Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Эксперты Центра политических технологий подготовили третий выпуск аналитического мониторинга «Выборы - 2018», посвященный итогам для кандидатов. В докладе предлагается анализ составляющих легитимности победы и голосования в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

17 мая официальный представитель МИД Китая Лу Кан, отвечая на вопрос, может ли вьетнамская «дочка» «Роснефти» – Rosneft Vietnam BV вести бурение в той части Южно-Китайского моря, которую Китай считает своей, заявил, что «никакая страна, организация, компания или физическое лицо не может заниматься нефтегазовой разведкой или разработкой месторождений в китайских водах без разрешения Пекина». Лу призвал стороны искренне уважать суверенные и юрисдикционные права Китая и не делать ничего, что могло бы повлиять на двусторонние отношения и региональный мир и стабильность, писал РБК.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Взгляд

07.07.2001 | Игорь Бунин

Новая бюрократия

Приход к управлению государством нового поколения специалистов стал одним из наиболее знаковых процессов в государственной жизни России последнего времени. Иногда их называют "питерскими либералами", хотя это определение достаточно узко и не отражает всего масштаба нового явления. Действительно, например, Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Козак, Илья Южанов начинали свою управленческую карьеру в Петербурге и сегодня занимают ключевые посты в правительстве и администрации президента. Однако сотни их ровесников (35-40-летние), близких им по биографии и взглядам, являются видными деятелями региональных администраций.

Все они хорошо образованы (преимущественно экономисты и юристы), некоторые имеют ученые степени или стажировались на Западе. У питерцев есть два отличия, благодаря которым они пробились в федеральную элиту. Во-первых, они являются людьми президента. Во-вторых, они в течение ряда лет фактически управляли вторым по величине мегаполисом России.

В исследованиях Центра политических технологий этот тип управленца был выявлен еще в 1997-98 годах. Цитирую по сборнику "Политические процессы в регионах России" (М., 1998): "Как правило, эти люди не занимали высоких постов в 1990-91 гг… Они изначально более прагматичны или обучились искусству компромисса за время своей политической карьеры. При этом они настроены реформаторски, хотя считать "новых" людей во властных структурах радикалами не приходится. Как правило, "новые" люди работают под руководством "старых", хотя такое руководство может носить достаточно формальный характер, если "новые" люди пользуются поддержкой со стороны губернатора, которая играет решающую роль во внутрикомандных противоречиях".

Каковы основные черты той группы управленцев, которую можно условно назвать "новой бюрократией"?

Во-первых, она реформаторски ориентирована, причем вполне осознанно. Для нее реформы - это не следование веяниям времени, а безальтернативный путь развития России. При этом абсолютное большинство из них не являются объектами обвинений в коррупции (как это было с некоторыми членами гайдаровской команды). Для "новых бюрократов" реформы, как правило, важнее материального фактора, что не отменяет карьерных мотиваций, так как именно в реформированном, "продвинутом" обществе они могут рассчитывать на более успешную карьеру. Поэтому "новые бюрократы" практически не связаны (или связаны в незначительной степени) с олигархическими группами, что еще снижает уровень их коррумпированности.

Во-вторых, в отличие от гайдаровского поколения реформаторов, "новые бюрократы" имеют значительный (до 10 лет) опыт работы в госаппарате. Они более прагматичны и рациональны, чем многие гайдаровцы эпохи рыночного романтизма. Отсюда и их склонность к компромиссу во второстепенном ради успеха в главном.

В-третьих (это проистекает из "во-вторых"), "новые бюрократы" не отделяют себя от государства. В этом их отличие от большинства "демократических" политиков, которые инстинктивно противопоставляют государство и общество, подозревают представителей государства в стремлении задушить независимую общественную инициативу. Государственничество "новых бюрократов" - это и сила, и слабость. Сила - потому что оно позволяет вывести либеральные идеи за пределы кухонь и придать им технологичный характер. Слабость - они часто замыкаются на чисто бюрократических способах решения проблем, что ведет к принятию как либеральных, так и нелиберальных решений (контрреформаторские тенденции в судебной реформе, первоначальный проект закона об отмывании).

Однако реформаторская составляющая в деятельности "новой бюрократии", безусловно, превалирует. Результаты налицо. На федеральном уровне это предстоящее введение суда присяжных и либерального УПК, плоская шкала подоходного налога и пробиваемое через Думу дерегулирование экономики. На региональных уровнях - введение частной собственности на землю в ряде субъектов Федерации (например, в Саратовской области), а также повседневная работа по приданию большей цивилизованности экономическим отношениям на местах, создание рыночной инфраструктуры. Особенно на этом пути продвинулись Самарская, Пермская, Новгородская и некоторые другие области. Но и в "красном поясе" пробиваются такие же тенденции - только в меньшем объеме.

При этом было бы ошибкой полагать, что "новая бюрократия" - это некая протопартия, сплоченная команда общероссийского масштаба. Скорее можно говорить не о команде, а о ментальности и генерации, где есть разные люди и разные интересы. Даже питерцы не едины - одни из них проявляют больше желания к компромиссам с традиционной бюрократией, другие более непримиримы. Взаимоотношения "новой бюрократии" со старой, традиционной, начавшей свою карьеру в советское время и прочно "завязавшейся" на олигархических структурах в середине 90-х годов, отличаются противоречивостью. С одной стороны, они обречены на сотрудничество - хотя бы потому, что узок круг "новых бюрократов". С другой стороны, существуют и коренные противоречия между реформаторством "новых бюрократов" и иммобилизмом "старых" (и на федеральном, и на региональном уровнях), которое в ближайшее время не может не стать одной из наиболее актуальных проблем государственной жизни. И от того, кто станет ведущим, а кто ведомым, будет в значительной степени зависеть облик России в долгосрочной перспективе.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

5 января 1918 года состоялось первое и последнее заседание Всероссийского учредительного собрания – мечты российской либеральной и радикальной интеллигенции. Мечта рухнула, когда матрос Железняков заявил об усталости караула, а на следующее утро собрание было распущено. В июне того же года в Самаре был создан Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), который провозгласил себя легитимной властью. Однако его судьба была печальной – членов Комуча преследовали и красные, и белые. В гражданской войне они оказались между двух огней.

Прошел год с того дня, как Дональд Трамп одержал во многом неожиданную победу на президентских выборах в США. Срок достаточный для первых оценок и несмелых прогнозов, хотя на этой точке вопросов он перед Америкой поставил куда больше, чем дал ответов. Как же оценить итоги работы за год – с момента победы и почти десять месяцев – с момента вступления в должность?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net