Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

04.07.2001 | Олег Иванов

Отмывание по-кремлевски

Запланированное еще на 27 июня рассмотрение в Думе законопроекта "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" было неожиданно перенесено. Представители силовых ведомств, не вступавшие в дискуссию в процессе подготовки проекта ко второму чтению, сказали свое слово. Как ожидается, документ может быть принят на этой неделе.

Борьба за содержание закона отразила весь спектр подходов к проблеме отмывания, представленных сегодня на вершине российской власти. Правоохранители, финансовые власти, кремлевская администрация, депутаты и бизнес-элита, каждая из заинтересованных сторон понимает ее по-своему и, что самое главное, иначе нежели международное сообщество, насаждающее в России западные стандарты финансовой чистоты.

Для следственных органов дело об отмывании давно стало "черной меткой", коей, как правило, удостаиваются опальные экс-олигархи. В апреле 1999 года Борису Березовскому, Александру Красненкеру и Николаю Глушковым по делу "Аэрофлота" было предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве и отмывании нелегальных доходов. В июне 2000 года обвинение по тем же статьям было предъявлено находящемуся под следствием красноярскому предпринимателю Анатолию Быкову. В апреле 2001 года Владимиру Гусинскому инкриминировали отмывание денег на сумму 100 млн. долл. В июне обвинение по этой же статье (ст. 174 УК) было предъявлено начальнику финансового управления холдинга "Медиа-Мост" Антону Титову. (Всего же, по данным Межведомственного центра при МВФ, в 1999-2000 году было вывялено около 2700 подобных преступлений.)

Таким образом, "дело об отмывании" превратилось в экспортный товар. Кремлевские аппаратчики полагают, что ярлык "крупного отмывателя" способен подпортить имидж на Западе любому оппоненту нынешней власти. При этом они забывают о масштабе дел, связанных с отмыванием преступных доходов, к которому привыкли в Европе и США. Успехи российских органов не идут ни в какое сравнение с операциями, проведенными, например, Интерполом. Так, в результате операции "Кугуар" (1992 г.) выявлено 318 млн долл. грязных денег, ликвидировано 7 наркосиндикатов, к лишению свободы приговорено 40 человек. Операция "Си-чейз" (1988 г.) завершилась изъятием 31 млн долл, арестовано 84 человека, к ответственности привлечен банк с активами в размере 20 млрд долл. По итогам трехлетней программы мероприятий (1986-89 гг.), выявлено 1,2 млрд долларов, отмытых наркобаронами меделинского картеля, арестовано 35 человек.

На первое место мировое сообщество ставит такие преступления, как торговля наркотиками, нелегальная продажа оружия, вымогательство. Задачи, которые пытаются решать отечественные фискалы, кардинально иные: борьба с вывозом капитала, уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, валютный контроль. Потому настораживает интерес, внезапно вспыхнувший со стороны правоохранительных интерес к совершенствованию законодательства о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Представителей силовых ведомств категорически не устроило определение легализации (отмывания) с учетом депутатской доработки, проведенной ко второму чтению. Отмыванием признается придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, полученным в результате совершения преступления, но за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193 (невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и 199 (уклонение организации от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды).

Представителям МВД, ФСНП и ГТК нужен закон об отмывании, прямо противоположный тому, что вышел из под пера депутатов. С их точки зрения, в целях этого закона имело бы смысл иметь дело лишь с теми преступными доходами, которые получены результате совершения налоговых, таможенных и валютных преступлений. Эксперты МВД прямо заявляют, что вывоз российских капиталов за рубеж является одним из видов их легализации применительно к условиям России.

Вопрос о том, отмывание каких доходов признавать преступным, является весьма скользким. Каждая из сторон пытается очертить свой круг особо "страшных" преступлений. Неудачная, но пока единственная попытка дать исчерпывающий ответ на этот вопрос сделана в 174 статье УК "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Сама статья является новой в российском уголовном праве и действует лишь четыре с половиной года. За это время правоведы неоднократно указывали, что устанавливаемый в ней состав преступления определен недостаточно четко. Формально он позволяет отнести к отмыванию любую финансовую операцию с имуществом, полученным, например, в результате недействительной сделки или неосновательного обогащения, то есть вообще без факта совершения преступления. За все это время правоохранительными органами были предприняты единичные попытки применить указанную статью в целях ограничения финансовых потоков наркобаронов или организованной преступности. Единственная успешно проведенная операция, скорее подтверждающая общее правило, связана с делом "Трасткредитбанка". В марте прошлого года в результате спецоперации ГУБОП МВД была пресечена деятельность банка, через который прошло более 20 млн долларов, принадлежащих, по словам следователей, чеченской мафии. Деньги направлялись на финансирование бандформирований.

В марте этого года в Генпрокуратуре прошло совещание правоохранительных органов с целью выработки единого подхода в борьбе с легализацией. Через месяц обвинения в отмывании посыпались на фигурантов дела "Медиа-Моста".

Одновременно с доработкой ко второму чтению закона об отмывании правительство в спешном порядке подготовило новую редакцию 174 статьи. Теперь она предусматривает два состава преступления. Первый -- лицо, получившее преступные доходы, пытается самостоятельно придать им правомерный вид. Эти нормы не распространяются на нарушителей налогового законодательства и средства, выведенные ими из-под налогообложения. Значит, нарушители налогового или валютного законодательства будут преследоваться лишь за уклонение от уплаты налоговых (таможенных) платежей. Второй состав непосредственно касается отмывателей. В их отношении санкции УК действуют в полном объеме, вне зависимости от происхождения отмываемых ими доходов, будь то наркоторговля, либо увод экспортной выручки. В конце прошлой недели на совещании в правительстве новая редакция 174 статьи УК практически была согласована.

Первичные данные о подозрительных операциях финансовые госконтролеры намерены получать путем обязательного контроля определенных видов финансовых операций. Законопроект об отмывании устанавливает закрытый перечень таковых. Однако и здесь получается неувязка. Представителям финансового блока Правительства хотелось бы получать более полную информацию о движении финансовых потоков в российской экономике. Именно эту цель планировалось поставить перед так называемой финансовой разведкой, подразделением состоящим из сотни аналитиков, вооруженных... мощными ЭВМ. Законопроект устанавливает около 30 видов операций, подлежащих такому контролю. Вот только содержание этих операций не самое распространенное. Вряд ли возможно составить картину финансовых потоков, даже в такой "серой" экономике, как российская, анализируя лишь операции с наличной валютой, предъявительскими ценными бумагами, драгоценностями и оффшорными зонами.

Отказавшись от голубой мечты просветить все финансовые операции, исполнительная власть решила сконцентрироваться лишь на тех из них, которые вызывают подозрения, и вновь попала в ловушку. При подготовке проекта ко второму чтению депутаты обоснованно указали на два обстоятельства. Во-первых, субъективизм нормам закона придает невозможность оценить разумный уровень подозрительности, приемлемый в отечественной практике. Во-вторых, думцы сочли неконституционным уровень предлагаемой "просветки".

Корень обеих проблем лежит в особенностях российской банковской системы. Ограниченность клиентской базы банков, их теснейшая связь с узким кругом собственников не позволяет надеяться на эффективную организацию внутреннего контроля за клиентскими операциями. На Западе заинтересованность самого банка в процедурах внутреннего контроля вытекает из необходимости защитить собственную репутацию, оградив себя от недобросовестных клиентов. Например, служба внутреннего контроля Дрезднер-банка еженедельно отрабатывает 10-15 сообщений, поступивших от своих же служащих, о предполагаемом отмывании денег, и еще одно-два сообщения о фактах использования инсайдерской информации.

Текущая ситуация в российских финансах не способствует чрезмерной разборчивости отечественных банкиров. А без механизмов внутреннего контроля вся цепочка "госнадзор - обязательный контроль - внутренний контроль" превращается в формальность. Таким образом борьба с отмыванием переходит из плоскости государственного принуждения в плоскость корпоративного управления и деловой этики. Но в правительственном законопроекте о внутреннем контроле упоминается лишь единым абзацем.

В итоге можно ожидать, что результаты по борьбе с отмыванием будут не более впечатляющими, нежели от внедрения контроля за крупными расходами граждан. Закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" был принят в июне 1998 года. С января 1999 года его положения частично перекочевали в налоговый кодекс. Тем не менее эффекта такой контроль не возымел.

Можно ожидать, что после вмешательства представителей силового блока проект закона об отмывании уже на этой неделе будет принят Думой во втором чтении. Видимо, в нем уж не окажется исключений, касающихся таможенных преступлений и преступлений, связанных с невозвращения валютной выручки. Закон должен начать действовать к саммиту большой восьмерки в Генуе. Вот только сделает ли это финансовую систему России более чистой?

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net