Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

25.06.2001 | Сергей Михеев

"Транснефть" между политикой и экономикой

Несмотря на общий рост производства, во многом инициированный августом 1998 года, нефть и газ по-прежнему остаются основными предметами российского экспорта. Ни для кого не секрет, что на данном этапе экономика России напрямую зависит от мировой конъюнктуры нефтяного рынка. В этих условиях стратегическое значение для страны приобрели вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов. Именно по этой причине государство продолжает контролировать и уделять повышенное внимание компании "Транснефть", фактически являющейся монополистом на рынке транспортировки нефти в России. В этой связи у специалистов и наблюдателей вызвал интерес, недавно опубликованный годовой отчёт этой компании за 2000 год.

На данный момент единая система магистральных трубопроводов "Транснефти" обеспечивает транспортировку более 97% добываемого в России сырья на нефтеперерабатывающие заводы страны, а также на экспорт. Важность отрасли для российской экономики, видимо, обусловливает государственную политику, направленную на сохранение единого контроля за транспортировкой нефти. Очевидно, что дробление отрасли между различными, независимыми компаниями могло бы привести к серьёзным проблемам. Кроме этого, компания оказывает транспортные услуги нефтедобывающим предприятиям Азербайджана, Казахстана и Туркменистана.

Компания была образована в 1992 году в соответствии со специальным указом президента РФ. С избранием в сентябре 1999 года Семёна Вайнштока президентом компании, "Транснефть" заметно интенсифицировала свою работу, в особенности в сфере модернизации производства и разработки новых направлений транспортировки. Как известно, "Транснефть" является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти Министерства нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Однако с развалом Советского Союза на постсоветском пространстве сформировалась новая геополитическая реальность. Ранее единая трубопроводная система, была разделена государственными границами и перестала быть адекватной новым интересам, целям и задачам государств, возникших на территории бывшего СССР. Весьма остро эта проблема встала и перед Россией. Разногласия по этому вопросу со своими недавними соседями по Советскому Союзу, а также нестабильная обстановка в различных регионах постсоветского пространства несут прямую угрозу стратегическим интересам России. В качестве ответов вызовам времени "Транснефть" разрабатывает новые проекты транспортировки нефти и газа.

В 1999 году была разработана Концепция перспективного развития магистральных нефтепроводов России, одобренная Министерством энергетики РФ. В Концепции предусмотрены работы сразу в нескольких новых направлениях. Так в рамках каспийско-черноморско-средиземноморского проекта построен и в апреле 2000 года введён в эксплуатацию 312-километровый нефтепровод в обход территории Чечни. Одновременно была создана перемычка от Махачкалы до нефтепровода Баку-Тихорецк. Она позволила транспортировать туркменскую и казахстанскую нефть, поступающую танкерами в Махачкалу, далее до Новороссийска. Таким образом, Россия смогла нейтрализовать угрозы для транспортировки нефти, связанных с чеченским конфликтом, в чём нас неоднократно упрекали Азербайджан, Казахстан и Туркмения.

Учитывая растущую активность Турции и государств ГУУАМ в сфере разработки новых маршрутов транспортировки "постсоветской" нефти, всё острее встаёт необходимость дальнейшего развития экспортного маршрута нефти на Средиземноморье. Это потребует создание новых направлений, альтернативных транспорту через пролив Босфор. В этой связи началась работа по проектированию нефтепровода Бургас-Александруполис. Специальным комитетом в составе представителей России, Болгарии и Греции выполнена экспертная оценка технико-экономического обоснования проекта.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов через порты государств Балтии, ведущих не очень дружественную политику в отношении России, также представляет определённую проблему. Причём в перспективе трудности могут возрасти, учитывая вступление прибалтийских государств в ЕС и возможно в НАТО. С марта 2000 года компания приступила к строительству всех объектов Балтийской трубопроводной системы, которая ориентирована на транспортировку российской нефти из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефти стран СНГ, в первую очередь, из Казахстана. В рамках проекта будет построен наливной терминал в Приморске, реконструирован нефтепровод Ярославль-Кириши и построен новый трубопровод Харьяга-Уса.

Развитие центрально-европейского направления, являющегося традиционным для российских нефтяников, осуществляется по двум ветвям - "северной" и "южной". Развитие "северной" ветви связано с поставками сырья на нефтеперерабатывающие заводы Польши и Германии; "южной" - с проектом интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" представляющим интерес для нефтяных компаний в связи с возможностью, минуя пролив Босфор, принимать в порту Омишаль (Хорватия) танкеры дедвейтом до 500 тыс. тонн. Сложность "южного" проекта заключается в том, что кроме России, маршрут проходит по территории Белоруссии, Украины, Венгрии, Словакии и Хорватии. В 2000 году в ходе длительного переговорного процесса "Транснефти" удалось достигнуть договорённости с транспортными компаниями всех транзитных государств, кроме Украины.

Одним из наиболее перспективных является развитие восточносибирского направления, связанного с проектом строительства нефтепровода Россия-Китай. Работа над ним ведётся в соответствии с трёхсторонним соглашением о сотрудничестве между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и российскими компаниями "ЮКОС" и "Транснефть". Уже подписана Декларация о намерениях, в которой обозначены основные маршруты: Ангарск - Улан-Батор - Пекин и Ангарск - Дацин. Первый этап проекта начнёт осуществляться с 2005 года.

В 2000 году началась проработка южного направления - проекта транспорта российской, казахстанской и туркменской нефти в Иран по маршруту Омск-Павлодар-Чарджоу-Тегеран. Кроме того, "Транснефть" исследует предложения об участии в строительстве нефтепроводов из Ирака в Иорданию и Сирию, а также обследовании нефтепроводов в различных регионах Азии, Африки и Латинской Америке.

Важно, что, несмотря на такую бурную активность, компания "не висит на шее" у государства. Напротив, выручка и доходы компании постоянно растут, что сказывается и на уровне выплат в государственный бюджет. Так в 2000 году в бюджет перечислено 18 202 293 тыс. рублей налогов и сборов. Таким образом, "Транснефть" можно признать одной из наиболее эффективных российских компаний. При этом деятельность компании соответствует российским национальным интересам, что встречается уже реже.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net