Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

28.05.2001 | Сергей Михеев

Центральная Азия: новая группировка

На сессии Совета коллективной безопасности СНГ (СКБ) в Ереване, куда президент России Владимир Путин вылетел из города Мирный, как ожидается, будет принято окончательное решение о создании в Центральной Азии в рамках региональной системы безопасности коалиционной группировки войск. В нее будут входить по батальону от каждой страны. Скорее всего, они будут мобильными и по численности составят до 2 тыс. военнослужащих.

Подразделения должны быть созданы к 1 августа нынешнего года. Их основная задача - "быстро реагировать" на возникающую угрозу вылазок бандформирований. На формирование такой группировки дали согласие представители Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Россия будет представлена в КСБР в основном расквартированной в Таджикистане 201-й дивизией. Силы не будут иметь общего и единого для всех национальных подразделений места постоянной дислокации и в случае необходимости должны быть переброшены из своих республик к "театру боевых действий". Осенью этого года намечено провести первые командно-штабные учения коллективных сил быстрого реагирования (КСБР). Исполнительный орган управления будет расположен в Бишкеке. Там же предполагается и размещение антитеррористического центра СНГ.

На очередном саммите СКБ будут обсуждены и другие военно-интеграционные вопросы, в том числе о формировании региональных группировок государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) на Кавказе и Западноевропейском театре военных действий. При этом также будет рассмотрен вопрос об общем штабе военного руководства всеми коалиционными группировками государств-участниц ДКБ. Предполагается, что он будет создан в Москве и будет дислоцироваться в здании Штаба по координации военного сотрудничества государств СНГ. На саммите будет учрежден пост председателя Совета коллективной безопасности. В ближайшие полгода, до следующего саммита, им станет президент Армении Роберт Кочарян.

Членами ДКБ на сегодня являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Договор был подписан 9 лет назад, 15 мая 1992 года в Ташкенте. Первоначально в него входили также Узбекистан, Грузия и Азербайджан. Но два года назад они отказались продлить свое участие в ДКБ. Казалось, договор близок к полному развалу. Однако обострение ситуации в Средней Азии, Афганистане и всплеск терроризма на всей территории бывшего СССР заставил вспомнить о Договоре. Год назад в Бишкеке, на первом саммите СКБ, было принято решение о развертывании коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) на трех направлениях: западном (с участием вооруженных сил России и Белоруссии), южном (Россия--Армения) и центрально-азиатском (Россия--Казахстан--Киргизия--Таджикистан). Таким образом, ДКБ получил второе дыхание и, судя по тенденциям развития ситуации внутри и по периметру СНГ, договор ещё долгое время останется актуальным. Как считают многие эксперты, ДКБ может стать стимулом к оживлению интеграции в рамках СНГ в целом.

Остаётся пока неясным вопрос финансирования КСБР. Министрам обороны шестерки стран ДКБ предстоит подготовить предложения по этому вопросу. Скорее всего, основная тяжесть расходов снова ляжет на плечи России, наиболее заинтересованной в сохранении интеграции на постсоветском пространстве.

Хотя о перспективах СНГ в целом принято говорить в пессимистических тонах, неизбежность сотрудничества бывших республик СССР в отдельных сферах не вызывает сомнений, и ДКБ яркое тому подтверждение. Надо признать, что достаточно неуклюжая политика России в начальный период существования Содружества принесла немало негативных результатов, как в двусторонних отношениях, так и в плане интеграции на постсоветском пространстве в целом. В начале 90-х Россия всеми силами пыталась оттолкнуть от себя назойливых соседей. Считалось, что именно они "пьют кровь" из многострадальной российской экономики. В этом контексте стоит вспомнить о том, что именно Москва отвергла в своё время интеграционные предложения Нурсултана Назарбаева.

Довольно скоро стало ясно, что именно Россия более других заинтересована в сохранении лидерства и своеобразного патронажа на территории бывшего СССР. Отношение бывших "братских республик" к "старшему брату" становилось всё более недружелюбным и Россия оказалась перед реальной угрозой оказаться во враждебном окружении. Поняв это, Москва решила, что лучшим способом исправить положение будет максимально жёсткое давление, что также вызвало во многих случаях эффект отторжения.

Явственно определилась линия раскола внутри СНГ. С одной стороны остались Россия, Белоруссия (после прихода Лукашенко), Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения. Фактически все те, кто просто не способен на данном этапе самодостаточно развиваться без российской помощи и всестороннего сотрудничества с Москвой.

По другую сторону оказались Украина, Узбекистан, Азербайджан, Грузия и Молдова. В данном случае перемешались политические и экономические амбиции, претензии на исторически обоснованную самобытность и локальное лидерство. Кроме того, в случае с Украиной, Узбекистаном и Азербайджаном сыграл роль достаточно высокий экономический потенциал. Молдова оказалась под сильным влиянием Румынии. Грузия просто по традиции претендует на роль пусть маленького, но центра Вселенной. К тому же отношения с Грузией были сильно испорчены в связи с позицией России по абхазскому конфликту. Узбекистан некоторое время претендовал на роль лидера и интеграционного центра в Средней Азии. Азербайджан не без оснований считает, что нефть поможет стране решить все её проблемы. Центробежные тенденции нашли своё выражение в образовании ассоциации Грузии, Узбекистана, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ), что вызвало плохо скрываемое удовольствие на Западе. Не исключено, что именно оттуда эта идея и была подброшена.

Общность, которая называлась Российской империей, а затем Советским Союзом, сложилась не случайно, а в силу объективных причин, которые, видоизменившись, продолжают действовать и сейчас. Угроза нестабильности с Востока -- лишь одна из них.

Избавиться от этой исторической идентичности бывшим советским республикам пока не удалось. По сути большинство из них просто не способны в одиночку дать адекватный ответ вызовам времени. ГУУАМ действует ещё менее эффективно, чем СНГ, и существует лишь на бумаге. Серьёзных поводов для объединения у этих стран, кроме неприязни к России, нет.

В этом контексте Россия избрала для себя единственно приемлемый вариант. Если полномасштабная и разносторонняя интеграция в рамках СНГ сейчас невозможна, следует придерживаться формулы разноскоростной интеграции, которая может проходить по отраслевым направлениям и в том числе на основе двусторонних отношений. Одним из примеров такого сотрудничества и является ДКБ.

Что касается стран ГУУАМа, то и они в этом смысле не безнадёжны. По крайней мере, России не стоит сдавать Западу без боя это направление внешнеполитической деятельности. Тем более, что в настоящее время для этого складываются позитивные предпосылки.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net