Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В практике экономической политики последних лет сложилась традиция, когда в начале весны РСПП – крупнейшее объединение работодателей и предпринимателей проводит «неделю российского бизнеса», завершающуюся съездом, на котором выступает Президент РФ. 14 марта это событие случилось в 10-й раз, оказавшись во многом не только значимым, но и знаковым.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

23.05.2001 | Алексей Макаркин

Делатели губернаторов

Представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов на минувшей неделе сделал примечательное заявление. Беседуя с журналистами в Санкт-Петербурге, он отметил, что считает естественным стремление крупных компаний повлиять на политическую ситуацию в регионах. Черкесов считает, что крупные нефтяные, машиностроительные, сталелитейные, пивоваренные, лесоперерабатывающие компании не могут не воздействовать на региональные процессы - ведь они заинтересованы в стабильности на территориях своего функционирования. Впрочем, Черкесов мягко, но однозначно дал понять, что государству не все равно, в каких формах осуществляет это воздействие. Мол, многие из них (форм то есть) "требуют и оценки, а иногда и корректировки". О методах, которыми будет проводиться корректировка, полпред ничего не сказал.

Своим заявлением Черкесов, разумеется, никакой Америки не открыл, а лишь зафиксировал давно имеющую место тенденцию. Другое дело, что эта тенденция нашла в нем благожелательного наблюдателя, а не пристрастного критика. Генерал ФСБ, лишь недавно снявший мундир, хочет выглядеть для бизнеса не Скалозубом, а скорее ночным сторожем по Адаму Смиту, готовым исправлять нежелательные аномалии, но не искоренять явление вообще.

Роль бизнеса в региональных процессах росла в течение всех 90-х годов. Если вначале губернаторы были ведущими, то с усилением позиций бизнеса политики начали становиться равными партнерами, а в ряде случаев и ведомыми. Именно крупные компании, как правило, превращаются сейчас в "делателей губернаторов", а не наоборот. Впрочем, не у всех и не всегда это получается: например, кандидаты, поддержанные такие крупными корпорациями, как ЛУКОЙЛ и МДМ, потерпели поражение, соответственно, на выборах губернаторов Ненецкого автономного округа и Волгоградской области.

В рамках бизнес-экспансии зачастую сталкивались друг с другом интересы групп общероссийского масштаба и структур, ориентированных лишь на один (максимум, два-три) регион. Один из наиболее ярких примеров - Кемеровская область. Фирма МИКОМ Михаила Живило сделала ставку на один регион, договорившись с губернатором Михаилом Кислюком. Результат известен - Кислюк ушел, с Аманом Тулеевым отношения складывались неровно: от прохладных до враждебных. В результате МИКОМ полностью проиграл конкурентную борьбу различным подразделениям "семейной" группы ("Евразхолдинг", МДМ) и оказался вытеснен не только из региона, но и из российского бизнеса.

Впрочем, бизнес-структура, ориентированная на один-три региона, может сопротивляться в том случае, если достаточно укоренена в "сфере обитания". Пример - "Северсталь" в Вологодской области, активно влияющая на областную администрацию и отбивающая атаки более крупных структур.

В то же время для крупных общероссийских структур есть, разумеется, профилирующие регионы. Так, "Сибнефть" обживает Омскую область, где у нее не только нефтяной, но и "непрофильный" пищевой бизнес (в прошлом году куплен "Омский бекон"). Для "Интерроса" особенно актуальны Красноярский край и Таймырский АО, значительную роль в экономике которых играет "Норильский никель". У ЮКОСа таких регионов несколько - Ханты-Мансийский и Эвенкийский округа, Самарская область и др. Примеры хождения непосредственных представителей крупных бизнес-структур во власть подтверждают эту тенденцию: Александр Хлопонин из "Интерроса" возглавил Таймырский округ, Борис Золотарев из ЮКОСа - Эвенкийский округ. Несколько выпадает из общего контекста блицкриг Романа Абрамовича на Чукотке - здесь выбор региона был продиктован скорее стремлением найти наиболее удобный для избрания регион, чем экономическими соображениями, которые оформились уже после избрания.

При этом влияние на регион путем избрания "своего" на 100% губернатора - явление все же нечастое. Гораздо больше распространено упомянутое выше взаимовыгодное партнерство.

Почему же Виктор Черкесов столь положительно относится к росту политического влияния бизнеса в регионах? Судя по всему, потому, что с прошлого года крупный бизнес лишен политических интересов, принципиально расходящихся с линией Кремля. Те, кто этого не понял, оказались за пределами страны. Оставшиеся опытным путем выяснили пределы своей автономии. Кремль обычно не очень интересует, кто будет губернатором или мэром - Иванов, Петров или Пупкин. Главное, что губернатор должен присягнуть на верность президенту и "встроиться" в новую вертикаль власти.

А если какая-нибудь бизнес-группа поддерживает непонятливого кандидата, то ее поведение ведь можно и скорректировать. Как об этом сказал полпред Черкесов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В 2010 году, когда Instagram только появился, никто не осознавал важности личного бренда в онлайне. Вскоре блогинг стал профессией, сразившей наповал весь медиа-мир, и переизбыток селебрити наводил на мысль, что разделить лавры с миллионниками невозможно. Хорошие новости: дивам с легионами малолетних подписчиц придется подвинуться, ведь на рынок выходят нано-инфлюенсеры.

Эта страна, расположенная на северо-западе Южной Америки, славится божественными орхидеями, которые поставляются во многие уголки планеты. Но она известна и тем, что на протяжении длительного времени в стране шла кровавая гражданская война, унесшая жизни миллионов людей. Тем не менее, сохранилась приверженность демократическим институтам. В этом ее специфика.

Продолжая цикл о способах передачи власти в латиноамериканских странах, остановимся на Чили. Длительное время в стране доминировал авторитарный режим генерала Аугусто Пиночета, пришедшего к власти посредством военного переворота в сентябре 1973 года. Сразу же начались репрессии против активистов политических партий. Их подвергали пыткам, держали на стадионе в Сантьяго, превращенном в концентрационный лагерь. Людей пачками высылали за границу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net