Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.07.2001 | Игорь Бунин

Шесть орудий российской власти

В России полным ходом идут реформы. Прежде всего судебно-правовая, изменяющая статус прокуратуры, адвокатуры и судей, а также налоговая, в результате которой Россия превратилась в страну с наименьшими налогами на доходы в Европе. Основные документы, которые определяют содержание нового этапа реформ, приняты на завершающейся думской сессии.

Наконец-то принимается Трудовой кодекс. Согласно этому документу российская наемная рабочая сила оказывается в более зависимом положении, чем в других странах. А это очень выгодно для государства на стадии модернизации - рынок становится более гибким, и предприниматели получают больше возможностей.

Земельный кодекс, процесс принятия которого в Думе шел наиболее драматично, является компромиссом между либеральными реформаторами и представляющими регионы центристами. Но за пределами этого компромисса остались коммунисты, которые придали законотворческому спору идеологизированный характер.

Принят и закон об "отмывании денег". Вспомним, что правительство сначала выступало за более жесткий его вариант. Но все же пошло на компромисс: в новом российском законе нормы "отмывания" значительно более либеральны, чем в первоначальном правительственном проекте.

Прояснилось и то, как будет проводиться реформа жилищно-коммунального хозяйства. Теперь очевидно, что растянутая во времени, она не будет носить откровенно шокового характера. Первоначальный проект, разработанный Анваром Шамузафаровым и его группой, будет смягчен. Решено, что сначала полностью за коммунальные услуги платить будут только самые обеспеченные. Пока реформа ЖКХ не трансформировалась в конкретные законопроекты, но не исключено, что они будут внесены в Думу в будущем году.

Все это не случайно - у власти появляются новые приоритеты. Если раньше основная задача режима состояла в том, чтобы создать жесткую административную вертикаль, то сейчас он ищет поддержку для продвижения своих инициатив.

Во-первых, власть пытается сохранить самое драгоценное, что у нее есть - высокий рейтинг президента. "Наверху" понимают, что как только популярность Владимира Путина начнет снижаться, сопротивление реформам многократно увеличится.

Во-вторых, режим, который изначально орудовал двумя инструментами (с одной стороны, опирался на популярность президента и его харизму, а с другой - на свои традиционные бюрократические механизмы), теперь старается расширить свой арсенал.

Третьим "орудием" режима стали его попытки найти компромисс с элитами. Во всех описанных выше реформах, также как и в других действиях власти (например, встречи Владимира Путина с предпринимателями) чувствуется некое стремление к консенсусу.

Еще одно новое "орудие" - пиар. Ведь процесс презентации в обществе "поправок" к реформе ЖКХ - это типичная пиаровская акция. Первые сообщения о "шоковом" характере реформы были болезненно восприняты в обществ. Поэтому был найден некий "стрелочник", который виноват в том, что реформа настолько радикальна. И в финале ко всеобщему удовлетворению возник более мягкий вариант реформы. Еще один пример - создание комиссии по контролю за таким непопулярным в обществе процессом как ввоз в страну отработанного ядерного топлива. Руководить комиссией поручено прославленному ученому, нобелевскому лауреату Жоресу Алферову, который попытается смягчить обеспокоенность общества этой проблемой.

Пятое "орудие" - это попытки власти сколотить политическое большинство. До недавнего времени режим либо он прибегал к помощи правых и "явлинцев" в поддержке либеральных реформ, либо использовал коммунистическую партию, чтобы выстроить жесткую вертикаль и контролировать все и вся в стране. Теперь же налицо стремление создать новое пропрезидентское большинство, которое состоит из традиционных четырех думских сил, участвующих в координационном совете. Это "Регионы России", "Единство", "Отечество" и "Народный депутат". И здесь главная задача власти, судя по всему, состоит в том, чтобы добавить к "совету четырех" рабочее взаимопонимание с СПС и "Яблоком". Тогда президентское большинство будет практически неуязвимым.

Шестое, и пока последнее, "орудие" - создание постоянной системы диалога с общественными силами. Вспомните, встречу Владимира Путина с наиболее яркими представителями гражданского общества в начале июня. Еще один пример - РСПП, из которого пытаются сегодня сделать привилегированного партнера в диалоге с государством.

Параллельно с этим наблюдается тонкая игра в "кошки-мышки" с Советом Федерации. Например, внесение в законодательство поправки о третьем сроке губернаторства. Создается впечатление, что власть взамен на лояльность к своим инициативам дает возможность губернаторам избираться на третий (а некоторым и на четвертый) срок..

Создающаяся сегодня сложная система способствует появлению реформаторов, готовых к действию. Таких субъектов политических действий нам сейчас и недостает. В начале 90-х ими были демократы и предприниматели. Но затем эти социальные группы перестали активно воздействовать на реформаторский процесс - одних оттеснили в сторону, другие занялись чисто коммерческими делами. Теперь время для появления новых агентов модернизации, которыми могут стать наиболее рыночно настроенные россияне (как менеджеры, так и госслужащие), приобретшие "вкус" к реформам в 1990-е годы. Именно от них в значительной степени зависит, будут ли насыщены практическим содержанием принятые реформаторские законы или они в очередной раз увязнут в трясине замшелой "советизированной" бюрократии и правового нигилизма граждан.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net