Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

28.12.2005 | Подготовила Любовь Шарий

ДЕНЬГИ ЕСТЬ - УМА НЕ НАДО?

В рамках подведения политических итогов уходящего года своими впечатлениями насчет российской внешней политики с "Политком.Ру" делится первый заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко.

- Как вы оцениваете нашу внешнеполитическую активность в 2005 году? Общая оценка.

- Год прошел под знаком ошибок прошлого года. И работа над ними была проделана довольно противоречивая: в чем-то правильная, а в чем-то нет.

Под воздействием, наверное, украинской политики в России в течение всего года наблюдалось повышение изоляционистских настроений на внешнеполитическом направлении. Россия сделала концептуальное заявление - провозгласила доктрину суверенной демократии. Как выразился один из творцов нашей внешней политики: "Экспорт демократии - это неоколониализм XXI века". Вот под эгидой таких настроений, которые являются понятной реакций понятно на что, и прошел 2005 год.

Отношения с Западом развивались ни шатко, ни валко. Ощущение угрозы, исходящее оттуда, во многом довлело над "коллективным" сознанием. И хотя больших новых ляпов мы во внешней политике не сделали, общие стратегические отношения "подкисли". В отношениях с Евросоюзом не удалось найти новую платформу, хотя в 2006 году нам выходить на подписание нового договора, а новой концептуальной базы для него нет. Ухудшились отношения с нашими соседями - с Польшей, странами Балтии и с Молдавией. Очень неровные отношения с Грузией, неопределенные - с Украиной. В конце года переговоры о вступлении в ВТО поставили под сомнение вопрос о том, удастся ли войти в эту организацию в 2006 -2007 году.

- Были ли на этом, в целом безрадостном, фоне какие-то успехи?

- У нас есть успех с ШОС. Организация встает на ноги и обладает большим потенциалом как система коллективной безопасности, хоть сейчас она во многом держится на общем стремлении ее участников ограничить влияние США в этом регионе. В восточноазиатском направлении мы сделали красивую заявку. Но это то дерево, которое начнет приносить плоды не сейчас. Это так называемый долгосрочный проект.

Что еще можно отнести к успехам России? Потенциально - то, что наша страна, готовясь к председательству в Большой восьмерке, выдвигает идею энергетической безопасности. Это наше сильное звено, и, хотя общий климат для нашего председательства пока не очень удачный, тем не менее, возможно, на этой теме удастся компенсировать те ошибки во внешней политике, которые были допущены в уходящем году.

- Как развивались в 2005 году отношения России с Америкой?

- Что касается отношений с США, то они не чтобы ухудшились, но забуксовали. И хотя крупных провалов, опять-таки, не было, испортился общий контекст взаимоотношений с Западом.

- А если смотреть на другое, китайское, направление? Все-таки будущая сверхдержава.

- Я бы сказал, что Китай - не будущая сверхдержава, а уже вполне состоявшаяся. За Китай особо критиковать российские власти не буду. Как раз на этом направлении есть понимание реалий, и внешняя политика России здесь свободна от многих стереотипов. С Китаем началось выстраивание стратегических отношений в смысле согласования общих позиций на всем региональном пространстве. Мы нашли удачную рамку, делая упор не на двусторонних отношениях, а соотнося наши политики в общерегиональном масштабе. И развитие ШОС, и вовлечение в нее новых членов - хорошие шаги в этом направлении.

Пока Россия остается слабой тихоокеанской державой. Другое дело, что стоит только России укрепиться, у Китая возникнет ревность - и как следствие появятся проблемы. Но это проблема второй половины десятилетия, если не 2010-х годов.

- Последний вопрос. Появилась ли у России внешнеполитическая стратегия? И если нет, в чем она должна, на ваш взгляд, состоять?

- Полноценной стратегии нет. Появилась, правда, какая-то интуитивная линия, которая, впрочем, пока не радует, так как выражается в основном в изоляционизме, о чем уже говорилось выше.

Стратегия - это соотнесение желаемого с наличным. А у нас, например, есть в наличии газ и есть желание, чтобы нас за это "уважали". А понимания, как этого достичь, нет.

Лучше всего проблему внешней политики России сформулировал политолог кот Матроскин: "Нам ни денег не хватает, нам ума не хватает". То есть мы можем сформулировать, чего мы хотим, но соотнести цели и средства не в состоянии.

Возможны успехи в решении отдельных частных проблем. Но общей внятной линии нет.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net