Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

04.12.2001 | Татьяна Иванова

ОТ ИЕРУСАЛИМА ДО САМЫХ, ДО ОКРАИН

В мире до последних дней было две войны против террористов. Одну давно уже ведет Россия в Чечне. Другую Соединенные Штаты Америки начали после трагедии 11 сентября. Пока что это война в Афганистане. Террористические акты в Иерусалиме и Хайфе в прошедшие выходные дни были очень страшны. Корреспонденты передавали с места событий, что повсюду видят окровавленные куски человеческих тел. Видимо, и тут терпению пришел конец. Израиль объявил войну Палестине.

Правда, до настоящего момента последние слова - "объявить войну" - ещё не сказаны. Но прозвучали другие. Было сказано Ариэлем Шароном, что Ясир Арафат избрал террор для достижения своих политических целей и за это ответит. Была серия ударов по зданиям, где может быть Арафат. Был уничтожен весь вертолетный корпус Палестины. Объявлена самая жестокая с начала интифады блокада. Палестинские территории намертво перекрыты.

О том, почему в связи с этими событиями мгновенно и резко возрастают цены на нефть, в то время как в связи с бомбежками в Афганистане они же резко упали, нам расскажут специалисты.

И, может быть, их объяснения будут просты. Не попробовать ли, однако найти простые ответы и на другие вопросы, кажущиеся настолько сложными, что порождаемые ими дискуссии длятся у нас годами и десятилетиями.

Итак, мы начали первыми. И в начале контртеррористической операции в Чечне наш президент произнес фразу, ставшую знаменитой. Он сказал тогда: "…и если в сортире их достанем (может быть, он сказал: "застанем"), то мы и в сортире их замочим". Лексически и интонационно фраза была, скажем, яркой. Её сократили до двух слов: "мочить в сортире". И употребили с тех пор тысячи раз.

К моменту произнесения исторической фразы Россия измаялась, извелась, исстрадалась от чеченских террористов. Налеты на сопредельные территории, грабежи, похищения людей, взрывы жилых домов, вокзалов, рынков, заложники, пытки… Куски окровавленных тел… Наконец, вторжение в Дагестан, настоящая война.

Можно уверенно говорить: грубая фраза из уст президента для большинства прозвучала как долгожданная. Но надо же и учесть: что - большинство? Большинство - это малокультурная толпа, серая масса, низменные инстинкты… Вот у этой тетки чеченцы угнали корову и подожгли сарай с поросенком и курами. Она бессмысленно голосит, кричит "Проклятые! Черти проклятые!" и в сторону гор грозит кулаком. А у этой супружеской пары сына похитили прямо из воинской части, ухо ему отрезали, на пленку сняли и родителям прислали. Так родители вообще слова вымолвить не могут. Только мычат что-то бессмысленное… Реакция меньшинства - ведь вот что существенно и важно. Элита! Что говорит элита в своих телевизионных студиях, перед своими микрофонами, в своих газетах и журналах.

А та самая элита на все лады повторяет президентскую фразу про сортир и - чего же и ждать от такого президента - неустанно возмущается и тем, что самолеты летают, и тем, что бомбы падают, и, само собой, жестокими зачистками, и требует немедленно прекратить их и положить конец страданиям мирного населения.

На ум приходят два героя. Один литературный. Фамилия Пигасов. Очень не любил жеманных дам. Всё мечтал неожиданно выскочить из-за угла и колом такую даму ударить в бок. Пигасову было очень интересно, как дама завизжит естественным голосом. Второй герой - из жизни. Фамилия Малашенко. Телеканал, которым он правил, очень уважительно относился к полевым командирам (вдумайтесь: так красиво мы привыкли называть главарей вооруженных бандитских шаек). А к главному идеологу независимой Ичкерии господину Удугову с бесконечным почтением. И вот Пигасов выскочил из-за угла… Ой, не то. И вот полевые командиры схватили прекрасную женщину (корреспондента того самого телеканала). И бросили её в зиндан вместе со съемочной группой. А с телеканала стребовали астрономический выкуп.

Каким естественным голосом кричал тогда с телеэкрана господин Малашенко… Фразы у него выходили бессвязные. Только всё слышалось: "Фашисты!" "Геббельс!". Это про достойнейших полевых командиров и умнейшего идеолога.

Но вернемся. Элита не только внутри России неутомимо требует сворачивания контртеррористической операции. Она настроила против этой самой операции полмира. У нас от гуманистов из Европы инспекция за инспекцией. В эти дни очередная. Нам из США порицание за порицанием, замечание за замечанием, выговор за выговором.

Одна страна нас всё поддерживала. Щаранский приезжал. Как бывший наш, с нами в доступной нам форме разговаривал. Мы, говорил, вас очень хорошо понимаем. Мы сами в таком же положении. Мы ваши действия поддерживаем. Вы наши, стало быть, тоже не должны осуждать. (Поддержки уж не ждем. Мы ж понимаем, что мы евреи…).

И вот интересное явление. Осуждение России за войну с террористами в Чечне у нашей элиты отлично получается. Красноречия - море. Аргументы - самые убедительные. И вот уж генералы пригорюнились, удаль ушла от них, да и самые удалые ушли с боевых полей. И президент молчит, боевой дух ни в кого не вселяет, чарку за победу, кажется с солдатами в Чечне поднимать не собирается. А они уж, похоже, и ждать перестали.

В отношении к евреям наша элита полностью солидарна с нашей властью. Власть не поддерживает борьбу Израиля с палестинскими террористами (спасибо, хоть не осуждает). И лучшие перья не поддерживают. Никакого красноречия по поводу борьбы евреев с террористами. Вот такое неожиданное единение душ. Самых утонченных с самыми вульгарными.

А ведь это более чем странно. Хотя бы потому, что там, в Израиле, "на четверть бывший наш народ". Вот и в этих последних по времени взрывах погибло 26 человек, 10 - наши. Тяжко ранены около 300, наших половина.

Что же мы, такие убедительные, такие остроумные, такие красноречивые не убеждаем свою власть, не убеждаем своих друзей, европейских и американских в том, что израильтян надо поддержать. Что их борьба с терроризмом - правое дело.

А, понятно. Мы потому что заступаемся всегда за тех, кто слабее. Чечня - слабее. Палестина - слабее... Но послушайте. Тогда заступайтесь же за Афганистан. Не думает же кто-то всерьез, что он непобедим, что военная машина коалиции не сломит гордый дух афганского народа. Вот уже конец - талибы больше не власть. А партизанская война (бандитские вылазки) будут, наверное, правда, продолжаться.

Это ничего не значит на самом деле: Афганистан уже другой. Насильно свергли талибов. Темную, бесчеловечную, подлую, приютившую террористов власть. Свергли с помощью бомбардировок, в том числе ковровых.

Ни слова осуждения по отношению к тем, кто проводил ковровые бомбардировки со стороны наших лучших перьев. Жалкие люди в лохмотьях, немытые, нелеченые, полуголодные, афганцы гибли, наверное, сотнями. Несчитанными. Кто их там считал? Кому они нужны?

Нужно, необходимо было другое. Нужно было, чтобы мы помирились с Соединенными Штатами. Подружились. Вошли в коалицию, объединившую самые сильные и богатые страны. Стали союзниками. Это наш шанс - наш шанс войти в семью цивилизованных стран. Это всё - всё, что нам так нужно, инициировал наш президент. И вовсе не под бурные аплодисменты всего огромного аппарата, управляющего Россией. Можно догадаться, что и не под бурные аплодисменты всей России.

Что из всего сказанного следует? А то, прежде всего, что когда лицемеришь или хитришь, не надо думать, что никто этого не замечает. Ведь с некоторыми нашими лучшими перьями относительно недавно случилась очень показательная в этом смысле история. Так они друг друга хвалили, так награждали, так бесконечно брали друг у друга интервью на разные темы, что решили, будто они всеобщие любимцы и отправились избираться во власть.

Вышел облом. Потому что "вы не смотрите, что Серега все кивает, он понимает"… "Понимает" на самом деле гораздо больше людей, чем кажется. С людьми надо поэтому честно.

В мире сейчас возможна только одна война - с террористами. С организованными вооруженными бандитами, которые держат за горло целые страны. Если кто-то вздумает воевать за свой суверенитет, он должен быть мгновенно приведен в чувство. Силой? Значит силой. Все вопросы, связанные с суверенитетами и независимостями должны решаться сегодня только и единственно путем переговоров. В мире достаточно для этого механизмов. Никто не должен быть вводим в заблуждение словосочетанием "маленький, но гордый народ". Сообщество достаточно структурировано, чтобы заступиться и за маленьких, и за особо гордых.

Война мирового сообщества с терроризмом должна быть солидарной. Все страны обязаны понять Россию. Даже Грузия, как это не покажется неожиданным. Больше того, мир должен был бы призвать Россию ни в коем случае не оставлять в Чечне бандитов на расплод. Не давать им уйти, спрятаться, окопаться, отдохнуть, перевооружиться.

Мир должен был бы призвать Россию не замалчивать ни единого нападения на федеральные войска - терракт это терракт. И убитые или раненые - даже если их двое, даже если один - это жертвы терракта. И когда бы мы объявляли об этих бесконечных террактах каждый день, когда бы называли имена всех наших раненых и убитых, может быть, не так просто было бы некоторым людям неутомимо создавать свои новые и новые публицистические произведения про одну давнюю фразу президента. И может быть, инспектирующие нас были бы позастенчивее. А выговаривающие нам посдержаннее.

Россия вместе со всеми остальными странами обязана понять Израиль. Проявить солидарность с этой страной. Дать понять Арафату, что если он, вроде нашего Масхадова, не владеет ситуацией, значит, он не глава своей страны и пусть уходит. А если глава и владеет, пусть отвечает за кровавые преступления, совершаемые во имя его страны.

И все вместе, конечно, должны поддержать коалицию. Ни за что мне не понять, почему всё же нельзя нашим военным специалистам послужить в интернациональных войсках за деньги. Почему они должны ехать туда непременно тайком? Не хватит ли грозить им по возвращении уголовным преследованием? Они едут - смерти не боятся. А тут родина-мать им уж в тюрьме место готовит. Они не вернутся, вот и всё. Им найдется на земле место и дело.

С террористами, с их организациями, с режимами, которые их оберегают и холят надо воевать всем миром и непримиримо. Увы, но после Буденновска и Печатников, после 11 сентября, после взрывов в Иерусалиме и Хайфе у стран, считающих себя цивилизованными, не остается выбора. Только: или мы их, или они нас.

Надо бы отдать служению именно этой простой мысли все таланты красноречия.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net