Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.10.2001 | Сергей Михеев
ЗА КТК ЗАПЛАТЯТ ВСЕ
Похоже, что проект прокладки нефтепровода по дну Каспийского моря (Каспийский трубопроводный консорциум - КТК) может дорого обойтись морским перевозчикам, пользующимся проливами Босфор и Дарданеллы, соединяющими Чёрное и Средиземное моря. На днях появились данные о том, что Турция намерена серьёзно пересмотреть режим использования проливов в связи с возможным ростом танкерных перевозок, который последует в случае реализации проекта КТК.
Об этом, в частности, сообщает Media-Press со ссылкой на представителя министерства энергетики и природных ресурсов Турции. Сами представители КТК уверяют, что ввод в эксплуатацию нефтепровода Тенгиз-Новороссийск не вызовет перегрузку черноморских проливов.
Однако турки считают иначе. Анкара считает, что экологическая ситуация в проливе Босфор фактически на грани кризиса. Возможности безопасного прохода судов давно исчерпаны. В год через этот пролив, разделяющий европейскую и азиатскую части страны, проходят около 50 тыс. судов, в том числе, 5 тыс. танкеров. Объем перевозимой нефти составляет около 70 млн. тонн. Как свидетельствует статистика, в течение 50 лет в зоне черноморских проливов произошло более 500 аварий. 40 из них отнесены к разряду крупных.
Департамент по морским вопросам Турции этим летом подготовил очередной специальный доклад, посвященный именно этим вопросам. "Риск возникновения в зоне черноморских проливов техногенных катастроф в 43 раза выше, чем стихийных бедствий. Взрыв в Босфоре на танкере, перевозящем нефть или газ, будет сродни ядерному", - считают авторы этого документа. Транспортная нагрузка на 325-километровую проливную зону, включающую Босфор, Дарданеллы и Мраморное море, находится на пределе. Только через Босфор, являющийся одним из самых узких и трудных для судоходства проливов в мире, ежедневно следуют в среднем 135 судов, из которых 17 - танкеры.
Поэтому Турция готовится ввести новый регламент пересечения иностранными судами своих проливов: станут более жёсткими требования к длине и "возрасту" судов, присутствие турецкого лоцмана будет обязательным, потребуется дополнительная "рубашка" на корпусе танкеров и так далее. "Словом, хотя уже к концу этого года в зоне проливов будет установлена радарная система контроля прохода судов, Турция будет настаивать на том, чтобы интенсивность судоходства в ее проливах не повышалась", - подчеркнул представитель министерства энергетики и природных ресурсов Турции.
Очевидно, что такие требования приведут к необходимости значительной реконструкции танкерного флота. Это приведёт не только к немалым финансовым затратам судовладельцев, но и к росту платы за перевозку, а значит и к повышению стоимости перевозимой нефти и нефтепродуктов. В свою очередь это может сказаться и на общей рентабельности производств, связанных с морскими перевозками и приведёт к поиску альтернативных вариантов. Кроме того, новые требования к судам с большой вероятностью вызовут перебои в перевозках, так как подобные мероприятия невозможно провести за несколько дней.
Возможные убытки от всего этого пока никто не просчитал. Это связано в том числе и с заверениями представителей КТК о том, что ничего страшного случиться не должно. Самое главное, что от этого в равной степени пострадают и перевозчики никак не связанные с КТК. Учитывая международный статус Чёрного моря, в случае ужесточения регламента прохода через Босфор, можно ожидать и недовольства со стороны других государств. Например, нефтедобывающая Румыния широко пользуется танкерами для перевозки своей нефти.
Не исключено, что в этом случае России придётся добиваться того, чтобы нефть, доставленная в Новороссийск, транспортировалась бы далее не через Турцию, а через какой-либо обходной маршрут, например, Одесса - Броды. В любом случае, радужные перспективы, которые рисуют представители КТК, могут быть значительно омрачены решением Турции.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.