Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

08.06.2001 | Алексей Макаркин

Торжество собственника в "НГ"

Борис Березовский увольняет Виталия Третьякова. Со своего поста уходит последний руководитель СМИ, стремившийся (и не без успеха) быть "знаковой" политической фигурой. Вспоминается судьба Игоря Голембиовского, который в качестве главного редактора "Известий" пытался сохранить свою "самость", балансируя между двумя акционерами газеты. В конце концов, акционеры объединились и вытеснили из "Известий" самого Голембиовского. Недавний "казус Киселева" - из той же серии. Целиком и полностью ориентируясь на одного из акционеров, он был вынужден покинуть НТВ после того, как контроль над телеканалом установил другой акционер. Происшедшее с Третьяковым отличается только тем, что в "Независимой газете" у редактора отсутствовала какая-либо возможность использовать конфликт интересов различных акционеров. Контрольный пакет "НГ" (80%) прочно находится в руках Березовского, который вправе единолично решать судьбу редактора, чьи позиции (политические или любые другие) его перестали устраивать.

Конфликт между Березовским и Третьяковым назревал давно и носил объективный характер. Березовский купил "НГ" в 1995 году; тогда политические взгляды олигарха и редактора совпадали. Березовский тогда с подозрением относился к либеральному авангардизму и мечтал о приручении коммунистов и умеренных националистов. Ему нужна была "НГ" как престижная трибуна, с которой выступал максимально широкий спектр политиков и экспертов. В то же время Третьяков, который в 1993 году, в отличие от подавляющего большинства либеральных журналистов, отказался поддержать Бориса Ельцина в его борьбе с мятежным парламентом, был "персоной грата" для большинства оппозиционеров. При этом бренд "НГ", завоевавший популярность в 1991 году, не потерял своей престижности даже после ухода от Третьякова в 1993 году целой группы известных журналистов, начавших выпускать на деньги Владимира Гусинского газету "Сегодня". От "НГ" отшатнулся либеральный читатель, но пришел умеренный государственник, который не любил Ельцина, но брезговал прохановским "Завтра".

В годы сотрудничества Третьякова и Березовского "НГ" была своего рода газетой-парламентом, где сталкивались различные точки зрения и куда приходили печататься статусные персонажи. В "НГ" мало думали о таких вещах, как объем материалов, часто публикуя "полосные" статьи. Это было не случайно - газета ориентировалась не на читателя, бегло просматривающего ее за двадцатиминутную поездку в метро, а на тот же круг, который, собственно, в "НГ" и публиковался: политиков, экспертов, чиновников. Газета Третьякова была ярким примером такого жанра как "газета влияния", который, в частности, предусматривает отказ от ежеминутной опеки спонсора над редакционной политикой - отсюда и самостоятельная политическая роль ее редактора. Другое дело, что "точечные удары" по оппонентам Березовского со страниц "НГ" наносились не раз - и во время работы в газете известного дуэта Кошкарева-Нарзикулов, и позднее, когда они уже покинули "НГ".

Однако теперь газета-парламент Березовскому больше не нужна. Ныне он позиционирует себя как ревностный либерал, убежденный правозащитник и организатор антипутинской оппозиции. Теперь олигарх нуждается в газете-партии, ориентированной на 10% россиян, которые критикуют Путина "справа". Среди них как сторонники "Яблока", так и правозащитная часть электората СПС, которая, как надеется Березовский, уйдет от Немцова и Чубайса к новой партии Юшенкова-Головлева, создающуюся на его деньги. Третьяков для роли редактора газеты-партии, коллективного организатора и коллективного пропагандиста явно не подходил. Более того, в последние месяцы "НГ" по ряду позиций прямо расходилась с курсом Березовского. Достаточно сказать, что Третьяков полностью поддержал власть на заключительном этапе операции по изъятию у Гусинского НТВ, тогда как Березовский демонстрировал явную солидарность со своим бывшим конкурентом. Фактически в последние месяцы "НГ" выбыла из "березовой" информационной империи (Березовский даже прекратил финансировать газету), и у Бориса Абрамовича было два варианта дальнейших действий: либо продать газету (но много за нее вряд ли бы дали), либо снять Третьякова. Представляется, что основную роль в его выборе сыграло желание создавать политическую партию, которой явно нужно свое СМИ.

Показательно, что об уходе Третьякова жалеют те, кто вполне благожелательно относился к выдавливанию с НТВ команды Киселева. В этом случае они не вспоминают о священном праве собственности, проблеме прибыльности СМИ (понятно, что такой масштабный проект, как "НГ" с ее большими статьями-"рассуждалками" и многочисленными тематическими приложениями, не мог не быть убыточным). В то же время наиболее активные защитники свободы слова во время "эпопеи НТВ" вовсе не собираются вступаться за увольняемого редактора. Для них Третьяков с его отчетливо пропутинской позицией явно чужой.

Что же будет дальше? "НГ" потеряет часть своих "статусных" читателей (и авторов, разумеется), но может приобрести определенный процент бывших поклонников закрывшейся "Сегодня". В то же время Третьяков уже объявил, что собирается делать новый проект. Не исключено, что финансирование он найдет (в этом ему могут помочь и властные структуры), но вот с брендом будет сложнее. Вспомним, что покинувший "Известия" Голембиовский так и не смог раскрутить "Новые известия". Киселеву явно тесно на периферийном ТВ-6 (при том, что это все-таки бренд, существующий не первый год). В последнее время лишь "Ведомости" при поддержке двух "тяжеловесных" западных партнеров смогли занять прочные позиции на российском медиа-рынке. Неизвестно, удастся ли Третьякову добиться того же.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net