Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.05.2001 | Борис Макаренко

Полпреды: Четыре секрета успеха

Если через год после начала политического мероприятия никто не объявляет его провалившимся - по российским меркам это уже немалый успех. Тем более когда речь идет не о президенте, по-прежнему популярном и добившегося эффективного контроля над публичным пространством, а о таких непубличных фигурах, как президентские полпреды. Полпреды через год смогли предъявить для отчета не очень длинный, но вполне реальный список своих конкретных дел. Из начальных прогнозов первых месяцев не сбылась практически ни одна "страшилка", равно как, впрочем, и наиболее радужные предсказания. Не будем и мы нарушать общий одобрительный тон официальных и неофициальных комментариев по поводу первой годовщины, а постараемся описать "рецепт успеха" полномочных представителей.

Первый и главный секрет успеха полпредов, как это ни парадоксально, состоит в том, что политику центра в регионах проводили не они, точнее, не они одни. Указ Президента от 13 мая о создании института полпредов стал только первым шагом в "федеративной политике" Владимира Путина. За ним последовали реформа Совета Федерации, объективное снижение статуса губернаторов как федеральных политиков, лишение их (равно как и законодательных собраний регионов) иммунитета от федерального вмешательства, реформа бюджетных отношений. Полпреды стали только одним из "ударных отрядов" федеральной власти в осуществлении давления на регионы. Президент сделал красивый жест, похвалив полпредов за предотвращение дезинтеграции страны, но вся элита знает, что главная заслуга в укреплении роли центра принадлежит именно ему.

Второй секрет успеха полпредов в том, что они стали институтом. Вопреки политологическим теориям в России институт (особенно - новый институт) - это прежде всего люди, которые в нем работают. Ни один из полпредов не "слетел" со своего поста, хотя все они пришли в "региональную политику" из других сфер и столкнулись с серьезными проблемами. Падкая на слухи российская пресса не прочит отставки ни одному полпреду, а напротив, рассматривает их как "кадровый резерв" для выдвижения на высокие посты в федеральной власти (Полтавченко прочили в руководители Администрации президента, Кириенко - в премьеры, Черкесову сулили разные высокие посты).

Аппараты полпредов наполнились многими перспективными фигурами из федеральной и региональной политической элиты, которым было "тесно" на своих прежних постах. Это значит, что таким несколько необычным способом начинает восстанавливаться механизм "ротации" политической элиты, развалившийся после краха коммунистическо-номенклатурной системы.

Опасения чрезмерной "милитаризации" аппаратов полпредов оказались необоснованными. Правда, мы "поймали" в одной региональной столице признаки конфликта между людьми в погонах и "пиджаками" ( штатскими чиновниками), но такого рода аппаратные склоки неизбежны, а в целом полпреды смогли привлечь и "опытных хозяйственников", и региональных политиков.

Третий и четвертый секреты мы объединим понятием "знай свое место": не сразу и не без трений, но полпреды находят modus operandi в отношениях и с "верхами", и с губернаторами. Они не "отнимают" постоянных полномочий у администрации президента и правительства, не зажимают губернаторов в угол, но находят свою зону ответственности и полномочий, которая отнюдь не узка: "дыр" в отношениях центра с регионами более чем достаточно, и дай Бог полпредам "заткнуть" большую их часть.

В отношениях с Кремлем не прошли планы некоторых полпредов получить самостоятельный выход на президента (кураторство над ними Александра Волошина было закреплено Указом президента, а "утешительным призом" полпредам стала частичная реорганизации Территориального управления президентской администрации); у Белого Дома не удалось отобрать контроль над бюджетными потоками (указания президента о "контроле над расходованием федеральных средств", данные на недавней встрече, могут породить новый раунд аппаратного "перетягивания каната"). Трудно ценить эффективность деятельности полпредов по такой "неподъемной" проблеме как координация деятельности федеральных ведомств в регионах.

Зато именно полпреды взяли на себя основной объем работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным Президент оценил выполнение этой задачи как 80-процентное, что очень впечатляет. Их новыми задачами становится проведение в регионах судебной реформы и кадровая политика. Правда, опыт Сергея Кириенко по замещению должностей в аппарате полпреда на основании открытого конкурса по сути дела провалился: всплыла больная проблема неконкурентоспособности федеральной службы по уровню зарплат.

Еще труднее шло выстраивание отношений с губернаторами. Двое полпредов, не искушенные в тонкостях публичной политики, "попались" в элементарную ловушку, согласившись с предложенными им в качестве резиденций дворцом бракосочетаний и домом детского творчества (но ведь пять остальных не попались!) Соседство не получилось полностью свободным от конфликтов, особенно в столицах федеральных округов, в некоторых из которых аппараты полпредов не избежали искушения "поиграть" против сложившихся губернаторских партий власти. Хотя опыт взаимодействия "наместников" с избранными губернаторами весьма противоречив, нельзя не заметить общего правила: там, где полпред учитывает сложившиеся реалии, не пытается грубо разрушить сложившуюся систему связей, создает или использует "альтернативные каналы" влияния на региональную элиту, отношения получаются более конструктивными. Это не значит, что между ним и губернатором возникают "совет да любовь", но сегодняшний губернатор воспринимает давление и надзор со стороны центра как "неизбежное зло" и готов с ним мириться. И зачастую губернатору удается доказать полпреду, что и он для центра - не просто "неизбежное", а "наименьшее" зло, поскольку никто лучше сильного губернатора не способен "разруливать" региональные проблемы, за которые в Москве сегодня спрашивают уже и с полпреда.

Описание "секретов успеха" полпредов показывает, что общая их черта - искусство реального. Нет лучшей иллюстрации этого положения, чем роль полпредов в губернаторских избирательных кампаниях. В большинстве случаев центр предпочитал "договориться" с действующим губернатором, и зачастую полпред становился "полномочным посредником" на таких переговорах. Искусство реального проявил Сергей Кириенко, когда способствовал (причем "мягкими" средствами) созданию максимально неблагоприятного режима для "неугодного" губернатора в республике Марий Эл. Успехом закончилась в Тюмени избирательная кампания заместителя полпреда в Уральском округе Сергея Собянина, поскольку его кандидатура пользовалась поддержкой широких кругов региональной политической и экономической элиты. А вот походы в губернаторскую власть федеральных инспекторов в Курской, Амурской областях и Эвенкии закончились провалом - их фигуры оказались слишком слабыми (правда, в Эвенкии полпред Драчевский уволил своего инспектора, когда тот отказался снять свою кандидатуру). Непросто идет и "губернаторская операция" в Приморье, где на подмогу заместителю полпреда Апанасенко уже пришлось бросать "тяжелую артиллерию" в лице заместителя главы администрации президента Владислава Суркова.

Искусство реального - это вообще главный секрет успеха в политике. Полпреды осваивают его методом проб и ошибок, и процесс этот будет непростым и долгим. Но "промежуточный итог" для них все же благоприятен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net