Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Злоба дня

25.09.2001 | Сергей Михеев

РЕЧЬ ПУТИНА НЕ О ПРОЛИТОМ МОЛОКЕ

"Хорошо хоть, что не у нас всё это произошло" - говорят многие по поводу терактов в США. Но в современном мире практически невозможно отгородится от ситуаций, грозящих глобальной нестабильностью. По крайней мере, это невозможно для России, по- прежнему занимающей почти одну шестую часть суши. Складывающиеся обстоятельства поставили Россию в достаточно затруднительное положение. В силу объективных обстоятельств наша страна находится на периферии разворачивающейся борьбы США против мирового терроризма. Но одновременно, российские интересы подвергаются весьма серьёзным рискам. Вчерашняя речь президента Владимира Путина отразила попытку сохранить контроль за ситуацией и не упустить инициативу окончательно.

Мировое лидерство США обернулось тем, что проблемы американцев автоматически стали проблемами всего мира. Так или иначе, но Россия оказалась перед лицом нескольких очень серьёзных вызовов. Американцы, пользуясь ситуацией, пошли ва-банк и пытаются окончательно утвердить за собой абсолютное право принимать те решения, которые считают для себя удобными, не взирая на условности международных процедур. Эта тенденция наблюдалась и ранее, но сейчас речь идёт о закреплении складывающегося статус-кво через проведение долгосрочной военной операции почти глобального масштаба, учитывая возможность последующего нанесения ударов не только по Афганистану, но и по другим государствам мира. Причём право выбора и окончательного решения остаётся за США. В силу обстоятельств реакция мирового сообщества на эти действия американцев значительно ослаблена. В этом смысле показательно, что слухи о возможности ограниченного применения ядерного оружия не вызвали большого шума и слишком негативной реакции в мире.

Кроме размывания самого института национально-государственного суверенитета, о чём уже немало говорилось, всё происходящее значительно поднимает статус США как мирового лидера и снижает статус других государств, традиционно считающихся ведущими мировыми державами, так как им ничего не остаётся, как следовать в хвосте событий. Причём в первую очередь это касается России. Фактически рушатся остатки биполярной системы, при которой позиция Москвы играла, если не решающую, то весьма значительную роль в мировом политическом процессе.

Теперь Россия обнаружила себя практически неспособной значительно повлиять на ход событий. Якобы уникальная возможность образовать стратегический союз с США по вопросу борьбы с терроризмом, скорее всего, является иллюзией. В данной ситуации американцев всерьёз могут заинтересовать лишь те союзники, которые готовы без оговорок и в полной мере ввязаться в совместную войну и проливать кровь своих солдат на ряду с американцами, а ещё лучше вместо них. Отсюда заметно поменявшееся отношение и повышенное внимание к Северному альянсу. Но даже в этом случае американцы вряд ли готовы в благодарность поделится мировой властью и изменить так удобно складывающийся для них мировой порядок.

Все остальные их просто не интересуют. Они могут выражать моральную поддержку и даже быть использованными на определённом этапе как вспомогательный фактор, но главное, чтобы они не мешались под ногами. Это ярко продемонстрировал Колин Пауэлл, который в своей реакции на речь Путина заметил, что несмотря ни на что, американцы не намерены "награждать" Россию изменением позиции Вашингтона по Чечне. Именно "награждать". Терминология говорит сама за себя и не оставляет никаких иллюзий.

Для России же новая "афганская" война может стать просто самоубийственной. Никакой славы в этом случае снискать не удастся. Скорее всего будет потеряно и то, что имеется. Новую кровь не выдержит наше общество, а новые затраты наша экономика. В результате может рухнуть не только режим Путина, но и вся система нынешнего государственного устройства. Активизация внутреннего и внешнего исламского фактора довершит дело. Кстати, надеяться на помощь американцев в этом случае явно не приходится. Таким образом, Россия весьма ограничена в свободе манёвра и вынуждена искать золотую середину, о чём и говорил Путин.

Вторым серьёзным вызовом стала опасность потери Средней Азии. Грозные и решительные заявления Москвы по поводу недопустимости использования среднеазиатских государств для проведения операции против талибов оказались пустым звуком. Россия в данной ситуации не смогла навязать свою волю бывшим братским республикам и сделала хорошую мину при плохой игре, заявив о том, что вопрос о помощи США решается всеми государствами СНГ самостоятельно. Проникновение и возможное закрепление американцев в Средней Азии лишает Россию рычагов влияния на государства региона и полностью отрезает от Южной Азии. Одновременно это может стать последним ударом для структуры СНГ. Без государств Средней Азии Содружество скорее всего прекратит своё существование.

О коррозии международных правовых процедур и говорить не приходится - ООН просто не играет никакой роли, полностью расписавшись в своей недееспособности. Опасность этой тенденции очевидна, но мировое сообщество оказалось не в силах сформулировать единую позицию ни по вопросу о терроризме, ни по вопросу о праве США вершить судьбы мира. Человечество вновь стало ориентироваться лишь на грубую силу. Одна часть на силу безумных террористов, а другая на силу мирового лидера. Нормы и принципы международной демократии забыты до лучших времён.

Речь российского президента по сути стала попыткой сформулировать общие подходы к ответам на эти вызовы. Во вступительной части он остановился на необходимости "обратить внимание на усиление роли тех международных инстанций и институтов, которые были созданы для укрепления международной безопасности", упомянув в первую очередь ООН и Совет Безопасности. Кроме того, по словам Путина надо "энергично заняться совершенствованием международно-правовой базы, которая позволяла бы эффективно и оперативно реагировать на акты террора". Подоплёка заявлений вполне ясна.

Последующие пять пунктов отразили мучительный поиск вариантов "золотой середины" для участия России в антитеррористической коалиции и стремление сохранить своё автономное влияние на процесс через помощь правительству Раббани. Однако, США могут и не прибегнуть к помощи России ни по одному из упомянутых пунктов, так как они не являются жизненно важными для американцев. В этом случае, заявление президента останется лишь словами и не более того. Скорее всего, это понимают и в Кремле, поэтому не исключено, что за речью последуют и конкретные внешнеполитические инициативы, несмотря на наличие запросов о поддержке со стороны американцев. Ведь речь будет идти уже не о помощи США, а о спасении российских позиций в Средней Азии и в мире в целом.

Единственной выгодой от всего происходящего является возможность более решительных действий в Чечне. И это обстоятельство также стало предметом выступления президента. Объявленную всем чеченским боевикам возможность в течение 72-ух часов сдаться с последующим амнистированием, видимо можно считать последним шагом доброй воли со стороны Москвы. Таким образом, власть умывает руки. Весьма кстати пришёлся и отказ Аслана Масхадова сотрудничать с ПАСЕ, которое не угодило лидеру чеченских сепаратистов изменением своей позиции по вопросу терроризма и сепаратизма. А дальше - "кто не спрятался, я не виноват".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net