Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

17.12.2001 | Центр Политических Технологий

Экономический спад как мотор снижения цен

В каком диапазоне, с Вашей точки зрения, будут колебаться среднемировые цены на нефть к концу 2001 года и в первом квартале 2002-го? Насколько эти ценовые колебания связаны с рецессией в США?

Сергей Григорьев, вице-президент компании "Транснефть":

Очень сложный вопрос, отвечая на который так легко ошибиться. Можно было бы прогнозировать, что военные действия вызывают спрос на нефть и рост цен - а происходит наоборот. И война идет, и цены не падают. Предсказать, что будет дальше, я и не берусь, особенно сейчас, когда все вдруг встало с ног на голову. Судя по тому, что Америка тратит такие колоссальные средства на ведение контртеррористической операции, денег хватает, и о глобальном спаде говорить преждевременно. Я думаю, они все считают, и сейчас, потратив сотни миллиардов, они рассчитывают, что кто-то за этот счет начнет развиваться. Преждевременно хоронить Америку. Они так легко распоряжаются миллиардами, как мы не можем себе позволить распоряжаться миллионами.

Юрий Тен, депутат Государственной Думы РФ, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

Я думаю, цены будут где-то в промежутке между 20 и 22 долларами за баррель. Если они удержатся на этом уровне, мы исполним бюджет следующего года с профицитом. Я в целом смотрю на это с оптимизмом.

США - один из главных потребителей нефти. Если они сегодня введут очень жесткий режим экономии, тем более они из бюджета большие деньги выделяют на военные расходы, то естественно они будут экономить на других расходах.

Но кроме этого, и люди сейчас будут больше экономить: меньше будут летать, меньше передвигаться. Их экономика, и Великобритании, например, тоже, построена на потребительском спросе. Это естественно будет влиять на потребительский спрос и на цену нефти.

Что касается влияния войны, то я думаю, что это временный фактор и он скоро перестанет действовать. Военные действия скоро будут носить более локальный характер. Мир успокоится.

Николай Харитонов, депутат Государственной Думы РФ, председатель Аграрно-промышленной депутатской группы:

США не упустят момент хоть как-то нас экономически ущемить. Они это и делают, и будут делать. Для нас все, что ниже 17 долларов за баррель - это кризисная цена с точки зрения бюджета 2002 года. Хотя, я надеюсь, что цена на нефть будет держаться на уровне 20-26 долларов. Для нас тогда будет спокойное исполнение бюджета. В противном случае мы будем вынуждены опять просить кредиты у Запада.

Запад нас втягивает в эту воронку общего экономического кризиса, в том числе и по нефти.

Один из факторов, влияющих на цены - и президент об этом уже говорил с нефтебаронами Российской Федерации - сократить квоту добычи, тем самым сохранять высокий уровень цен на нефть. Тому, кто развязывает войну, его военно-промышленному комплексу он выгоден.

Александр Подгурский, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ:

Мне кажется, все-таки удастся удержать цены на нефть в районе 20-21 доллара за баррель, потому что производители и продавцы нефти вынуждены будут собраться и принять необходимые меры. А то падение, которое было - оно ситуационно. Сейчас уже подросла цена. Сейчас она уже более 20 долларов за баррель, и я думаю, что так оно и останется.

Я думаю, здесь больше влияют те военные действия, которые сегодня ведутся. А этот спад не должен быть заметен на фоне этих цен, потому что спад незначительный. И сегодня понижение цены с 32 долларов до 20 - это не основание для снижения темпов производства в США, потому что там падение не столь выраженное. Потребитель нефти и нефтепродуктов - а США являются крупнейшим потребителем - вполне может платить эти цены.

В большей степени влияет война.

Александр Лотарев, депутат Государственной Думы РФ, комитет по энергетике, транспорту и связи:

Я думаю, на конец этого года цена на нефть должна несколько стабилизироваться, скачкообразного движения не будет. Я думаю, в пределах 21-22 доллара за баррель она должна держаться. Учитывая, что страны ОПЕК пошли на снижение добычи, и Россия присоединилась к этому процессу, я полагаю, что все это приведет к стабилизации.

Что касается будущего года, то даже учитывая темпы падения производства в США, Юго-Восточной Азии и некоторых европейских странах, все-таки цена на нефть должна быть достаточно стабильной. Конечно, многое будет зависеть от климатических условий, как дальше будут развиваться события в Афганистане, других регионах, но, тем не менее, мне представляется, будет определенная стабильность, потому что никому не выгодно, особенно странам добывающим, падение до какой-то критической точки.

Рецессия американской экономики, конечно, сказывается. Темпы замедляются, самолеты меньше летают после терактов, чувствуется какая-то невостребованность нефтепродуктов. Но не будем забывать, что идет война, потребность в них достаточно велика, и это заметно больше, чем потребности гражданского назначения. Поэтому, я думаю, можно составлять обнадеживающие прогнозы.

У нас в проекте бюджета на следующий год заложена достаточно значительная база прочности. Конечно, потери доходов в бюджет будут, если цена упадет ниже 17-18 долларов, но бюджет сформирован таким образом, что даже падение цены на нефть до 12-14 долларов за баррель значительными потерями нам не грозит.

Дмитрий Орлов, заместитель генерального директора Центра политических технологий, главный редактор "Политком.Ру":

Параметры сокращения добычи нефти, кажется, заданы: ОПЕК - на 1,5 млн. баррелей в день, Россия - на 30 тысяч баррелей. Впрочем, окончательное решение ОПЕК станет ясно только после 118-й конференции министров энергетики и нефти, которая состоится 14 ноября. До самого недавнего времени первые лица картеля: президент Шакиб Халиль и генеральный секретарь Али Родригес - высказывали различные оценки перспектив рынка. Халиль заявил о желательности снижения квот на добычу нефти с 1 января на 1 млн. тонн. Родригес связывал это сокращение с 14 ноября. Президент Венесуэлы Уго Чавес призывал к еще более решительным действиям. При этом за 16-23 октября, например, коммерческие запасы нефти даже выросли на 4,9 млн. баррелей (данные American Petroleum Institute). Конечно, немалую роль сыграли в этом росте независимые экспортеры: Мексика, Норвегия и Россия. Но и вклад стран ОПЕК очевиден. Надо ли удивляться тому, что падение нефтяных цен не прекращается?

Останется ли прежним ценовой коридор? ОПЕК де-факто обозначила новый диапазон желательных для организации цен - 20-22 доллара за баррель. Можно спорить о цифрах (полагаю, что 22-24 долл. отражают текущие потребности рынка более адекватно), но важен принцип: механизм ценового регулирования должен быть реалистичным и действующим. Выход за пределы коридора давно стал нормой, думаю, такое положение сохранится и в случае формального пересмотра его параметров.

Общий диапазон возможных колебаний реальных цен весьма широк: 15-25 долл., и зависит от того, по какому сценарию будут развиваться события. Сценарии ситуации на нефтяном рынке при однократном сокращении добычи ОПЕК на 1,5 млн. баррелей и России на 30 тыс. баррелей (с незначительным сокращением российского экспорта) условно таковы.

1. Операция в Афганистане расширяется и затягивается, рецессия в США усиливается - 18-21 долл. до конца года, 17-20 долл. в начале 2002 года.

2. Операция в Афганистане продолжается в нынешних масштабах (расходы 1 млрд. долл. в месяц), рецессия в США усиливается -17-20 долл. до конца года, 16-19 долл. в начале 2002 года.

3. Операция в Афганистане постепенно свертывается, рецессия в США усиливается - 15-19 долл. до конца года, 14-18 долл. в начале 2002 года.

4. Операция в Афганистане расширяется и затягивается, рецессия в США ослабевает -19-22 долл. до конца года, 20-23 долл. в начале 2002 года.

5. Операция в Афганистане продолжается в нынешних масштабах, рецессия в США ослабевает -18-21 долл. до конца года, 19-22 долл. в начале 2002 года.

6. Операция в Афганистане постепенно свертывается, рецессия в США ослабевает -18-21 долл. до конца года, 19-22 долл. в начале 2002 года.

7. Операция в Афганистане расширяется и затягивается, рецессия в США прекращается, начинается оживление американской экономики -21-24 долл. до конца года, 22-25 долл. в начале 2002 года.

8. Операция в Афганистане продолжается в нынешних масштабах, рецессия в США прекращается, начинается оживление американской экономики -20-23 долл. до конца года, 21-24 долл. в начале 2002 года.

9. Операция в Афганистане постепенно свертывается, рецессия в США прекращается, начинается оживление американской экономики -19-22 долл. до конца года, 20-23 долл. в начале 2002 года.

Прогнозы по поводу экономического развития США и Запада в целом неутешительны: Федеральная резервная система, например, считает, что рецессия затянется до конца 2002 года. Можно согласиться с этой оценкой. Неизбежное следствие сжатия потребительского спроса и сокращения производства - падение спроса на энергоносители. Война в Афганистане теоретически должна вести к их росту. Полагаю, что пессимистические варианты цен (16-20 долл. за баррель) более реальны, чем оптимистические или "средние".

"Магическая связка" очевидна: сокращение добычи на 10% приводит к росту цены на 30%. Однако сокращение таких масштабов маловероятно. Хотя в принципе отношения с антитеррористической коалицией сегодня уже не являются препятствием для урезания квот. Экономический спад на Западе, напротив, - существенная причина для сокращения добычи. Индекс потребительских настроений упал в США в октябре более чем на 10 пунктов, безработица составляет 5,4% трудоспособного населения. Аналогичные тенденции, хотя и в меньших масштабах, наблюдаются в европейских странах и Японии. На этом фоне 1,5 млн. баррелей - не максимально возможный, а минимально необходимый уровень сокращения добычи.

Андрей Нещадин, директор Экспертного института РСПП:

Для России характерны ежегодные спады цен на нефть в январе-марте. Перед зимой цены подрастают, потому что идет спрос на мазут и дизельное топливо - нужно греться, идут каникулы, люди ездят навещать знакомых, родственников и родных, И даже в знойной Европе в это время прохладненько. Еще недавно чисто конъюнктурная система обуславливала рост-падение как по графику. Но к сожалению, в этом году случился огромный шок, который еще не прошел, а вчера добавился еще один самолет вчера, и ясно, что заранее падают акции авиакомпаний, никто никуда не полетит, люди будут стараться не уезжать далеко от дома плюс сибирская язва. Для Запада это шок. Уже есть данные по Дню Благодарения - резко падает потребительский спрос. Ожидаемое падение - примерно 1 процент ВВП, под триллион долларов. Сокращаются заказы автомобилей для продажи, потребление определенных изделий Китая, бензин, керосин и так далее. Мы можем уповать на определенный рост цен на нефть только в том случае, если по всей Америке выпадет снег - все зависит от господа Бога и от прогноза погоды.

Падение было всегда в начале любого вооруженного конфликта, но потребление в военном комплексе перекрывало потери спроса в гражданском. Но на сей раз все наоборот, и никто не скажет, сколько нужно времени, чтобы чувство страха пропало. Мы не представляем себе масштабов этого шока.

Обвального падения цен не будет, но если будет теплая зима, то цена может составить 15-21 доллара за баррель, а если холодная - то 18-23 долларов за баррель. Давайте попросим Дедушку Мороза поработать.

Яков Паппэ, старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:

Лучший специалист по нефти в России Вагит Алекперов всегда говорит правду, и он говорит: "Цена от Бога". Я следую его мнению, и на такие вопросы не отвечаю. И никому такой вопрос задавать не стал бы. И дело ведь не в событиях 11 сентября. Слишком уж долго был циклический подъем мировой экономики. Спад, наконец, наступил, обычный, не очень глубокий, измеряемый несколькими кварталами - от двух до шести, и все. Я не верю ни в какую катастрофическую рецессию. Ни с падением индекса NASDAQ, ни с 11 сентября она не связана - простой циклический процесс, вполне характерный для экономики.

Владимир Губарев, генеральный директор агентства новостей ИМА-пресс:

Зависимость цен на нефть и энергоносители от рецессии в США, безусловно, прямая. А вот ценовой коридор я вижу от 17 до 23 трех долларов за баррель на весь период от настоящего момента до конца первого полугодия 2002 года, хотя и в следующем полугодии маловероятно, что порог в 23 доллара можно будет перейти.

Это, конечно, вопрос условный, но для нас большой трагедии я не вижу в будущем ни для бюджета, ни для нефтедобывающих компаний. Есть два фактора, которые позволяют российским компаниям конкурировать с иностранными нефтедобытчиками. Первый - это недооцененность недр, в условиях падения мировых цен, а с другой стороны - ресурс достаточно дешевой рабочей силы позволяет сохранять конкурентоспособность даже при снижении цен до уровня 15-16 долларов за баррель, которого я не предполагаю, а привожу в качестве примера как крайний вариант.

Что же касается американской рецессии, то это просто цикличное явление, отчасти простимулированное терроризмом. Оно закономерно, специалисты ожидали его существенно раньше, а общие признаки наметились еще прошлой зимой-весной. Если она не перейдет в депрессию, то продлится порядка полутора-двух лет, и в зависимости от усиления общемировых процессов могут возникнуть некоторые проблемы. Если глобализация мировой экономики получит дальнейший импульс, то издержки американской рецессии могут быть значительно снижены и риски уменьшатся. А вот если этого не произойдет по каким-то причинам, то процесс может принять более затяжной характер.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net