Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.01.2006 | Павел Данилин

РЕВОЛЮЦИИ НЕ БЫЛО

Прошлый год стал годом начала, бурного расцвета, затем стагнации и, наконец, загнивания молодежного оранжизма в России. Это, увы, медицинский факт, уже не требующий доказательств. Недавний раскол в 'Обороне', где посредством смены лидера пытались произвести некоторое политическое переформатирование, постоянные жалобы НБП: 'Наши' бьют!', а также 'покаянные' статьи вроде 'Прощание с Майданом' лидера СМ 'За Родину' Сергея Шаргунова – лучшие свидетельства того, что на оранжевом проекте в молодежной среде можно ставить крест. А как все красиво начиналось! В январе прошлого года оранжевые шарфики перекочевали из Украины на российские просторы и, намотавшись на бледные и худенькие шейки юношей и девушек с горящими глазами, заставили содрогнуться администрацию президента.

Действительно, кто считал, сколько там молодежи было среди митингующих против монетизации стариков? Но поскольку юные поколения не просто активные, но еще и умеют доносить информацию о своих хождениях на акции до общественности, казалось, что их (молодых) чуть ли не десятки тысяч. Над всем этим оранжем гордо реяли стяги Национал-большевистской партии, освящая лимонным цветом новый тип молодежного протеста. При этом не надо думать, что нынешние лимоновцы имеют какое-либо отношение к националистам или большевикам, что следует из их названия. Сегодня НБП – лишь окололиберальная антиглобалистская группировка, использующая эпатажные формы самопиара. И от либеральной 'Обороны' она отличается лишь чуть большим радикализмом. Сама 'Оборона', кстати, представляет собой рыхлый конгломерат из молодежи «Яблока», СПС, Комитета-2008 и других похожих малочисленных либеральных тусовок. Численность 'Обороны' в Москве от 50 до 100 человек, в регионах еще человек 300. Нацболов гораздо больше – по Москве около 200-400, по всей России до 12 тысяч. Сами они, правда, заявляют о том, что в их ряды вступило в прошлом году до 54 тысяч человек, но это вряд ли является правдой…

Вопрос о численности «молодежек» очень важен. Думается, если бы власти сразу смогли оценить реальное число активистов оранжада, они бы успокоились и, вполне возможно, 2005 год не кончился бы настолько благополучно для российского руководства. А так Кремль выкатил Царь-пушку и саданул главным калибром по воробьям. Да, пороху было истрачено чрезмерно. Но зато все воробьи - да и вороны - перемерли. Однако вернемся к нашим баранам, сиречь к молодежным организациям.

Как известно, монетизационные выступления прекратились уже в феврале. Старики удовлетворились теми уступками, которые были сделаны властями, успокоились и разошлись по домам. А вот молодежь на улицах осталась. Это, кстати, была ее первая, хотя и не главная, ошибка. Потому что уже в марте, а тем более в мае-июне, стало очевидно, что после того, как старики покинули площади, молодежи оказалось на них с гулькин нос. В рамках статистической погрешности.

Главной ошибкой, однако, был сам подход, продемонстрированный нацболами, ребятами из 'Обороны' и активистами СМ 'За Родину'. Помимо безответственности и неконструктивизма, что вполне простительно для юных мятущихся душ, вышеназванные молодежные организации, выступая за 'Русский Майдан', по сути, боролись против суверенитета нашего государства. Причем боролись они за ограничение российского суверенитета самозабвенно и упоительно. Полагаю, даже не задумываясь о том, что они делали. К счастью, силенок у них оказалось маловато. 'Молодежная Родина' быстро дистанцировалась от этой борьбы, как только завершились протесты льготников, а остальные оказались интеллектуальными импотентами.

Неудивительно: идейный арсенал наших оранжевых весьма небогат. Это книги Джина Шарпа, сборник статей Пионтковского, книжка Прибыловского, несколько фолиантов Эдуарда Савенко и Явлинского, а также заключительное слово на суде Михаила Ходорковского. С таким багажом можно вести пропаганду только в своей среде. Чем, впрочем, упорно и занималась наша либеральная и лимонная молодежь в лице нескольких 'раскрученных персон' типа лидера 'Обороны' Ильи Яшина, вдохновляемых интеллектуальными наставниками вроде Латыниной, Минкина, Альбац и Новодворской. А реальные хозяева 'Обороны', под которыми я понимаю начальников Яшина Митрохина и Явлинского, а также гипотетические спонсоры Эдуарда Савенко (на место которых очень просятся такие персоны, как Березовский и Невзлин) направили протест оранжевой молодежи на защиту Ходорковского.

Вообще, удивительно, как быстро и каким элементарным образом Ходорковский стал и для НБП, ранее выдвигавшей лозунг «Ешь богатых», символом демократии. На некоторых совместных митингах нацболы и оборонщики выкрикивали требование 'свободу политзекам'. Нацболы долго отрицали связи с опальными олигархами, но когда в конце августа Эдуард Лимонов (Савенко) оказался среди подписантов письма о создании инициативной группы по выдвижению 'известного политика Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты' Госдумы, последние сомнения, похоже, развеялись и у лимоновцев.

Правда, идеологическая невнятица – проблема не только нацболов, но и либерального молодежного крыла. Призывая сделать все 'как там', 'как в развитых странах', в крайнем случае, 'как на Украине', активисты молодежных движений чаще всего не представляли себе реального положения дел в этих самых развитых странах. Достаточно того, что в 'эталонной демократической стране' – а именно, в США нет прямых выборов президента, нарушения при голосовании поистине вопиющие, а высшая палата парламента проявила к этим нарушениям столь много безразличия, что легитимность выборов Джорджа Буша ставится под сомнение самими американцами. А ведь, чтобы убедиться в этом, достаточно лишь просмотреть фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11». 'Недемократичные' примеры политического устройства можно найти и в других странах западной демократии. Да и в любимой российскими оранжистами Украине губернаторы назначаются не региональными парламентами по представлению президента, а исходя из текущего настроения главы государства. Но все эти рациональные доводы оранжистам были неинтересны. Главное, что они видели и против чего боролись, – это якобы происходящее у них на глазах ущемление демократии в России.

Как бы там ни было, но после мощного старта в январе-марте 2005 года (период расцвета, который, как я писал выше, завершился, едва успокоились льготники), молодежный оранжизм еще довольно длительное время стагнировал. Кто-то из спонсоров 'не понял', что поезд ушел, когда монетизационные протесты рассосались, кто-то 'не догнал', что 'фишка не катит', когда прогремел погром в Бишкеке, кому-то было все еще непонятно, в чем соль после андижанского расстрела, кто-то решал свои сугубо личные задачи, а кто-то надеялся половить рыбку в мутной водичке. Так что вплоть до конца августа-начала октября молодежь ни шатко ни валко демонстрировала свой 'интеллигентный' кукиш власти и надрывалась на бесчисленных форумах в Интернете и ничтожных по количеству, да и по качеству митингах и акциях прямого действия. А в сентябре стало ясно, что кончился их золотой век. Началось загнивание.

Причины, кстати, вполне банальны. Их две. Во-первых, собственно действия власти. Созданные в феврале 2005 года 'Наши' вызывали у молодых конкурентов с либерального фланга сначала презрение, затем (после шествия по Ленинскому проспекту) страх, и, наконец, безудержную зависть за лагеря в Селигере, Вуоксе и Форосе, за Высшую школу управления, за бессчетное количество семинаров, за красивые акции и отличный креатив. Аналогично было и с дугинскими евразийцами – те также поначалу кроме презрения ничего не вызывали, а завершилось все банальной завистью: и акции, и шествия проводят, и лекции читают…

Не думаю, что раскрою большой секрет, но мне кажется, что 'Наши' – явно крючок для интеллигентной молодежи из провинции. Такой аналог «Молодежного Яблока», СМ 'За Родину' и 'Обороны', только более богатый, менее экстримный, а главное, более перспективный. ЕСМ Дугина – приманка для более оторванных и рисковых ребят. Это своеобразный аналог НБП, представляющий сходные виды досуга, похожую тусовку, но гарантирующий отсутствие проблем с властью. То есть власти озаботились созданием для молодых людей альтернативы. И если евразийцы оказались негодным выбором, то 'Наши' вполне себя оправдали. Не зря в конце прошлого года руководитель отделения 'Обороны' в Воронеже перешла к 'Нашим'. Это - лучшее доказательство того, что они эффективнее. Обратных примеров пока что не видно.

ЕСМ же не смог стать тем маячком, который магнитом притягивал бы к себе разочаровавшихся нацболов. А этих - разочаровавшихся – очень много. Одни в шоке от того, что стройная идеология, придуманная для нацболов Дугиным, сменилась тявканьем 'Нет Путину'. Другие не понимают, почему действия и заявления Лимонова фактически дублируют соответствующие жесты и слова Бориса Березовского. Третьи недоумевают, каким образом нацболы стали защитниками Ходорковского. Четвертым невдомек, почему Михаил Касьянов, который когда-то служил мишенью для активистов НБП, вдруг стал для Савенко настолько близок, что лидер лимоновцев хочет выдвигать Касьянова в президенты. И в такой ситуации, когда в головах у нацболов царит раздрай и разруха, их не просто можно, их необходимо срочно переманивать к себе. Дугин не справился. Жаль.

Вторая, не менее важная причина угасания молодежного оранжада и загнивания 'Обороны' и НБП связана с ожесточенной кампанией по выборам в Мосгордуму, развернувшейся прошлой осенью. Лимоновцы в ней в качестве кандидатов не участвовали. А вот 'оборонщики', вернее, та часть, которая в 'Обороне' представляла молодежное яблоко, активно ринулась в 'большую политику'. Надо сказать, что это был опрометчивый шаг со стороны Явлинского. Мало того, что он предложил московским избирателям голосовать за неоперившегося юнца Илью Яшина, который ничем, кроме тусовок по интересам (ММЯ и 'Оборона') ранее не руководил, мало того, что он выдвинул по одному из округов Маргариту Загрязкину, прославившуюся лишь тем, что она проникла к 'Нашим' в лагерь на Селигере, мало того, что выдвинуты была Ирина Воробьева (известная лишь тем, что из ее фигуры оборонщики обычно делают предметы наглядной агитации), и Иван Большаков (широкой публике совершенно не известный), так вдобавок ко всему Явлинский заложил в 'Обороне' этими выдвижениями мину замедленного действия. Ребята, пошедшие баллотироваться, фактически противопоставили себя своей же оборонной тусовке. Естественно, они практически перестали работать на 'Оборону', а работали на свои кампании. Также они утащили из 'Обороны' сочувствующих, которые пахали на их кампанию. В результате активность этой организации резко сократилась, что вызвало недовольство тех ее членов, которые не были рекрутированы в кампанию яблочников. Это внутренний аспект, который относится к 'Яблоку' и учитывать который было необходимо.

Еще один внутренний аспект, о котором я бы хотел сказать, связан с пиаром против 'Яблока'. Созданный не без инициативы Кремля список 'Свободной России' занимался исключительно 'мочиловом' Явлинского и его партии. Креатив 'Свободной России' был простым и доступным. Яшину, Митрохину и Явлинскому припоминали союз с нацболами, много было и иных придумок 'на грани фола'. В итоге кампания 'Свободной России' достигла своей цели. Уже в ноябре яблочники и правые наложили запрет на проведение совместных акций с НБП, в декабре лидера нацболов Савенко опять не позвали на Всероссийский гражданский конгресс, по признанию самих яблочников переговоры о сотрудничестве были заморожены, а нацболы поняли, что они все равно остаются для 'патентованных либералов' париями. Так была разрушена связка между молодежными оранжевыми движениями. Как я уже говорил выше, все это происходило на фоне глубокого раздрая в среде лимоновцев, которые так и не смогли понять, куда же их ведет вождь. То ли от Ходорковского к Касьянову, то ли к какому-нибудь очередному спонсору…

Еще один внутренний аспект, относящийся теперь к СПС, который также надо иметь в виду, говоря о юном оранжаде. Осенью в Союзе правых сил произошла весьма некрасивая история, в результате которой правая рука Старикова – Сергей Жаворонков - был с позором исключен из рядов партии. С позором, безусловно, для СПС, а не для Жаворонкова. Бредовое обвинение в сотрудничестве с нацболами, предъявленное ему Гозманом, и столь же неэтичная поддержка этого обвинения членами политсовета, были призваны замять истинную причину, которая заключалась в том, что именно Жаворонков 'пробил' руководство СПС, заставив его согласиться на создание единого списка с «Яблоком». Впоследствии оказалось, что лишь этот шаг позволил 'Объединенным демократам' пройти в Мосгордуму. Но это было впоследствии. А тогда, осенью, все ожидали того, что Стариков сможет сделать Жаворонкова, прекрасного интеллектуала и одного из наиболее ярых сторонников оранжада, лидером 'Обороны'. Этому, естественно, резко противился Яшин. Вплоть до начала января это у него получалось 'на ура'. А вот 14 января произошла осечка.

В прошедшую субботу лидер 'Обороны' Илья Яшин не был избран в состав Координационного совета этой организации. Обидевшись на весь мир, он убежал, хлопнув дверью, а на следующий день разразился филиппикой в адрес ряда членов КС 'Обороны'. Выдержанный в духе советских писем в газету 'Правда', этот 'пресс-релиз' содержал обвинения в том, что в 'Обороне' образовалась фракция, отстаивающая интересы элиты 90-х годов и настаивающая на финансировании организации со стороны экс-олигархов. Вторая фракция выступает 'с позиции бесперспективности борьбы с нынешним режимом во имя реставрации ельцинизма и настаивает на несотрудничестве с 'бизнесом в изгнании'». Якобы первая фракция уже три месяца копает против Яшина, в результате чего он и был выведен из состава Координационного совета. И теперь 'Оборона' будет продана олигархам.

Понятно, что все обвинения экс-лидера 'Обороны' настолько высосаны из пальца, что разбирать их смешно. Но все же попробуем хотя бы частично. Итак, Явлинский, насколько я знаю, тоже входил в элиту 90-х, а Яшин поддерживает его до сих пор. Так что этот пункт обвинений отметаем. Финансирование со стороны экс-олигархов в 'Оборону' шло если не непосредственно, то опосредованно, по неофициальной информации, через некий институт, связанный с Республиканской партией США, 'Яблоко', представителей Комитета-2008 и ряда опальных ныне представителей СПС. Да и не членам 'Яблока', длительное время спонсировавшегося со стороны Гусинского, а затем Ходорковского, заявлять о своем нестяжательстве. Так что этот довод тоже отметаем. Зададимся вопросом – откуда деньги у 'Обороны'? Неужели получены за красивые глаза? А теперь подумаем, в чем реальном участвовала 'Оборона' в прошлом году и за что ее могли спонсировать. Только за акции в защиту Ходорковского. Теперь посмотрим на указание, что 'первая фракция' (спсников-реваншистов) копает под лидера второй фракции (яблочников-нестяжателей) три месяца. Это, как мы понимаем, как раз и есть указание на начало избирательной кампании в Мосгордуму. То есть Олег Козловский и Юлия Малышева сотоварищи, устав от яшинского самопиара, наверное, неоднократно говорили об этом с однопартийцами. Естественно, все это доносили Яшину. Однако каким образом демократическое тайное голосование, на котором Яшин не был избран в координаторы, могло оказаться 'устранением' неугодного лидера организации, – вот это поистине необъяснимая загадка.

Надо всем этим можно было бы смеяться, если бы не одно 'но'. Параллельно с тем, как появилось письмо Яшина, в 'Обороне' собрались члены вновь избранного КС и приняли решение самораспуститься. Потом, сообразив, что по уставу (который никто не видел в глаза) самороспуск не допускается, координаторы решили провести перевыборы КС. А пока – приостановить свою деятельность. Словом, детский сад, да и только. С другой стороны, есть тут и толика украинского влияния. Там тоже, если выборы пройдут не так как хочется, а демократически, устраивают третьи туры. Помнится, год назад на президентских выборах так и поступили. И если бы Янукович тогда победил в третьем туре, то оранжевые устроили бы четвертый тур. Так и здесь.

Теперь серьезно. Предложу свою версию случившегося. Мне лично думается, что спонсоры 'Обороны' – люди, работающие проектно. А у проектов есть такое свойство – оцениваться по критерию эффективности, или, напротив, неэффективности. Средства под проект выделяются раз в год и на целый год (реже - под форс-мажорные обстоятельства). И вот проект 'Оборона' показал, что он неэффективен. Средства на него выделяться перестали. Спонсор предложил выкупить у хозяина (напомним, речь идет о Явлинском и Митрохине) бренд с тем, чтобы передать его более активным оранжистам – Старикову и Жаворонкову. Рядовые участники проекта с этим в принципе были согласны. Однако ни Явлинский, ни тем более Яшин на такое развитие событий не согласились. В результате публичного скандала, устроенного Яшиным, может оказаться загубленным раскрученный бренд. Браво, господа, браво! Дай нам Бог таких революционеров навсегда, и революции в России не будет вовеки вечные.

Павел Данилин - член правления фонда 'Институт Развития', автор книги «Новая молодежная политика 2003-2005»

Редакция «Политком.Ру» напоминает, что точки зрения авторов сайта могут не совпадать с редакционной

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net