Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

23.10.2001 | Сергей Михеев

СТРУКТУРА МПС ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС

История вокруг министра путей сообщения Николая Аксёненко видимо получит своё продолжение после возвращения в страну президента Владимира Путина. Этого, вероятно, ждёт и сам министр, и Генпрокуратура. Пока же так и не ясно, о каком всё-таки деле идёт речь, и в каком качестве Аксёненко посещал Генпрокуратуру. МПС усиленно намекает на заказной характер оказываемого давления и, скорее всего, готовит контратаку. Справедливость обвинений против путейцев несомненно смогут определить лишь компетентные инстанции в установленном законом порядке. Однако, многопрофильность деятельности МПС и масштаб сети коммерческих структур, созданных железнодорожным ведомством вокруг себя не может не вызывать интерес.

Министерство создало целую параллельную структуру, которая представляет собой разветвленный многопрофильный холдинг. МПС связан с сетью коммерческих фирм, обслуживающих его интересы. На вершине этой пирамиды находится компания Корпоративные финансовые технологии (КФТ), являющаяся фактически главным маховиком механизма. Профиль КФТ - стратегическое управление активами инвесторов. Как сообщает АПН.ру, руководитель компании - ни кто иной как сын министра МПС Рустам Аксененко.

За КФТ следуют "Транскредитбанк", "Транстелеком" (связь), "Юнитранс" (операторская компания по перевозкам) и Балтийская строительная компания. Компания "Юнитранс" (бывший "Иристон"), получая от МПС 50-процентные скидки с тарифов, контролирует до 30 % рынка экспедиторских услуг. Ранее в топ-менеджмент этой структуры, в том числе, входил тот же Рустам Аксененко. Балтийская строительная компания (БСК) - крупнейший строительный подрядчик МПС по слухам контролируется племянником главы МПС Сергеем Аксененко. ОАО "Транстелеком" принадлежит МПС и ряду подконтрольных руководству железнодорожного ведомства фирм. Компания финансируется из прибыли МПС в объеме 50 миллионов долларов в месяц. Стоимость связанных с "Транстелекомом" и финансируемых МПС коммерческих проектов оценивается экспертами в 1 миллиард долларов.

По некоторым данным, Аксёненко лично контролирует "Транскредитбанк", который, в свою очередь, кредитует как МПС, так и все перечисленные фирмы. Через него производятся все расчёты МПС, в этом банке находятся текущие счета министерства и сопутствующей инфраструктуры. "Транскредитбанк" использует деньги экспедиторов, перевозчиков, и всех остальных, кто пользуется услугами МПС и перечисленных выше компаний. При этом для клиентов устанавливается обязательная 15-дневная предоплата услуг, что по оценкам некоторых экспертов незаконно. Таким образом образуется свободный денежный фонд, который впоследствии расходуется на собственные проекты министерства, в том числе и на кредитование названных фирм.

По данным последнего отчета аудиторов Счетной палаты по результатам проверки МПС, в "Транскредитбанке" "неправомерно консолидировались" все 100% амортизационных отчислений предприятий отрасли. По сообщениям СМИ именно в "Транскредитбанк", на счета нескольких целевых фондов, созданных МПС в нарушение действующего законодательства и без согласования с Правительством (как, например, Фонд международного сотрудничества и рекламы), переводилась значительная часть балансовой прибыли предприятий МПС. Таким образом, в 2000 году сумма отчислений в "левые" фонды составила почти 53 миллиарда рублей.

По видимому, достаточно часто используемой МПС практикой является и внедрение подконтрольных фирм (той же компании Юнитранс) на рынок операторских и экспедиторских услуг с предоставлением им значительных тарифных скидок.

Немало сообщалось и о непрофильных расходах МПС. По данным компании Arthur Andersen, официального аудитора МПС, только в 2000 году министерство потратило 12 миллиардов рублей на непрофильное капстроительство. Продвижение афилированных фирм в сферу капитального строительства, значительная часть которого, хоть и финансируется за счет прибыли министерства, имеет непрофильный характер, крайне выгодно МПС. Эти же интересы распространяются и на сферу техобслуживания транспортной инфраструктуры.

Кроме того, МПС, постоянно заявляющее правительству о нехватке средств на поддержание вагонного парка и развитие пассажирского комплекса, собирается строить железнодорожный тоннель на Сахалин. Источники финансирования проекта не раскрываются. Проект планируется запустить в ближайшее время. Стоимость строительства составляет около 4,5 млрд. долларов, а срок исполнения - около 10 лет. С большой долей уверенности можно предположить, что подряд, скорее всего, получит "Балтийская строительная компания". Не секрет, что близкая фирма подрядчик, без труда может завысить расценки на строительные работы. А дельта, что называется, прилипает к рукам. Прибыли могут сформироваться немалые.

То же касается и строительства подъездных путей к Эльгинскому и Чинейскому месторождениям, не менее четверти акций которых принадлежит МПС. Согласно инвестиционной программе МПС, увеличившейся по сравнению с 1999 годом в три раза, в 2001 году на строительство этих дорог запланировано выделить 6,8 миллиардов рублей. Таким образом, пути прокладываются непосредственно за счёт МПС. В то же время, для других предприятий МПС строит подъездные пути только за их счёт.

МПС не жалеет денег и на другие нецелевые программы. Так, в строительство Бурейской ГЭС ежегодно вкладывается по 800 миллионов рублей. Основание "Транстелекома" обошлось министерству ни много ни мало в 90 миллиардов руб. При этом, только по официальным данным МПС, парк грузовых вагонов с 1991 по 2000 год сократился с 995 до 680 тысяч единиц. Поставка новых вагонов - с 37,7 до 1,5 тысячи. Но структура инвестиций МПС на 2001 год не отражает этой ситуации с износом основных фондов. В проекте программы структурной реформы потребности в капиталовложениях в локомотивное и вагонное хозяйства оцениваются на уровне 60 миллиардов рублей в год, или 40% от общих инвестиций. В инвестиционном плане МПС предусмотрено направить на приобретение подвижного состава и технических средств только 9,7 миллиарда или 8,8 % от общего объема инвестиций.

Инвестиционная программа МПС России на 2001 год составляет 110 млрд. рублей. При этом на реализацию программы развития информатизации, модернизации технологической связи и радио планируется направить почти 24% средств, на приоритетные стройки - более 20%, а на приобретение подвижного состава - менее 9%. Иными словами у МПС находятся цели поважнее обновления подвижного состава. По программе развития информатизации затраты, по сравнению с 1999 годом, увеличены в три раза. По программе модернизации и техперевооружения заводов за этот же период размер средств увеличен более чем в 10 раз. Таким образом, по менее выгодным инвестициям у МПС зачастую объявляется "нехватка" средств, а по более выгодным - наблюдается перерасход.

Очень может быть, что вся эта арифметика производится в полном соответствии с законом. Однако такое большое хозяйство способно породить немало поводов для интереса Генпрокуратуры.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net