Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

24.08.2001 | Алексей Зудин

Большие маневры августа

Мы привыкли к тому, что в нашей стране в августе почти ничего не происходит, но возможно все что угодно. Драматические события 1991 и 1998 годов надолго превратили последний месяц летних отпусков в особое время российской политики. На этот раз месяц потрясений прошел относительно спокойно. Вместе с Государственной Думой, правительством и Президентом политические события ушли в отпуск. Победители позволили себе сбавить темп, проигравшие - осмотреться по сторонам.

И те, и другие получили возможность готовиться к новому политическому сезону, не вступая в прямое соприкосновение. Остальные время от времени включали новости. На всякий случай. Наступило время ожидания и слухов. Таков был психологический фон уходящего месяца.

Политическое содержание «тихого» августа 2001 г. определялось продолжением масштабной перегруппировки политических сил, начавшейся еще весной, после того, как Кремль приступил к «большой реформе». Прямыми политическими последствиями перехода к политике модернизации стали:

новое большинство в ГД;дистанцирование от КПРФ;новый союз власти и большого бизнеса;дистанцирование от силовиков;переход напряженных отношений с губернаторами в новую, более глубокую фазу.

Больше всего от перехода к модернизации выиграли правоцентристские силы в Государственной Думе и экономическая элита. Проиграли прежде всего КПРФ и «силовики». Пожалуй, единственной силой, на которую новый этап в политике Кремля не оказал принципиального влияния, были губернаторы. Они были в числе проигравших в 2000 г. и остались в этом качестве и по итогам окончания весенне-летнего сезона 2001 г.

Составной частью масштабной перегруппировки стали и меняющиеся взаимоотношения Владимира Путина с пропрезидентским большинством. Ранее Кремль иногда упрекали в том, что он стал пленником собственного рейтинга. Во взаимоотношениях с обществом Президент часто выступал в роли «терапевта», а не политического лидера и предпочитал идти вслед за общественным мнением вместо того, чтобы вести его за собой. Курс на модернизацию обозначился круг вопросов, по которым Президент и «народ» стали расходиться во взглядах. Знаковый характер это расхождение приобрело в вопросе о смертной казни.

В августе поведение победителей и проигравших было разным - и по стилистике и по политическому содержанию. На общем фоне наиболее демонстративными и вызывающими были маневры тех, кто больше всего проиграл, а именно политической оппозиции. КПРФ постаралась извлечь максимальный политический дивиденд из бедной на события, но пронизанной тревожным ожиданием психологической атмосферы августа. Именно так и было расценено «Обращение 43-х». Но эта инициатива коммунистов имеет значение и в контексте перегруппировки политических сил.

Демонстративная апелляция к «силовикам» прочитывается как стремление найти политического союзника в той части путинской коалиции, которая проиграла от начала большой реформы, а новый союз власти и большого бизнеса подается как возвращение «олигархизации власти». Делается попытка компенсировать ослабление позиций в Государственной Думе и во взаимоотношениях с исполнительной властью при помощи консолидации во вневластном политическом пространстве. Одновременно брошен вызов попыткам Кремля установить монополию на диалог с гражданским обществом (идея провести национал-патриотический Общегражданский форум)

«Обращение 43-х» показательно еще в двух отношениях. Оно говорит о том, что жесткое предупреждение Путина коммунистам о необходимости «идти в ногу со временем» услышано не было. Важно и то, что в лагере «проигравших» КПРФ оказалась в одиночестве. Какие-либо убедительные признаки политической поддержки инициативы коммунистов за границами их естественной среды отсутствуют.

Августовские маневры «силовиков» носили преимущественно «корпоративный», а не политический характер. Наиболее яркая из них, а именно громкое разоблачение генеральным прокурором Владимиром Устиновым «ваххабитского заговора» в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, произвело несколько комическое впечатление. На инициативу коммунистов губернаторы ответили молчанием. Их подписи под «Обращением 43-х» отсутствовали, хотя первоначально и были обещаны. Скорее всего, начало своего сезона маневров губернаторы предпочли перенести на сентябрь. Но подобно «силовикам», губернаторы также вряд ли выйдут за рамки защиты «корпоративных» интересов.

В отличие от политических маневров оппозиции поведение Кремля было лишено демонстративности. Оно было разноплановым и разнонаправленным и складывалось из подчас малоприметных шагов. Но основные усилия, судя по всему, были направлены на сохранение нарушенного перегруппировкой сил равновесие в широкой «пропрезидентской» политической коалиции, сложившейся вокруг Владимира Путина. Активные действия в этом направлении предпринимал, прежде всего, сам Президент.

Апелляция к советским символам (личное участие в судьбе российского хоккея), дистанцирование от юбилея событий августа 1991 г. и, наконец, «поездка по святым местам» Русского Севера - все это говорит не только об идеологической стилистике власти, но и о стремлении сохранить «пропрезидентскую» коалицию в прежнем составе. Отдельный интерес представляет и непубличная составляющая поездки Президента, а именно его встречи с двумя губернаторами - Катанандовым и Прусаком. Оба отличаются политической лояльностью и оба, хотя и в разной степени, политически приближены к Кремлю. Правда, политический смысл этих встреч вряд ли станет ясен раньше осени.В отличие от политической оппозиции, Кремль явно не утратил способность к одновременной игре на нескольких политических площадках. В то время, когда Президент посещал храмы и монастыри и говорил о значении христианских ценностей и «великой евразийской культуры», замглавы Администрации Президента В. Сурков встречался в офисе известного общества «Мемориал» с правозащитниками и лидерами наиболее авторитетных гражданских движений.

Августовские маневры власти и оппозиции сделали более рельефными контуры новой расстановки политических сил перед началом осенне-зимнего политического сезона. Состав и намерения игроков становятся более определенными. И можно рискнуть сделать несколько прогнозов.

Скорее всего политика вытеснения КПРФ на политическую периферию будет продолжена. Как далеко зайдет эта политика, будет зависеть не только, а может быть и не столько от поведения коммунистов, которые раз за разом подтверждают неспособность к превращению в современную политическую силу, сколько от поведения новых политических союзников Кремля.

Многое здесь может прояснить уже начавшаяся борьба вокруг бюджета 2002 г. Если «коалиция четырех» в Государственной Думе сможет удержать свои аппетиты в рамках основных параметров бюджета, утилитарная потребность Кремля в КПРФ ослабнет еще больше. Если же новые союзники не смогут продемонстрировать политическую управляемость, исполнительной власти может понадобиться «дисциплинирующее» воздействие коммунистов.

В августе впервые появились признаки того, что новый союз с большим бизнесом начинает вызывать растущее раздражение. После значительного перерыва вновь заговорили о том, что «бизнес подмял под себя государство». Дело не ограничивается политическими спекуляциями коммунистов в «Обращении 43-х». Пожалуй, впервые инициативы бизнеса по корректировке экономической реформы вызвали солидарное неприятие в экономическом блоке правительства. Несмотря на одобрение премьера Михаила Касьянова, Минфин и Минэкономразвития дали, по существу, отрицательное заключение на проект РСПП по реформе банковской системы, предложенный Александром Мамутом. Потенциальная угроза «антиолигархическому» имиджу Президента, а также растущее противодействие со стороны других участников правящей политической коалиции позволяет предположить, что в новом политическом сезоне союз с большим бизнесом может быть введен в новые рамки.

Политическим противовесом большому бизнесу в принципе способна стать новая политическая интрига во взаимоотношениях Кремля с губернаторами. Вероятность такой интриги усиливается тем обстоятельством, что в новом политическом сезоне дальнейшее развитие получит процесс разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами.

Наконец, есть основания ожидать, что в новом политическом сезоне получат продолжение попытки Кремля найти такое идеологическое основание большой реформы, которое было бы более созвучно утвердившемуся в стране консервативному идеологическому климату. В этом смысле августовская поездка Президента по «святым местам» и, в частности, его слова о созданной в России «великой евразийской культуре», не сулят ничего хорошего ни правым, ни левым. Ранее власть избегала пользоваться фразеологией сторонников «особого пути». Не исключено, что в попытке сохранить равноудаленность от «демократов» и «коммунистов» Кремль попробует использовать идеологию «евразийства». Не исключено, что это поможет сохранить политическое равновесие. Остается вопрос, насколько это поможет практическому продвижению «большой реформы».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net