Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

04.07.2001 | Алексей Зудин

Рождение нового истеблишмента

С недавнего времени крупный бизнес утвердился в качестве второго субъекта реформы. Президент все чаще рассматривает российские "чеболи" - крупные производственные корпорации -- как естественных политических союзников во взаимоотношениях не только с Государственной Думой, но и с правительством. Как нам уже приходилось отмечать, Путин совершенно очевидно делает ставку на "крупное". Но это в федеральном центре. В российских регионах происходят аналогичные процессы.

Там отношения с бизнесом выстраивались через новую фигуру полпреда и на новой институциональной площадке федеральных округов. Составной частью становления федеральных округов в качестве новых центров власти стала концентрация связей с предпринимателями в руках полпредов. Разрушение политической базы региональных лидеров в местных предпринимательских сообществах, основанной на "непрозрачных" отношениях, одновременно использовалось для выстраивания единого экономического пространства и освобождения предпринимательской инициативы.

При полпредах федеральных округов стали создаваться консультативно-экспертные советы по предпринимательству. Но практика показала, что аналоги федерального совета по предпринимательству в округах не столь эффективны. В большинстве случаев на местах нет и сильных корпоративных организаций бизнеса, сопоставимых с РСПП.

Поэтому в отличие от федерального центра в округах взаимоотношения полпредов и предпринимателей выстраиваются преимущественно без посредничества консультативных советов и корпоративных организаций бизнеса, а, так сказать, "напрямую". Как и в федеральном центре, главным участником таких взаимоотношений становится большой бизнес.

Достаточно показательной можно считать ситуацию, сложившуюся в Уральском федеральном округе. Первая встреча полпреда Петра Латышева с крупными предпринимателями, имеющими деловые интересы в округе, состоялась в октябре 2000 г. В ней участвовали Вагит Алекперов (Лукойл), Владимир Богданов (Сургутнефтегаз), Каха Бендукидзе (Объединенные машиностроительные заводы), Михаил Гуцериев (Славнефть) и ряд других крупных предпринимателей. Тогда какой-либо ясности во взаимоотношения представителя президента и деловой элиты эта встреча не внесла: вся полнота власти на местах принадлежала губернаторам, а полномочия и реальные возможности федерального полпреда оставалась неясными.

Но менее чем через год федеральный полпред превратился в новый центр политического притяжения, способный успешно конкурировать с губернаторами за лояльность деловых кругов. Латышев провозгласил "равные правила игры" для всех предпринимателей округа и запретил федеральным чиновникам вмешиваться в конфликты между собственниками. Полпред уделяет большое внимание проблемам социально-экономического развития округа и его инвестиционной привлекательности. Крупные деловые проекты становятся предметом обсуждения на двусторонних встречах Латышева с представителями деловой элиты. По словам Латышева, полпредство планирует целую серию презентаций программ развития крупных компаний.

Тесное сотрудничество полпреда в Уральском округе с большим бизнесом начинает приобретать черты политического союза. Федеральный полпред в Уральском округе уже может положиться на политическую поддержку большого бизнеса, в том числе и в своих конфликтах с губернаторами. Деловая элита начинает рассматриваться как источник рекрутирования кандидатов в губернаторы. Так, заместитель полпреда Михаил Пономарев назвал в качестве возможного кандидата в губернаторы Свердловской области генерального директора Нижнетагильского металлургического комбината Носова.

Плотный союз полпреда с большим бизнесом в Уральском федеральном округе вряд ли можно считать исключением. Скорее, это продолжение уже наметившейся тенденции. Впечатляющим примером возможностей, которые открывает перед деловой элитой регионов альянс с представителями Президента в федеральных округах, стала встреча президента Путина с руководителями российских автомобилестроительных компаний. Надо полагать, что встреча состоялась благодаря усилиям присутствовавшего на ней федерального полпреда в Приволжском округе Сергея Кириенко (правда, иногда реальным организатором этой встречи называют Олега Дерипаску).

Сотрудничество федеральных полпредов с деловой элитой в округах принимает самые различные формы. В Сибирском округе одним из объектов этого сотрудничества стало окружное "подразделение" московского Центра стратегических разработок. Оно было создано в апреле 2001 г. и получило название фонд "ЦСР-Сибирь". Другое подразделение ЦСР существует также в Северо-Западном федеральном округе. Главной задачей сибирского ЦСР стала разработка проекта государственной стратегии развития Сибири на длительную перспективу (недавно этот проект был представлен Президенту). Учредителями фонда стали представители ОАО ГМК "Норникель", Красноярского горно-химического комбината, ОАО "Группа Альянс", "ЕвразХолдинг", "Кузбассразрезугля", Международного фонда развития регионов, ОАО "Норильскгазпром", ОАО "Русский алюминий", ОАО "Сибирский алюминий" и Красноярского завода цветных металлов.

В Сибирском округе есть и другие примеры масштабного сотрудничества полпреда и большого бизнеса. Генеральный директор "Русского алюминия" Олег Дерипаска оказывает спонсорскую помощь проекту создания телевидения Сибирского федерального округа. Дерипаска участвует также в аналогичном проекте в Уральском федеральном округе. Круглосуточный окружной канал "Сибирь ТВ" должен выйти в эфир уже 1 сентября. Участие частного капитала заложено в самой идеологии проекта: окружной телеканал создается на базе ГТРК, но на негосударственные средства. Судя по всему, подключение большого бизнеса преследует двоякую цель: во-первых, делает практическую реализацию проекта возможной в отсутствие государственного финансирования, и, во-вторых, наделяет создающееся окружное ТВ статусом негосударственного и позволяет претендовать на роль "независимого СМИ". Модель успешного сотрудничества государства и крупного капитала на телевидении уже отработана на ОРТ.

Другими словами, полпреды в федеральных округах, точно так же, как и Президент в федеральном центре, ставят на "крупное". К политическим союзам власти и большого бизнеса следует добавить и прямое сращивание полпредов с бизнесом, установление контроля над доходными предприятиями в регионах. Возвышающаяся часть административной элиты "прорастает в бизнес" точно так же, как ранее это делали молодые технократы (Авен, Нечаев, Вавилов, Кох, Чубайс).

"Команда Путина" начиналась с союза либералов и силовиков. Теперь в ее состав подключаются бизнесмены. Возникает новый "сплав" элитных групп. Конечно, пока можно говорить лишь о контурах нового истеблишмента и многое остается неясным. Тем не менее, делать вывод о возврате в "эпоху олигархов" было бы преждевременно.

Бизнес включается в союз с властью в условиях укрепления государства, а в новом истеблишменте сохраняется иерархия при доминирующих позициях административной элиты. Сохраняется и главная политическая сила, удерживающая новый истеблишмент от перерождения в "новую олигархию" - поддержка В. Путина в обществе. Время покажет, насколько продуктивным и устойчивым окажется новый союз в верхах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net