Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.05.2001 | Борис Макаренко

Полпреды: Четыре секрета успеха

Если через год после начала политического мероприятия никто не объявляет его провалившимся - по российским меркам это уже немалый успех. Тем более когда речь идет не о президенте, по-прежнему популярном и добившегося эффективного контроля над публичным пространством, а о таких непубличных фигурах, как президентские полпреды. Полпреды через год смогли предъявить для отчета не очень длинный, но вполне реальный список своих конкретных дел. Из начальных прогнозов первых месяцев не сбылась практически ни одна "страшилка", равно как, впрочем, и наиболее радужные предсказания. Не будем и мы нарушать общий одобрительный тон официальных и неофициальных комментариев по поводу первой годовщины, а постараемся описать "рецепт успеха" полномочных представителей.

Первый и главный секрет успеха полпредов, как это ни парадоксально, состоит в том, что политику центра в регионах проводили не они, точнее, не они одни. Указ Президента от 13 мая о создании института полпредов стал только первым шагом в "федеративной политике" Владимира Путина. За ним последовали реформа Совета Федерации, объективное снижение статуса губернаторов как федеральных политиков, лишение их (равно как и законодательных собраний регионов) иммунитета от федерального вмешательства, реформа бюджетных отношений. Полпреды стали только одним из "ударных отрядов" федеральной власти в осуществлении давления на регионы. Президент сделал красивый жест, похвалив полпредов за предотвращение дезинтеграции страны, но вся элита знает, что главная заслуга в укреплении роли центра принадлежит именно ему.

Второй секрет успеха полпредов в том, что они стали институтом. Вопреки политологическим теориям в России институт (особенно - новый институт) - это прежде всего люди, которые в нем работают. Ни один из полпредов не "слетел" со своего поста, хотя все они пришли в "региональную политику" из других сфер и столкнулись с серьезными проблемами. Падкая на слухи российская пресса не прочит отставки ни одному полпреду, а напротив, рассматривает их как "кадровый резерв" для выдвижения на высокие посты в федеральной власти (Полтавченко прочили в руководители Администрации президента, Кириенко - в премьеры, Черкесову сулили разные высокие посты).

Аппараты полпредов наполнились многими перспективными фигурами из федеральной и региональной политической элиты, которым было "тесно" на своих прежних постах. Это значит, что таким несколько необычным способом начинает восстанавливаться механизм "ротации" политической элиты, развалившийся после краха коммунистическо-номенклатурной системы.

Опасения чрезмерной "милитаризации" аппаратов полпредов оказались необоснованными. Правда, мы "поймали" в одной региональной столице признаки конфликта между людьми в погонах и "пиджаками" ( штатскими чиновниками), но такого рода аппаратные склоки неизбежны, а в целом полпреды смогли привлечь и "опытных хозяйственников", и региональных политиков.

Третий и четвертый секреты мы объединим понятием "знай свое место": не сразу и не без трений, но полпреды находят modus operandi в отношениях и с "верхами", и с губернаторами. Они не "отнимают" постоянных полномочий у администрации президента и правительства, не зажимают губернаторов в угол, но находят свою зону ответственности и полномочий, которая отнюдь не узка: "дыр" в отношениях центра с регионами более чем достаточно, и дай Бог полпредам "заткнуть" большую их часть.

В отношениях с Кремлем не прошли планы некоторых полпредов получить самостоятельный выход на президента (кураторство над ними Александра Волошина было закреплено Указом президента, а "утешительным призом" полпредам стала частичная реорганизации Территориального управления президентской администрации); у Белого Дома не удалось отобрать контроль над бюджетными потоками (указания президента о "контроле над расходованием федеральных средств", данные на недавней встрече, могут породить новый раунд аппаратного "перетягивания каната"). Трудно ценить эффективность деятельности полпредов по такой "неподъемной" проблеме как координация деятельности федеральных ведомств в регионах.

Зато именно полпреды взяли на себя основной объем работы по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным Президент оценил выполнение этой задачи как 80-процентное, что очень впечатляет. Их новыми задачами становится проведение в регионах судебной реформы и кадровая политика. Правда, опыт Сергея Кириенко по замещению должностей в аппарате полпреда на основании открытого конкурса по сути дела провалился: всплыла больная проблема неконкурентоспособности федеральной службы по уровню зарплат.

Еще труднее шло выстраивание отношений с губернаторами. Двое полпредов, не искушенные в тонкостях публичной политики, "попались" в элементарную ловушку, согласившись с предложенными им в качестве резиденций дворцом бракосочетаний и домом детского творчества (но ведь пять остальных не попались!) Соседство не получилось полностью свободным от конфликтов, особенно в столицах федеральных округов, в некоторых из которых аппараты полпредов не избежали искушения "поиграть" против сложившихся губернаторских партий власти. Хотя опыт взаимодействия "наместников" с избранными губернаторами весьма противоречив, нельзя не заметить общего правила: там, где полпред учитывает сложившиеся реалии, не пытается грубо разрушить сложившуюся систему связей, создает или использует "альтернативные каналы" влияния на региональную элиту, отношения получаются более конструктивными. Это не значит, что между ним и губернатором возникают "совет да любовь", но сегодняшний губернатор воспринимает давление и надзор со стороны центра как "неизбежное зло" и готов с ним мириться. И зачастую губернатору удается доказать полпреду, что и он для центра - не просто "неизбежное", а "наименьшее" зло, поскольку никто лучше сильного губернатора не способен "разруливать" региональные проблемы, за которые в Москве сегодня спрашивают уже и с полпреда.

Описание "секретов успеха" полпредов показывает, что общая их черта - искусство реального. Нет лучшей иллюстрации этого положения, чем роль полпредов в губернаторских избирательных кампаниях. В большинстве случаев центр предпочитал "договориться" с действующим губернатором, и зачастую полпред становился "полномочным посредником" на таких переговорах. Искусство реального проявил Сергей Кириенко, когда способствовал (причем "мягкими" средствами) созданию максимально неблагоприятного режима для "неугодного" губернатора в республике Марий Эл. Успехом закончилась в Тюмени избирательная кампания заместителя полпреда в Уральском округе Сергея Собянина, поскольку его кандидатура пользовалась поддержкой широких кругов региональной политической и экономической элиты. А вот походы в губернаторскую власть федеральных инспекторов в Курской, Амурской областях и Эвенкии закончились провалом - их фигуры оказались слишком слабыми (правда, в Эвенкии полпред Драчевский уволил своего инспектора, когда тот отказался снять свою кандидатуру). Непросто идет и "губернаторская операция" в Приморье, где на подмогу заместителю полпреда Апанасенко уже пришлось бросать "тяжелую артиллерию" в лице заместителя главы администрации президента Владислава Суркова.

Искусство реального - это вообще главный секрет успеха в политике. Полпреды осваивают его методом проб и ошибок, и процесс этот будет непростым и долгим. Но "промежуточный итог" для них все же благоприятен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net