Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

16.11.2001 | Андрей Уранов

КОЗЛОДУЙСКИЙ АТОМ СОШЕЛ С РЕЛЬСОВ

Экологическая катастрофа, о которой так долго говорили революционно настроенные "зеленые", случилась. Или, если быть точнее, чуть не случилась. Если быть уж совсем точным, то никакой катастрофы не было. Однако повод в очередной раз заявить об опасности ввоза в Россию чужого отработанного ядерного топлива (ОЯТ) все-таки есть.

Новость, растеряв на пути из Кемерово в Москву часть фактического материала, действительна была способна повергнуть чувствительных обывателей в шок: 7 ноября на кемеровском участке Транссибирской магистрали сошли с рельсов 14 вагонов товарного состава. "Товарняк" предположительно вез болгарское ОЯТ с атомной станции в местечке Козлодуй на хранилище в Железногорск (Красноярск-26).

Минатом не стал отрицать существование такого состава. Более того, эшелон, который перевозил около 40 тонн ОЯТ из Болгарии в Железногорск, действительно был на Транссибе и прошел кемеровский участок, по некоторым данным, лишь за несколько часов до аварии.

Напомним, что ввоз "чужого" ОЯТ стал возможен после принятия этим летом поправок в закон об окружающей среде. Битва, которая развернулась вокруг всего лишь одной строчки закона, стоила поста министру атомной энергетики Евгению Адамову. Его репутация министра-коммерсанта в столь тонком вопросе могла сыграть на руку противникам "распродажи экологической безопасности страны". Поэтому перед рассмотрением поправок в Думе министром атомной энергетики стал Александр Румянцев, который до этого занимал пост директора Курчатовского института. Атомщикам удалось убедить большинство депутатов в том, что ввоз чужого ОЯТ - не только возможность заработать неплохие деньги (Минатом рассчитывает на 10% мирового рынка хранения и переработки ОЯТ, что, по некоторым оценкам, может приносить стране до 1 млрд. долларов прибыли ежегодно).

Отработанное ядерное топливо после переработки снова может быть использовано как энергоноситель. В условиях, когда привычные источники энергии, прежде всего нефть, могут закончиться уже в этом веке, атомная энергетика не имеет альтернативы. А значит ввоз и хранение ОЯТ - это еще и задел на будущее. Кроме того, часть заработанных на ввозе ОЯТ средств пойдет на экологические программы и, что очень важно, на утилизацию несметного количества опаснейшего для экологии ядерного "барахла", которое осталось в стране после гонки вооружений. Миллиардов долларов, которые нужны на это, в бюджете явно нет.

Противники ввоза чужого отработанного топлива утверждают, что деньги все равно будут разворованы, а перевозить через всю страну по железной дороге сотни тонн радиоактивных материалов, да еще и хранить их потом на своей территории - опасно. Мало того, что террористы в последнее время "дуркуют", так ведь и дороги такие, что составы постоянно сходят с рельсов. Поэтому ввоз ОЯТ обязательно обернется экологической катастрофой.

В ситуации, когда битва "за ОЯТ" еще не окончена, а "Яблоко" заявляет о скором референдуме по этому вопросу, кемеровская авария не могла остаться незамеченной. Более того, что-то в этом роде рано или поздно должно было случиться. А название атомной станции, с которой везли ОЯТ, настолько неоднозначно для русского восприятия, что наталкивает на мысль о глубинном метафизическом смысле произошедшего. Получается, что через три месяца после принятия поправок в закон об окружающей среде первый же состав с ОЯТ, отправленный из-за границы (Козлодуйская АЭС, Болгария) чуть не оказался под откосом.

Однако весь метафизический смысл действа сошел на нет, когда стали известны некоторые детали. ОЯТ из Козлодуя не имеют никакого отношения к недавним поправкам в закон. Их транспортировка в Железногорске осуществляется в рамках еще советских договоренностей, которые, кроме Болгарии у нас есть еще с Венгрией, Словакией и Чехией. А Минатом, который "совращал" общественность рассказами о миллиардных прибылях, пока не заключил ни одного нового контракта. Более того, источники в министерстве скептически относятся к скорому выходу России на рынок ОЯТ, так как новые конкуренты на нем никому не нужны. Поэтому никаких контрактов и, соответственно, прибылей в ближайшее время ожидать не стоит.

Однако по железным дорогам страны ежегодно транспортируются тысячи тон радиоактивных материалов.

Наши атомные станции вместе с украинскими, которые получают топливо из России и по старинке не считаются для нас совсем чужими, в год пропускают через себя до тысячи тонн урана. Часть отработанного топлива складируется на территории самих станций. Однако ежегодно до 400 тонн ОЯТ отправляются на хранение и переработку на ПО "Маяк" (Челябинская область) и в Железногорск. Оценить объем радиоактивных материалов, которые постоянно таскают туда-сюда через всю страну военные, сложнее, однако, можно предположить, что эта цифра так же значительна.

Трудно проверить слова атомщиков, однако они утверждают, что транспортировка - самый безопасный этап ядерного цикла. Якобы, контейнеры, в которых возят топливо, невероятно надежны и даже не деформируются при ударе о препятствие на скорости 100 км/час. А "мирный атом" вообще составляет лишь какую-то тысячную долю процента угрозы для экологии, которую несут в себе наши военные ядерные программы. Говорят, что мода на "экологический шум" вокруг ввоза ОЯТ в Россию кем-то умело подогревается, так как рынок хранения и переработки отработанного топлива действительно давно поделен.

Как бы там ни было, но козлодуйский состав все-таки дошел до хранилища в Железногорске и уже почти разгружен. Со ссылкой на директора козлодуйской АЭС было заявлено, что это - последний состав с ОЯТ, который болгары отправили в Россию.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net