Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

24.07.2001 | Сергей Михеев

Законы третьего срока

Сегодняшнее заседание Совета Федерации ещё раз показало, что, несмотря на настойчивость федерального центра, региональные элиты не намерены сдаваться без боя. Речь идёт в первую очередь об отказе СФ одобрить принятую Госдумой редакцию закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" с так называемой "поправкой Надеждина", ограничивающей право руководителей большинства российских регионов избираться на третий срок.

В феврале 2001 года этот закон был дополнен новой статьей 30 прим. В нем предусматривалось, что положение о не более чем двух сроках избрания руководителей регионов должно применяться без учета начавшегося до вступления в силу этого закона срока, на который избиралось лицо, занимавшее на день вступления в силу названного закона должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Однако 4 июля 2001 года Госдума внесла изменения в статью 30 прим., согласно которой "срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не учитывается в тех субъектах, конституции (уставы) или законы которых на 19 октября 1999 года не устанавливали ограничения по количеству сроков полномочий".

Принятие нового порядка исчисления сроков означало бы, по мнению членов Совета Федерации, что количество руководителей субъектов Федерации, которых коснется рассматриваемая норма, резко сократится. Как подчеркнул заместитель председателя комитета по делам Федерации Виталий Вишняков, "по существу эта поправка вводится задним числом". В результате могла бы сложиться ситуация, когда руководители разных субъектов имели бы различные возможности для занятия государственной должности, отмечается в заключении комитета Совета Федерации по делам Федерации. При этом закон был отвергнут в достаточно жёсткой форме - без отправки на доработку в согласительные комиссии. Таким образом Думе или придётся согласится с мнением сенаторов, или напрямую преодолевать вето СФ, что может оказаться не очень простым делом.

Судя по всему, региональные руководителя, осознавая неизбежность серьёзных изменений, связанных с новым курсом федерального руководства, и уступая в чём-то давлению Москвы, всё же выбрали промежуточную тактику лавирования, пытаясь принудить Кремль также занять более гибкую позицию. В частности, ключевым моментом для федерального руководство было одобрение на сегодняшней сессии СФ большого пакета важных финансово-экономических законов, закладывающих базу для дальнейшего развития экономических реформ. Фактически СФ одобрил все законы, о которых так беспокоилось правительство. Недаром Алексей Кудрин, не скрывая эмоций сказал, что "Совет Федерации не подкачал".

В то же время, сенаторы ясно дали понять, что, оказывая поддержку Кремлю в проводимой им экономической политике, они надеются на уменьшение давления в основном вопросе - вопросе о власти. Недаром вторым, наиболее болезненным пунктом повестки дня оказалась новая редакция закона "О милиции", в которой предусматривается прямое назначение руководителей региональных УВД из Москвы. Ни для кого не секрет, что "ручная" милиция является одним из самых важных средств реализации всевластия губернаторов на местах. Вокруг закона с самого начала велись жаркие споры. Согласительная комиссия добилась внесения поправки в соответствии с которой назначение будет всё же согласовываться с региональной властью. Однако сам механизм согласования никак не прописан, что скорее всего сведёт этот процесс к устным консультациям. Причём, несогласие губернаторов не станет законным препятствием для назначения того, или иного милицейского начальника. Несмотря на внесение поправки, судьба закона была под большим вопросом, и только личное участие в работе сессии Бориса Грызлова позволило принять закон. При этом "за" проголосовало лишь 103 сенатора.

Судьба же "поправки Надеждина" теперь будет неясна вплоть до следующей сессии Государственной Думы. Госдума скорее всего попытается преодолеть вето СФ. Однако, нельзя исключать того, что за период летних каникул региональным лидерам удастся провести соответствующую работу как с депутатами ГД, так и с Кремлём, попытавшись убедить и тех, и других, что вопрос о третьем сроке не является принципиальным препятствием для дальнейшего хода реформ, включая федеральную. Грубо говоря - "мы вам ваши экономические законы, а вы нам ещё одни выборы". В то же время, закрепление ещё на четыре-пять лет старого губернатороско-президентского корпуса может стать серьёзным фактором, препятствующим усилиям президента по преобразованию системы государственного устройства России. Вектор Кремля, направленный на смену региональных элит абсолютно очевиден. Третий срок может внести в эту тенденцию значительные изменения и так, или иначе позволит "старым" губернаторам "ельцинского призыва" воздействовать на федеральную политику в нужном для них направлении. Кроме того, надо учитывать, что во многом именно от поддержки этих людей будет зависеть и переизбрание самого Владимира Путина на следующий срок, что заставит его считаться с мнением губернаторов. В то же время, смена состава региональных руководителей, сопровождаемая их деконсолидацией, обеспечила бы Путину большую свободу манёвра.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net