Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

08.10.2001 | Сергей Михеев

СТРАНЫ СНГ МОГУТ ОКАЗАТЬСЯ МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ В СВЯЗИ С АТАКОЙ НА АФГАНИСТАН

В связи с терактами в США государства СНГ неожиданно для самих себя оказались в центре внимания мировой политики. В первую очередь это касается России и группы бывших советских республик Средней Азии. Российские власти заняли позицию однозначной поддержки борьбы с исламским терроризмом. Однако среднеазиатские республики оказались в более сложном положении, находясь перед лицом противоречивых интересов и устремлений.

Мусульманские страны Содружества, с одной стороны, хотели бы извлечь максимальные выгоды из неожиданной возможности оказаться полезными США. Это открывало бы перспективы дальнейшего партнёрства в различных областях и возможность получения инвестиций. Взамен они готовы быть гарантами стабильности в регионе. В свою очередь, эти обстоятельства позволили бы им проводить более независимую политику в отношении России, претендующей на роль патрона всех государств СНГ. В то же время, США физически не смогли бы осуществлять слишком плотный контроль за государствами Средней Азии, хотя бы в силу географической удалённости.

Однако с другой стороны, эти государства вполне ясно осознают ту потенциальную опасность, которая связана с поддержкой американцев. Это и возможность активного проникновения, а возможно даже открытой агрессии со стороны разного рода исламских экстремистов, и вероятность дестабилизации среднеазиатских режимов изнутри. Сочетание этих факторов, при определённых условиях, угрожает не просто проблемами, а потенциально чревато падением существующих режимов и крупномасштабной гражданской войной в некоторых государствах Средней Азии. Таким образом, позиция этих стран вырабатывается с постоянной оглядкой на перечисленные факторы и представляет из себя постоянное лавирование между ними.

В эту же модель укладывается и первая реакция государств СНГ на начало американской операции в Афганистане. В первую очередь, в центре внимания находится Узбекистан, который проявляет наибольшую активность в сотрудничестве с США. Если первоначально ходили слухи о возможности базирования американцев на узбекской территории с целью непосредственного нанесения ударов по талибам, то в последствии Ташкент оговорил своё участие лишь предоставлением воздушных коридоров для грузовых самолётов с гуманитарным грузом и размещения поисково-спасательных подразделений, которые не будут принимать участия в боевых действиях. В связи с началом американских бомбардировок узбекские власти несколько раз повторили данную позицию, особо подчеркнув, что Узбекистан не участвует и не способствует "нападению" на Афганистан.

Видимо, дополнительным стимулом для таких заявлений стали сведения об объявлении талибами войны Узбекистану и подтягивании ими к узбекской границе восьмитысячной группировки. Ташкент понимает, что, несмотря на специфическую ситуацию, американцы вряд ли готовы защищать Узбекистан ни сейчас, ни в будущем. Американцы в свою очередь поспешили заявить, что именно благодаря воздушным ударам, в том числе, была рассеяна упомянутая группировка, и угроза вторжения в Узбекистан ликвидирована. В общем, Ташкент уже должен Вашингтону, и это может быть в последствии использовано в качестве фактора давления - с целью убедить Ислама Каримова расширить поддержку американской операции.

Однако, скорее всего, Узбекистан постарается остаться на нынешних позициях, так как никакие воздушные удары не спасут его, например, от возможного роста напряжённости в Ферганской долине, где базируются наиболее радикально настроенные узбекские фундаменталисты из Исламского движения Узбекистана (ИДУ).

Ещё более несвободен в этом вопросе Таджикистан. Здесь более реальна угроза возобновления гражданской войны. Кроме того, в дополнение к перечисленным обстоятельствам, добавляется и фактор особых отношений с Россией, которая фактически является гарантом зыбкой внутренней стабильности в этой республике. В случае осложнения ситуации на острие удара талибов и внутренней оппозиции окажутся, в том числе, и российские военные из 201-ой мотострелковой дивизии, а также пограничники. Однако, позиция Москвы, позволяет формально поддерживать акцию американцев, о чём и было заявлено сегодня утром, представителем таджикских властей. Более того, не исключается и возможность предоставления американцам воздушного пространства Таджикистана, а также использования таджикских аэродромов по узбекскому варианту. Пока, однако, об этом говорят как о гипотетической возможности, и решающее слово, скорее всего, будет за Москвой, а не за Душанбе.

Туркменистан с самого начала фактически отказался оказывать помощь американцам в проведении операции в Афганистане, ограничившись общим осуждением международного терроризма. Режим Сапармурада Ниязова, сумел добиться относительно стабильного положения в стране, благодаря жёсткой модели личной власти "отца всех туркмен" и экспорту газа, которого в Туркменистане более чем достаточно для такой небольшой страны. Со всеми соседями, включая талибов, Ашхабаду удалось договориться о взаимном уважении и невмешательстве во внутренние дела. Эти факторы являются залогом стабильности режима Ниязова, который по большому счёту не очень нуждается в чьей либо помощи, включая американскую. Разворачивающая война в регионе несёт прямую угрозу ниязовскому правлению, которое может рухнуть под давлением внешних обстоятельств. Поэтому, несмотря на усилия американцев, заявивших на этой неделе о возможной помощи Туркменистану в освоении новых нефтегазовых месторождений, Ниязов соблюдает крайнюю осторожность и пока не готов идти дальше предоставления воздушных коридоров для доставки гуманитарной помощи в Афганистан.

Казахстан и Киргизия не имеют общей границы с Афганистаном, что в некоторой мере развязывает им руки в плане поддержки американцев. Если Бишкек пока молчит, то Астана достаточно активно высказывается в пользу США. Однако тот же географический фактор обусловливает значительно меньший интерес к этим странам со стороны Вашингтона. Это же относится и ко всем остальным странам СНГ, за исключением России. Грузия и Украина однозначно поддерживают акцию возмездия, однако вряд ли готовы пойти дальше предоставления своего воздушного пространства и возможно аэродромов "подскока". Леонид Кучма однозначно заявил о невозможности участия украинских военных в американской операции. Тбилиси прямо об этом не говорит, но неспособен помочь американцам де-факто. Азербайджан предпочитает отмалчиваться, руководствуясь принципом "и волки сыти, и овцы целы".

Американцы, без сомнения, будут оказывать всё нарастающее давление на интересующие их страны СНГ с целью склонить их к более активному содействию. Одновременно будет расти и оппозиция действиям Запада внутри этих стран. От соотношения баланса этих факторов, а также успешности действий американцев в Афганистане, будет зависеть и позиция стран Содружества. В то же время, выступив изначально на стороне США, Узбекистану и Таджикистану уже будет практически невозможно выйти из игры.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net