Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

03.09.2001 | Андрей Цунский

Кровь и песок

Прошло заседание госсовета, на котором шла речь о модернизации системы образования в России. Слово "реформа" члены госсовета договорились в данном случае не употреблять. Его сочли неуместным, так как наша система образования - почти что лучшая в мире, и никаких реформ не требует - ее нужно только слегка подправить, кое что подкорректировать и сделать косметический ремонт. Ну и денег добавить, конечно.

О планирующихся переменах в системе образования уже написали все. Написали в поддержку (это понятно), написали в знак протеста (тоже можно понять). Так, одна телевизионная программа с гневом обрушилась на предстоящую реформу. Впрочем - тут больше вопросов, потому что обрушилась программа на перспективу 12-летнего обучения и единый государственный экзамен, но и руководители страны пока не составили своего мнения и торопиться не собираются, так что протестный пафос выглядел излишним.

Спору нет: двенадцатилетка, сразу после которой ученики отправятся на военную службу, может лишить страну множества дипломированных специалистов. Что бы ни утверждали в министерстве обороны, тех, кто заканчивает ВУЗы после армии, гораздо меньше тех, кто начал учиться сразу по окончании школы, да и успехи их не столь велики. Да, непонятно, как быть с единым государственным экзаменом - ведь если все, кто пройдет такой экзамен успешно, ринутся в престижные высшие учебные заведения, то, как будут отбирать в этих ВУЗах достойных? Через собеседование? Но темы собеседования - вещь вольная, нигде не определенная и не утвержденная законодательно. Это порождает почву для грандиозных злоупотреблений, которых и так немало в сфере высшего образования.

Однако - это все сферы, которые относятся пока к области эксперимента, о чем говорят на самом высшем уровне. Все недостатки этих схем действительно можно устранить, проанализировав результаты эксперимента. Одно тут плохо - эксперимент-то будет проводиться не на мышках, и не на собаках.

Гуманитарная составляющая школьного образования так же вызывает большие вопросы. Заметно улучшились качественно программы по литературе. Но что касается программы по истории, то здесь даже премьер Касьянов, человек мужественный, пришел в ужас, почитав учебники, особенно разделы, касающиеся новейшего периода. Ничего о необходимости модернизации российского государства, преимуществах рыночной экономики там нет, но зато сохранились сказки про рабочий класс и трудовую интеллигенцию, и, разумеется - растленную буржуазию. Обратили внимание, учебники и программы в кратчайший срок переработают. Но кто будет их перерабатывать, и как?

Вымарают из текста пресловутые сказки про социализм, или разделы, посвященные репрессиям тридцатых - сороковых? И что же государственные мужи не возмущались раньше? Чем они возмущаются теперь, если прекрасно знали, что сфера образования находилась под контролем думских комитетов, состоявших как минимум, на две трети из коммунистов?

Учительское сообщество остается одной из самых консервативных корпораций российского общества. Низкие зарплаты оставляют только одну мотивацию для работы в школе - дожить как-нибудь до пенсии. Молодых подвижников очень мало. Мужчины в школу не идут - оно и понятно, какой у тебя будет авторитет в глазах учеников, если ты на приличные штаны себе не зарабатываешь. О ботинках вообще молчим. Впрочем - об этом как раз сказано, социальный статус учителя будут повышать, и в первую очередь - зарплату.

Воспитательная работа в школе остается все той же, она досталась нам в наследство от прежних времен. Тогда детям промывали мозги пропагандой, насильно впихивали их в ряды тоталитарных сект "Октябрята", "Пионеры" и "Комсомол". Но сект этих теперь нет, пропагандистская машина исчезла, слава Богу. А методы остались. Они теперь и не "работают". Но методики остались прежними, а с ними - и воспитательные "мероприятия", которые просто калечат души детей или вызывают здоровое чувство протеста. А заодно - неприятия всего исходящего от государства, которое ребенок с малых лет начинает считать врагом, имея на то все основания.

То, что программы в школах перегружены ненужными предметами, каждый из нас знает по собственному опыту. Мало кто из гуманитариев может сходу вспомнить основные положения теории Бутлерова, вывести уравнение идеального газа или хотя бы доказать теорему Пифагора. Равно как мало кто из "технарей" помнит значение слова "акмеизм", перечислить даты царствования русских государей или сделать синтаксический разбор сложного предложения. А ведь учили, пятерки получали даже. Некоторые…

Жизнь ребенка - это кошмар. Не побоимся сказать правду. Рабочий день десятилетнего школьника равен рабочему дню взрослого человека, а четырнадцатилетнего - в полтора-два раза превышает его. Семь-восемь уроков в школе - раз, три-четыре часа на домашние задания - два, какой-нибудь спорт или музыка - три… Времени для себя у школьника, если он все делает так, как надо, нет совсем. Вырасти при таких условиях нормальным человеком можно, только нарушая правила, не делая уроков, пропуская занятия, лицемеря потихоньку. Не говоря уже о том, что если у человека лежит душа к физике или химии, он начинает ненавидеть обществоведение, историю, литературу, а если ребенок, что называется, гуманитарий, то у него вырабатывается на всю жизнь устойчивый рвотный рефлекс к физике и алгебре. Промучавшись, таким образом, одиннадцать лет, находясь на грани нервного срыва, честный ребенок получает золотую медаль и становится жертвой любимого спорта приемных комиссий, который называется "срежь медалиста".

Члены госсовета продемонстрировали понимание ситуации, говорили об этих проблемах немало. У всех "отцов государства" есть и собственные, настоящие дети, у многих даже внуки. Мучить их никто не хочет. Поэтому, наверное, их дети и внуки учиться предпочитают в частных школах и за рубежом. Видимо, родственники с ограниченными возможностями допекли. Хотя, дети одного из авторов программы нововведений Сергея Катанандова учились в обычной школе. В этом отношении выбор руководителя рабочей группы госсовета был безошибочным.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net