Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.07.2001 | Андрей Рябов

Политический курс Путина: поворот к реализму

Решительный поворот президента Путина в направлении рыночных и демократических преобразований, многие из которых наверняка будут восприняты значительными слоями населения как заведомо непопулярные, вызвал недоумение у значительной части наблюдателей. Активная поддержка этих реформ президентом, включая последнее заявление в пользу отказа от смертной казни, несомненно, вызовет негативную реакцию у "ядерного" электората Путина, как впрочем, и у более широких электоральных слоев. Это дало повод некоторым аналитикам сделать предположение о серьезной тактической ошибке президента, которая может обойтись ему заметным снижением популярности и, если социальный протест станет серьезным политическим фактором, активизацией сил, претендующих на роль новой оппозиции.

Такая точка зрения основывается на абсолютизации опыта первого года президентства Путина, когда глава государства действительно ориентировался на поддержание высоких позитивных ожиданий среди различных электоральных групп. В итоге его политика неизбежно приобретала популистский, "виртуальный" характер: реальные политические действия во многом подменялись их имитацией в информационном пространстве или половинчатыми шагами. В то же время это позволяло нейтрализовать оппозиционные устремления влиятельных элитных групп (регионалов, олигархов), поначалу проявлявших заметную обеспокоенность радикализмом первых попыток Путина изменить ельцинскую систему властных отношений в стране. В рамках такой логики развития политического процесса любой отход от односторонней ориентации на общественное мнение воспринимался как серьезный политический просчет президента и его команды.

Разумеется, эта политика была обусловлена не столько особенностями политического стиля Путина, сколько причинами объективного характера, прежде всего дефицитом властных ресурсов. Собственная команда нового президента была малочисленной и явно уступала в ресурсооснащенности прежнему ельцинскому истеблишменту, взаимоотношения Путина с элитами отличались неясностью и неопределенностью. Если добавить к этому отсутствие персональной харизмы, фактора очень важного для страны со слабыми политическими институтами, какой является Россия, становится понятным, почему линия, ориентированная на поддержание высоких рейтингов, оказывала решающая воздействие на развитие политического процесса.

Переход Путина к политике реформ означает прежде всего разрыв с прежней логикой политического поведения и переориентацию на решение других, реалистических задач - создания новых инструментов власти. В рамках этой реалистической логики прежние ориентиры утрачивают былое значение. Цели политики становятся более прагматичными: они фокусируются на проблеме расширения арсенала инструментов власти. Применительно к современной России это означает также адаптацию целей политики к реальным возможностям, которые в решающей степени предопределяются устойчивыми взаимоотношениями между властью и элитами. Обращаясь к опыту недавней истории, отметим: переизбрание Бориса Ельцина в 1996 году началось не с борьбы за рейтинги, а с договоренностей элит, достигнутых в Давосе, о поддержке первого президента России как их безусловного лидера. А сам Ельцин в последние годы своего президентства управлял страной, имея всего 2-3% популярности и не сильно беспокоясь по этому поводу.

Движение Путина в сторону реалистической политики ознаменовано в первую очередь его сближением с российскими деловыми элитами. Выдвинутая президентом программа социально-экономических реформ соответствует прежде всего интересам крупнейших многопрофильных экспортно-ориентированных корпораций. В результате начавшегося процесса увязывания долгосрочных целей и интересов президента и крупного бизнеса возникает основа для стратегического союза между ними.

Другим важным направлением реалистической политики стали новые подходы к формированию элиты нынешнего президентства. Они предполагают возможность включения в элиту различных групп и отдельных персоналий из истеблишмента прошлой эпохи, вне зависимости от их политических и идеологических пристрастий, происхождения, но при соблюдении двух важных условий: отказе от каких-либо претензий на самостоятельную политическую роль при новом президенте и от любых попыток монополизироровать влияние на него. Первым знаковым явлением в этом контексте было приглашение Юрия Лужкова к строительству новой "партии власти" на базе союза "Единства" и "Отечества". Затем последовало сближение Путина с окружением прежнего президента, в сфере публичной политики ознаменовавшееся символическим актом - награждением Бориса Ельцина орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени в День независимости России. Был отведен удар от Абрамовича и его "Сибнефти". Последние кадровые назначения в правительстве (министерства энергетики и природных ресурсов) также состоялись с подачи членов команды прежнего президента. Появились признаки того, что ключевые фигуры ельцинского политического режима (Волошин) переориентировались на реализацию интересов нынешнего президента, а не того центра влияния, который и делегировал их в путинскую администрацию.

Третье направление касается создания "институциональной сетки", позволяющей президенту контролировать политическое пространство, минимизировать риски появления в нем реальной оппозиции. В этом ряду находятся и принятый закон о политических партиях, существенно повышающий предсказуемость парламентских выборов и закладывающий основу для превращения партийно-политического истеблишмента в стабильного младшего партнера исполнительной власти. Здесь же и попытки выстроить структуру гражданского общества сверху через создание "Гражданского Совета", объединяющего лояльные власти общественные организации и инициативы. И, конечно, институциональное оформление реалистической политики требует соответствующего преобразования медийного пространства на основе его полной лояльности президенту и его политике.

Переход к реалистической политике, безусловно, связан с расставанием с романтическими иллюзиями первого года пребывания Путина у власти, навеянными ожиданиями перехода к какой-то качественно иной модели политического развития России, связанными с реализацией некоего "проекта будущего". Реалистическая политика - это прежде всего курс на укрепление власти, в определенном смысле начало осуществления стратегии переизбрания на высший государственный пост. Ее проведение в жизнь не обусловлено необходимостью постоянных ориентаций на рейтинги общественной популярности. В принципе она имеет все шансы на то, чтобы оказаться успешной.

Существует и несколько серьезных проблем, с которыми эта политика может столкнуться. Во-первых, без создания четкой и понятной системы взаимоотношений между президентской властью и региональными лидерами консолидация элиты будет и неполной и неустойчивой, а значит, риски для Кремля, будь то предвыборного характера или связанные с реализацией важных политических решений, существенно возрастут. Во-вторых, реализация программы социально-экономических реформ может привести к разрушению стихийно сложившихся балансов между ведущими группами экономических интересов, если президентская власть откажется от своей регулирующей роли. В этом случае новые периоды политической нестабильности станут практически неизбежными. И, наконец, нельзя исключить, что те группы элиты, чье восхождение связано с приходом Путина к власти, могут не согласиться с тем, что им придется делиться властью и влиянием с выходцами из прежнего истеблишмента. В этом также может заключаться еще одна угроза для реалистической политики президента Путина.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net