь не претендовавший на статус политического (вот претензия на криминал была бы вполне оправданной). Скромный математик-аналитик быстро понял, что может заняться и вещами покруче хлопотных спекуляций с железками. Схема получения нашим героем доступа к настоящим решениям кажется сегодня банальной до неприличия. Коржаков был вхож к Ельцину, Березовский был вхож к Коржакову. Бывший охранник президента утверждает, что поначалу Борис Абрамович был скромен. Присаживался на кончик стула. Говорил тихо и с почтением. Просил немного. Дальше - больше.

Березовский стал Березовским после создания Общественного российского телевидения. Бесформенный конгломерат «Останкино» был лоялен президенту, однако ОРТ должно было стать сверхлояльным -- обеспечить политическую поддержку Бориса Ельцина на выборах-96. Решение было поручено Борису Абрамовичу, медийный опыт которого ограничивался к тому времени не слишком удачным проектом обновления «Огонька» (в ходе которого он познакомился с «президентским писателем» Валентином Юмашевым). Березовский проблему решил. Своими силами, силами «Объединенного банка», при помощи Александра Смоленского и ряда других банкиров. Но - не за свой счет. «На ОРТ» бросили деньги «Сибнефти», брошенной на залоговый аукцион. Аукцион тоже выиграл Березовский, а точнее, близкие к нему фирмы.

Ближний круг

К концу 1995 года Борис Березовский вошел в «ближний круг» президента Ельцина. Вместе с Таней (Дьяченко), Валей (Юмашевым) и Толей (Чубайсом). Именно эта блестящая квадрига весной 96-го оттеснила из штаба избирательной кампании Бориса Ельцина унылых функционеров, приведенных всесильным первым вице-премьером Сосковцом и главным охранником Коржаковым. Это удалось сделать при помощи консорциума банкиров, мобилизованных Березовским же на финансирование ельцинской кампании в Давосе-96. А в июне после скандала с коробкой из-под ксерокса в политическое небытие отправились сами Сосковец и Коржаков.

Тогда же, весной и летом судьбоносного 96-го года, полностью сформировался и «ближний круг» самого Березовского: Роман Абрамович, «главный кошелек», Евгений Швидлер, «главный нефтяник», Николай Глушков, в будущем «главный по самолетам», Бадри Патаркацишвили, «главный по ящику». Виктор Черномырдин и Анатолий Чубайс относились тогда к Борису Березовскому вполне лояльно, но, будучи фигурами самостоятельными, его людьми не были. Известно, впрочем, что Борис Абрамович оказал серьезное влияние на послевыборное назначение Чубайса главой президентской администрации и Потанина - вице-премьером правительства.

Сам Березовский тоже оказался тогда в весьма для него несвойственном амплуа госчиновника - заместителя секретаря Совета безопасности, а затем с перерывом исполнительного секретаря СНГ. Этот статус он использовал сполна - для получения контроля над «Аэрофлотом», ведения информационных войн, самой крупной из которых стала осенью 97-го совместная с Владимиром Гусинским травля «младореформаторов», и по прямому назначению, для налаживания контактов с российской элитой и элитами СНГ. Именно в послевыборный период Березовский стал и хозяином медиа-империи. Главной жемчужиной в ней было, конечно, ОРТ, более мелкими - «Независимая газета», «Новые известия», «Огонек» и уже на закате эры олигарха - издательский дом «Коммерсантъ».

«Все» превращается в «ничего»

В чем секрет успеха Березовского -- кроме его манипулятивных талантов, «ходов», которые он почти всегда просчитывал вполне адекватно, и связей в Кремле? Слухи о том, что он тривиально шантажировал семью президента Ельцина, шли с тех самых пор, как осенью 98-го в близкой к «Сибнефти» охранной фирме «Атолл» нашли записи телефонных разговоров высших чиновников, а Александр Коржаков заявил о возможности такого шантажа публично. Но был ли мальчик? Скорее всего, да. Невозможно настолько долго (в течение почти шести лет) влиять на столь непостоянного деятеля, как Борис Ельцин, да еще с учетом регулярной смены его окружения. Так или иначе, без Ельцина Березовский быстро деградировал - как политик, как лоббист и как комбинатор.

Первым большим игроком, которого «не посчитал» олигарх, был Евгений Примаков. Премьер не был отягощен ни обязательствами перед олигархом, ни некоей моральной ответственностью перед «борцом с коммунистической угрозой». Не говоря уже о разнице стилей: Евгений Максимович воплощал собой всю мощь государственного механизма и не понимал извилистой, как полет ночной мыши, логики Бориса Абрамовича. Примаков не стал церемониться. Главным (временным) его успехом стала наглядная демонстрация блестящих схем Березовского. Отставка Скуратова дала олигарху передышку. Но - ненадолго.

Принцип «покупаю менеджеров», не подводивший Бориса Абрамовича несколько лет, дал сбой при Путине. После не вполне внятных угроз в адрес президента олигарха предпочли забыть Роман Абрамович, Александр Волошин и Михаил Касьянов. Еще при Примакове в ходе многочисленных экзерсисов Генеральной прокуратуры выяснилось, что Березовский контролирует все, не контролируя почти ничего.

Теперь «все» превратилось в «ничего» буквально на глазах. Ибо Патаркацишвили, Глушков и еще несколько деятелей подобного рода и подобного масштаба не относятся к числу менеджеров, которых стоит покупать. ОРТ перешло под контроль Кремля буквально за несколько дней, из «Аэрофлота» Березовского и его людей выгнали за несколько месяцев. Недавняя дискуссия о том, принадлежит ли ему сегодня хоть какой-нибудь пакет «Сибнефти», закончилась отнюдь не в пользу экс-олигарха. Показательны темп и уровень дискуссии: олигарху-изгнаннику лениво отвечал не кто-нибудь, а сам пресс-секретарь компании. Издания Березовского, как выяснилось, не торопятся воплощать в жизнь его новый политический курс даже после смены нелояльного владельцу менеджмента (как в случае с Виталием Третьяковым и «НГ»).

Что же остается? Ну разумеется, оппозиция. Личная. И российская - например, во главе с отцом русской демократии Сергеем Юшенковым. Борьба с «путинским тоталитаризмом» из Шато ля Гаруп, роскошной французской виллы олигарха на Лазурном берегу, Березовскому не удается. Измельчал он сам. Измельчали люди, с которыми он имеет дело, а точнее - которые хотят иметь дело с ним. Шахматная доска разбита. Вдребезги. И осколков (то бишь щепок), скорее всего, уже не собрать.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net