Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

13.08.2001 | Андрей Цунский

Бунт лоцманов

Лоцманы, представители весьма редкой и экзотической профессии, негодуют.17 июля правительство приняло постановление, согласно которому в стратегических портах России: Санкт-Петербурге, Мурманске, Новороссийске, Калининграде -- предусматривается создание исключительно государственных лоцманских служб. В сентябре-октябре полномочия коммерческих служб лоцманов прекращаются. Между тем сроки их лицензий заканчиваются только 1 января 2002 года.

Постановление было принято по представлению Министерства транспорта. Негосударственные лоцманские службы работали успешно, наиболее профессиональные специалисты начали работать именно там. Проводка судна в порт и из порта - дорогостоящее мероприятие, оно стоит от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов в зависимости от тоннажа и габаритов. То, что такие большие деньги уходят в частные лоцманские службы, не устраивало минтрансовских чиновников.

Министерство транспорта не учло, что им приходится иметь дело с корпоративной структурой, внутри которой очень сильны дисциплина, сплоченность и солидарность. Разумеется, чиновники обязаны были предвидеть, что ответ профессионалов на их решение будет однозначно отрицательным и может принять весьма жесткие формы.

Первыми объявили бессрочную забастовку лоцманы Санкт-Петербурга, их немедленно поддержали мурманские и калининградские коллеги. Порты оказались парализованы, убытки составляют 60 миллионов рублей в сутки, причем убытки грузоперевозчиков в эту сумму не входят. Одновременно с этим создается аварийная обстановка.

7 августа по каналу навстречу пассажирскому судну "Sea Cloud - II" были направлены идущие на выход из порта без лоцманов нефтеналивные суда типа "Волгонефть".

8 августа пассажирское судно "Costa Romantica" с 1600 пассажирами на борту заводил в порт человек, не являющийся лоцманом. Сейчас экстренно выдаются лоцманские сертификаты "государственным" лоцманам морской администрации, которые не имеют ни одного дня лоцманской стажировки. Счет общих экономических потерь идет на сотни миллионов долларов. В Мурманске администрация порта пыталась заставить «негосударственных» лоцманов обучать «государственных» кандидатов на эту работу. В ответ мурманские лоцманы уволились и вообще прекратили работу. Формирование государственных служб займет время.

Судя по стилю нынешнего руководства страны, власть не уступит. Но и лоцманы уступать не собираются. И хотя в портах тем временем потихоньку разбираются с ситуацией, и все меньше судов не могут зайти в порт или выйти из него, убытки огромны, да и чиновники часто откровенно врут. Так, они ссылаются на то, что привлекут к делу военных лоцманов. Для справки - в том же Петербурге их просто нет, и не было. Причина создавшегося в портах положения - грубейшая управленческая ошибка. Каковы бы ни были позиции лоцманов, ответственность за случившееся, в первую очередь, лежит на правительстве и чиновниках Минтранса. Они обязаны были предвидеть, во что выльется их попытка поскорее убрать из стратегических портов негосударственные лоцманские структуры. Но, увы, по российской традиции, судовладельцы вряд ли смогут стребовать с чиновников компенсацию за понесенные убытки. Даже если допустить, что чиновники правы и отстаивают важнейшие государственные интересы - в цивилизованном государстве их нельзя отстаивать за счет ни в чем не повинных людей.

Вот как прокомментировал сложившееся положение заведующий лабораторией технологии судовождения и морского права ЦНИИМФ Владимир Васильев:

Приемлемого выхода уже нет. Ситуация похожа на захват заложников террористами - они уже захвачены, и государству остается только сохранять лицо. Договориться с лоцманами не удастся - они согласятся теперь только на отмену правительственного постановления. Я бы хотел обратить внимание на то, что сроки лицензий негосударственных лоцманских служб заканчиваются 1 января, вопрос о переходе на обслуживание государственными лоцманами в этих портах был предрешен. Поэтому негосударственные лоцмана решили, как им кажется, от безвыходности положения обострить ситуацию. Результат, как говорится, налицо…

Тем не менее, я считаю, что правительство не уступит - представьте себе, что все заранее знают о наступающей эпидемии, стихийном бедствии, которое поразит лоцманов, и готовят замену лоцманскому составу к началу следующего года. Но все произошло на четыре месяца раньше. Расхлебывать заваренную кашу придется именно, как стихийное бедствие.

До постановления все деньги за лоцманские услуги проходили через ассоциацию лоцманов. То, что лоцманы пускали все деньги на зарплату - неправда. Они покупали и ремонтировали уже имеющиеся катера, строили тренажеры, приобретали навигационное оборудование. Так что не надо представлять их этакими хапугами. Себя они, конечно, не обижали, покупали, вероятно, и квартиры, что-нибудь еще для своих нужд. По их мнению недопустимо, чтобы сейчас все деньги от лоцманского провода уходили в морскую администрацию порта, лоцманы вовсе не уверены, что теперь у них будет все, что им нужно, что катер отремонтируют… У морской администрации затрат хватает, и она может решить, и решить справедливо, что деньги нужнее на другие нужды порта.

Лоцманский сбор устанавливается государством и не обязательно должен идти только на лоцманскую деятельность. Нужно и модернизировать порт, и обслуживать канал. Более нормальна ситуация, когда есть конкуренция - государственные лоцманы и Ассоциация морских лоцманов России. Но тут есть и возможности для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции - те же «откаты» и прочее. При отсутствии в новом Кодексе торгового мореплавания главы о морских портах регулирование должно осуществляться специальным Федеральным законом о морских портах, который пока не принят. На сегодняшний момент существование Морских администраций портов в таком виде, как они есть, не совсем соответствует законодательству - ведь получается, что это государственные структуры, которые отвечают за безопасность морского судоходства, и в то же время ведут коммерческую деятельность. .

А страдает грузоперевозчик, судовладелец, те, кто отправляет и ждет грузы. Ведь судну все равно, какой лоцман его сопровождает, частный или государственный. Ответственность у них одинаковая - по закону за все отвечает капитан, а лоцман - только советчик, государственный он или нет (кроме случаев намеренно нанесенного ущерба). Приток непрофессионалов на эту работу - очень опасная вещь, но протестующие против этого лоцманы сейчас своими действиями сами провоцируют приток не до конца подготовленных людей. Правда, их нельзя назвать полностью дилетантами, они же должны были выполнять эти обязанности и получить сертификаты к 2002 году.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net