Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

19.09.2001 | Сергей Михеев

Восток - дело тонкое

Государства Средней Азии одно за другим спешат заявить о своей готовности помочь Соединённым Штатам в проведении военной операции в Афганистане. Первым такое заявление сделал Туркменистан, за ним последовал Узбекистан, имеющий ещё с советских времён наиболее развитую военную инфраструктуру в приграничных с Афганистаном районах. Не исключил возможность подобного содействия американцам и Казахстан, несмотря на то, что он не имеет общей границы с Афганистаном. И вот пришла очередь главного союзника России в этом регионе Таджикистана.

Начальник департамента информации МИД Таджикистана Игорь Саттаров дезавуировал собственное заявление от 16 сентября о невозможности предоставления территории Таджикистана для проведения американцами военной операции. Из его нового заявления следует, что Таджикистан всё же готов рассмотреть возможность предоставление своей территории и воздушного пространства для американских вооружённых сил. Таким образом, все среднеазиатские республики бывшего СССР, кроме Киргизии, решили, невзирая на позицию Москвы, поспособствовать американскому возмездию. Киргизия, скорее всего, также не заставит себя долго ждать. Впрочем, для американцев наиболее полезны были бы государства, имеющие непосредственную границу с Афганистаном. А это Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.

В общем, в очередной раз подтвердилось крылатое выражение о том, что "Восток дело тонкое". В соответствии с классическим представлением о восточной хитрости, наши среднеазиатские союзники и партнёры по СНГ, повернулись к американцам передом, а к России… тыльной стороной, как только на горизонте замаячила более очевидная выгода, чем сотрудничество с Москвой. А сколько было тёплых встреч, улыбок, объятий и даже поцелуев. Заверениям о стратегическом партнёрстве и необходимости учёта взаимных интересов не было конца. Москва явно не учла возможности подобного хода событий и это должно стать серьёзным поводом для размышлений на будущее. По сути нас просто щёлкнули по носу, поставив в совершенно дурацкое положение, в свете известных заявлений Сергея Иванова.

Что касается Таджикистана, то формально у него есть схожие с Узбекистаном поводы для сотрудничества с американцам (смотрите "Политком" 17.09.01). Душанбе заинтересован в разгроме талибов, которые оказывают прямую помощь таджикской оппозиции. Несмотря на относительное затишье, ситуацию в Таджикистане нельзя назвать окончательно стабилизировавшейся. Отряды оппозиции просто отошли в высокогорные районы Памира и прекратили активные вылазки на равнины. Выкурить их оттуда никто не может. Не до конца урегулированы и отношения крупнейших политических кланов внутри страны. С российской помощью президенту Эмомали Рахмонову удалось загнать конкурентов в угол, но в случае дестабилизации ситуации война может вспыхнуть вновь.

Победа в Афганистане сил Северного альянса, состоящих в основном из таджиков, узбеков и хазарейцев, также отвечает интересам Таджикистана. Впрочем, с гибелью Ахмад-Шаха Масуда, который был этническим таджиком, расстановка внутри альянса может несколько изменится. Так же, как и Узбекистан, Таджикистан, возможно, рассчитывает и на получение неких прямых финансовых выгод от поддержки американской миссии.

Однако в отличие от Узбекистана, самостоятельная позиция которого опирается в первую очередь на достаточно значимую экономическую базу и относительную стабильность, Таджикистан находится в гораздо большей зависимости от России.

Нынешний режим смог удержаться у власти исключительно благодаря штыкам 201-ой российской дивизии, дислоцированной на территории республики, и частям российских пограничников. В случае вывода российских войск власть Рахмонова, без сомнения, была бы достаточно быстро сметена возобновившейся гражданской войной. Об экономике Таджикистана также можно говорить лишь весьма условно. Главным внешнеторговым партнёром этой страны является Россия, без поддержки которой, вряд ли возможно было бы функционирование таджикской промышленности, да и серьёзного сельскохозяйственного производства. Появление рядом с российскими частями американской военной базы, переход американцами границы, охраняемой нашими пограничниками и другие подобные действия без согласия России, могут стать серьёзнейшей проблемой.

Впрочем, в случае с Таджикистаном, не исключена и другая версия событий. Последние два дня отмечены бурным всплеском внешнеполитической активности России в отношении среднеазиатских партнёров по СНГ и Азербайджана. Президент Владимир Путин в экстренном порядке, лично провёл телефонные консультации со всеми лидерами государств Центральной Азии и Кавказа. В рабочую поездку по Средней Азии отправился секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло, который уже прибыл в Казахстан. Россия предлагает перенести ближайшую встречу глав правительств СНГ из Ашхабада в Москву. И наконец Путин, сразу после телефонных переговоров с лидерами стран СНГ, внезапно отбывает в Сочи с неизвестной целью. Не исключено, что готовится экстренный саммит или серия двусторонних встреч. Без сомнения, всё это является реакцией российского руководства на стремительно разворачивающиеся события и заявления среднеазиатских республик.

Понимая всю сложность положения, Россия стремится перехватить внешнеполитическую инициативу, а не заострять внимание на обидах, по поводу отказа учитывать российскую позицию и интересы, теряя таким образом драгоценное время. Первым вариантом может стать попытка убедить южных соседей не делать опрометчивых шагов и по крайней мере выступить с консолидированной позицией. Если же поддержка американцев с использованием территории стран СНГ неизбежна, России необходимо стать лидером этого процесса, или по крайней мере быть максимально включённой в ситуацию. И в первом, и во втором случае главной целью является сохранение контроля за обстановкой и возможности влиять на неё, сохраняя позиции России, как патрона среднеазиатских государств.

Если эта версия соответствует действительности, то одним из способов реализации такого плана может стать направление американской активности в Таджикистан - наиболее подконтрольное России государство Средней Азии. Для американцев территория Таджикистана весьма привлекательна в связи с тем, что он имеет наиболее протяжённую границу с Афганистаном и именно к этой границе ближе всех находится Кабул - столица Афганистана и главная база талибов. Россия, располагающая в Таджикистане и на тадижко-афганской границе хорошо развитой военной инфраструктурой, включающей и разведку, могла бы предоставить американцам более адекватную помощь, нежели Узбекистан, или Туркмения.

Таким образом, Россия решала бы сразу две важнейшие внешнеполитические задачи. Во-первых, появляется возможность оказать прямую и при том военную помощь американцам, избегая обвинений со стороны Запада и напряжённости по этому вопросу. При этом не возникает необходимости непосредственного участия в боевых действиях. Это обстоятельство, а также использование таджикской, а не российской территории, позволило бы сохранить нормальные отношения с исламскими государствами. Одновременно России удалось бы сохранить нынешнее влияние в Средней Азии и контроль за ситуацией, не позволив американцам закрепиться в других странах региона. Возможность же создания американцами базы в Таджикистане была бы исключена, учитывая высокую степень влияния Москвы на Душанбе.

Всё это могло бы стать предметом для переговоров России и США. Если американцы действительно хотят разгромить исламских террористов, а не проникнуть в российское "подбрюшье", вытеснив Россию из региона, то Москва и Душанбе готовы предоставить такую возможность. В обмен можно было бы потребовать от американцев не вступать в контакты по этому поводу с другими государствами Средней Азии, а также гарантий ухода американцев из региона после завершения операции. По сути, такой вариант был бы наиболее приемлемым и для Вашингтона. Американцы получают возможность ударов и с севера (с территории Таджикистана), и юга (из Пакистана), что значительно увеличит эффективность военной кампании. Одновременно будут сохранены нормальные отношения с Россией, что по большому счёту важнее проникновения в Среднюю Азию. Таким образом, восточная хитрость может быть применена и Москвой, при этом не менее эффективно, чем нашими восточными соседями.

В то же время, ситуация остаётся не до конца ясной и меняется несколько раз в день. По последним сообщениям всё тот же Саттаров вновь опроверг своё последнее заявление, совершенно запутав ситуацию. Это свидетельствует лишь о крайней степени нервозности и неопределённости которой характеризуется обстановка. Позиция Таджикистана находится в стадии определения и видимо будет в первую очередь зависеть от консультаций с Москвой. Впрочем, всё это не отменяет возможности действий по вышеописанному сценарию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net