Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

05.11.2001 | Алексей Макаркин, Ольга Пашкова

АЛЕКСАНДР КУЗНЕЦОВ - БУДУЩИЙ ГЛАВА МПС?

Александр Кузнецов назначен руководителем департамента Министерства транспорта по координации транспортных систем и логистике. Не исключено, что это событие станет знаковым для другого транспортного ведомства - Министерства путей сообщения. Кузнецов рассматривается в качестве одного из основных претендентов на пост преемника Николая Аксененко.

Назначение Кузнецова на его нынешний пост выглядит с аппаратной точки зрения достаточно странным. До начала прошлой недели он занимал пост первого заместителя полномочного представителя президента по Северо-Западному федеральному округу Виктора Черкесова, и его перевод в Москву на должность управленца среднего звена в обычной ситуации был бы явным понижением. Однако сейчас это кадровое решение выглядит как промежуточный этап перед получением куда более ответственного назначения.

44-летний Кузнецов - профессиональный железнодорожник, сделавший блестящую карьеру в МПС. В июне 1998 года он был назначен начальником "элитной" Октябрьской железной дороги, став самым молодым руководителем этой магистрали за всю ее историю. Но уже в начале 2000 года его стремительный карьерный рост резко оборвался. Поводом послужила железнодорожная катастрофа 26 января 2000 года, в которой погиб человек. В феврале того же года министр Аксененко потребовал от Кузнецова подать в отставку, но тот отказался. Тогда на свет появился приказ Аксененко от 17 февраля, по которому Кузнецов отстранялся до должности начальника дороги "за серьезные недостатки в управлении дорогой и обеспечении безопасности движения поездов, снижение требовательности к своим заместителям, руководителям служб и отделений, ухудшение технологической и исполнительской дисциплины на предприятиях дороги, а также допущенное крушение пассажирского поезда".

Кузнецов отказался подчиниться приказу, заявив, что его может уволить только правительство. Кроме того, он заявил, что невиновен в катастрофе, которая произошла из-за несовершенства антиблокировочной системы, внедренной на дороге в качестве эксперимента решением МПС. Однако Аксененко не собирался отступать. 21 февраля коллегия МПС обратилась к главе правительства Владимиру Путину с предложением об увольнении Кузнецова. Вопрос о судьбе начальника дороги решался более месяца. Спустя несколько дней после победы на президентских выборах (в которой значительную роль сыграл Аксененко) Путин все же подписал распоряжение о снятии Кузнецова с должности с достаточно жесткой формулировкой: "за систематическое неисполнение обязанностей".

Однако еще в период острой стадии конфликта между Аксененко и Кузнецовым, в СМИ появились утверждения, что катастрофа явилась лишь поводом для отставки начальника Октябрьской дороги. Были выдвинуты две основные версии, объясняющие мотивы решения министра - при этом одна из них не противоречит другой.

Первая версия состоит в том, что Кузнецов препятствовал передаче принадлежащего Октябрьской дороге пая в Балтийском банке в управление банку "Транскредит", близкому к Аксененко. Кузнецов как представитель крупнейшего пайщика занимал пост председателя совета директоров Балтийского банка. Вторая версия была связана с якобы имевшим место намерением Путина назначить хорошо знакомого ему еще по Петербургу Кузнецова на пост министра после своей победы на выборах. В этом не было ничего необычного: в 1996 году тогдашний начальник Октябрьской дороги Зайцев был назначен министром, да и Аксененко ранее занимал пост заместителя начальника этой магистрали.

Если последняя версия справедлива, то Аксененко (по некоторым данным, с помощью Михаила Касьянова и Игоря Шувалова) удалось тогда избавиться от соперника. Напомним, что в этот период Путин не был свободен в принятии кадровых решений в той степени, как сейчас - так, вместо его протеже Козака генпрокурором стал Устинов. Нет ничего удивительного в том, что Путин отступился от МПС, однако Кузнецова он не забыл. Уже летом 2000 года президент назначает его первым заместителем полпреда Черкесова по работе с территориями, территориальными управлениями и ассоциацией "Северо-Запад". А в сентябре того же года была изменена формулировка увольнения Кузнецова: теперь он освобождался от должности начальника дороги по собственному желанию.

Теперь Путин, судя по всему, рассматривает вопрос о назначении Кузнецова министром. Однако Кузнецову будет крайне сложно сработаться с заместителями Аксененко, которые высказывались за его смещение с должности по порочащим основаниям. Да и с имиджевой точки зрения назначение Кузнецова не выглядит для Путина простым, учитывая обстоятельства его ухода из МПС - никогда ранее начальник дороги, ушедший в отставку из-за катастрофы не становился министром.

В то же время Кузнецов является единственным топ-менеджером МПС, который лично известен Путину в течение многих лет, и относится к питерской команде, пользующейся особым доверием президента. Кроме того, по некоторым данным, Кузнецов в большей степени, чем другие железнодорожники, способен к реформе ведомства, обладая более широким кругозором: во второй половине 80-х годов он временно уходил из системы МПС, занимая пост главы одного из ленинградских райисполкомов (причем в период перехода к рыночным принципам управления городом).

Тот факт, что Кузнецов получил пост в "соседнем" с МПС ведомстве, может быть объяснен двумя причинами. Первая - возможное объединение МПС и Минтранса, о котором уже давно ходят слухи. Однако этот вариант менее вероятен, так как создающаяся структура будет трудно управляема, тем более, пока преемнику Аксененко придется входить в курс дела. Вторая причина выглядит более убедительно - несмотря на уход Аксененко в отпуск, министр путей сообщения пока обладает достаточным ресурсом для того, чтобы не пустить своего давнего оппонента в министерство. В этом случае нажим на Аксененко будет продолжаться и далее.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net