Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

10.12.2001 | Ольга Пашкова

Нефтяная справедливость

Продолжающая падать в цене нефть - проблема не только для России, но и для всего мира. Позиции сторон определены - все хотят "справедливых" цен. Но до сих пор непонятно, какие же цены являются справедливыми. Для крупнейших потребителей нефти (Запад) - это 18-20 долл. за баррель (при этом они не против, если справедливые цены еще немного упадут - к примеру, долларов до 15-16). Для стран ОПЕК "справедлив" старый нефтяной коридор в 22-28 долл. за баррель, при этом они совсем не возражают, если цена время от времени будет слегка пробивать верхнюю границу коридора. Россия пока позиционирует себя как сторонница как можно более "справедливого" компромисса: на минувшей неделе вице-премьер России Виктор Христенко высказался за "стабильный и справедливый" уровень цен с тем, чтобы сбалансировать предложение и спрос на рынке уже в первом полугодии 2002 года.

По оценке российского правительства, справедливой ценой барреля нефти марки Brent является 20-25 долларов. Впрочем, реалистичный Михаил Ходорковский полагает, что Россия вполне может удовлетвориться ценой в 16 долл за баррель (очевидно, он все же имел в виду российскую Urals, которая традиционно на 1,5-2,2 долл. дешевле, чем Brent).

Пока идут споры о справедливости, ОПЕК совместно с представителями независимых нефтеэкспортеров пытается предотвратить катастрофическое падение нефтяных цен, но таким образом, чтобы независимые нефтеэкспортеры не остались бы в одностороннем выигрыше. Реальным выходом из создавшегося положения ОПЕК считает сокращение объема добываемой нефти и стабилизацию ценового коридора на приемлемом уровне. Разумеется, непременным условием действия этого лекарства ОПЕК считает участие всех игроков рынка нефти, доля которых в мировой добыче составляет более 5%. Речь идет о снижения добычи Норвегии, Мексики, Омана и России в общей сложности на 500 000 баррелей в сутки.

Между тем парламент Норвегии одобрил снижение добычи нефти на 100-200 тыс. баррелей в день при условии, что другие не входящие в ОПЕК страны пойдут на аналогичные меры. Мексика объявила, что готова сбросить 100 тыс. баррелей в сутки, а Оман внес в общую кассу 25 тыс. баррелей. Остается Россия, которая, по мнению ОПЕК, должна сократить нефтедобычу на 150-170 тыс. баррелей.

Российское правительство на прошедшей неделе не согласилась значительно снизить уровень добычи, сославшись на стратегический фактор нефтяного экспорта для государственного бюджета. Но, судя по чуть замедленной реакции правительства, твердого "нет" сказано не было. А значит, Россия, имеющая, 10% мировой добычи и 6% сбыта нефти, продолжает вести переговоры с представителями ОПЕК и другими странами. Пока что российская сторона делает символические шаги в сторону ОПЕК. На позапрошлой неделе - согласие сократить добычу на 30 тыс. баррелей, на прошлой - на 50 тыс. При этом каждый символический шаг в той или иной степени обваливает цену на нефть, так как "сбивает" оптимистические ожидания игроков рынка.

На вновь созванном срочном совещании правительства и глав нефтяных компаний вновь прозвучали различные мнения. Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский настаивал на том, что договариваться с ОПЕК и идти на сокращение добычи не стоит. Его поддерживает "Сибнефть". А ТНК и ЛУКОЙЛ считают, что Россия должна сократить экспорт на 100-150 тыс. баррелей в день. "Это разумные цифры, которые позволят всем сохранить лицо", - уверен президент ТНК Семен Кукес. Позиции наиболее активных игроков четко мотивированы. ЛУКОЙЛ, практически не увеличивший добычу нефти, реализующий значительную часть проектов вне страны и экспортирующий нефть в южном направлении, ратует за принятие условий ОПЕК. Напротив, ЮКОС, который добычу нефти увеличил существенно, ориентрован на внутрироссийские проекты и экспортирует нефть на Запад, занимает жестко негативную позицию в отношении ОПЕК.

Правительство, внимательно слушая аргументы нефтяников, пока не в состоянии прийти к единому мнению. Можно вспомнить жесткое заявление Касьянова, на позапрошлой неделе, с одной стороны, и более мягкие интонации Христенко, на прошлой неделе, с другой. Советник президента Андрей Илларионов, признанный недавно "Лучшим оракулом 2001 года", заявил, что "сотрудничество России со странами, входящими в состав ОПЕК, может привести к уменьшению ее влияния на мировом нефтяном рынке". ОПЕК, по его мнению, "является обреченной организацией, ее влияние на мировом рынке постепенно сойдет на нет".

Цель правительства в создавшейся ситуации - постараться минимизировать возможные издержки, пробуя на крепость рынок и маневрируя между ОПЕК и Западом до того времени, пока будет сохраняться свобода маневра (отсюда и небольшие сокращения добычи, после которых цена нефти подает, но затем снова поднимается). Другое дело, что не всегда такое "лавирование" проводится достаточно изящно. При этом Россия склонна играть на противоречиях между основными игроками, которыми на сегодняшний день являются Запад и ОПЕК. С одной стороны, она заинтересована в партнерстве с Западом, причем не только из политических, но и из чисто экономических соображений. В нынешних условиях появляется шанс восстановить утраченные после 1998 года позиции на европейских нефтяных рынках где Россию потеснили близкие соседи, например, Казахстан.

С другой стороны, слишком серьезно конфликтовать с ОПЕК Россия, скорее всего, не станет - у нее нет ресурсов для того, чтобы противостоять картелю в ситуации, когда Норвегия и Мексика готовы пойти на уступки. Поэтому стоит ожидать, что правительство все же найдет разумный вариант договоренности с картелем. В правительстве уже разделили нефтяников на две группы. Первая группа - проблемная: "Славнефть", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз". Сложности у двух первых компаний этой группы возникают в связи с тем, что добываемые ими сорта нефти в цене падают быстрее, а у последней - из-за более высокой себестоимости добычи. Вторую группу условно можно назвать неуязвимыми: "Сибнефть", ЮКОС, ТНК и ЛУКОЙЛ. Компании второй группы имеют самую низкую себестоимость добычи среди всех прочих крупных нефтяных концернов страны, а значит, смогут выдержать падение нефтяных цен вплоть до 6-7 долл. за баррель (хотя это крайне пессимистический сценарий). Показательно, что во второй группе оказались участники лоббистского спора вокруг проблемы нефтяных цен. Это показывает, что противоречия между ними хотя и носят достаточно существенный характер, но не являются вопросами жизни и смерти конкретных структур.

Очевидно, что решение о том, насколько сокращать добычу и какие компенсации получит за это бизнес, будет согласовано в правительстве, но последнее слово будет за президентом, который, впрочем, пока дистанцируется от нефтяной тематики, чтобы не ввязываться в разбирательства между различными компаниями. Ситуация осложняется и тем фактором, что среднесрочный прогноз нефтяных цен пока выглядит достаточно смутно.

Еще одним тяжелым вопросом для правительства, непосредственно связанным с уровнем нефтяных цен, стал проект бюджета на 2002 год. В начале бюджетного процесса (в сентябре 2001 года) большая часть депутатского корпуса рассчитывала, что цена на нефть не упадет столь значительно, и боятся сокращения расходов не стоит. Как раз в разгар обсуждения проекта бюджета в Думе, перед третьим чтением, намеченным на пятницу, цены вновь пошли вниз (после заявления правительства о сокращении добычи на 50 тыс. баррелей). Бюджетный комитет Госдумы уже объявил, что "до конца недели будет оптимизировать" расходы бюджета-2002. Происходит это по схеме, предложенной вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным. В случае падения цен на нефть правительство откажется от формирования финансового резерва. Председатель бюджетного комитета Александр Жуков более определенно объяснил, что в бюджет будет внесена поправка о том, что если доходов будет меньше, то в первую очередь не будет формироваться финансовый резерв.

Если недопоступление доходов превысит 110 млрд руб., запланированных на финансовый резерв, то надо составить перечень расходов, финансирование которых будет приостанавливаться до того момента, пока доходы не будут поступать в нужном объеме. Правительством внесены поправки в закон о бюджете этого года, предусматривающие разделение допдоходов. Смысл в том, чтобы из допдоходов этого года сделать финансовый резерв для будущего года. По оценке Андрея Илларионова, Россия уже в этом году выплатит по внешним долгам 17 млрд долл., из которых 2 млрд долл. - в счет 2003 года. Тем самым пик платежей, приходящийся на 2003 год, будет несколько сглажен, на него придется та же сумма -- 17 млрд долл.

Правительство также готовится пересмотреть прогноз на развитие российской экономики на 2002 год. Если ситуация с ценами на нефть не выправится, нам придется снова просить МВФ и Всемирный банк о выделении кредитов; для правительства это все же лучше, чем отказаться от своих бюджетных обязательств, объявив секвестр. Еще один вариант - задействовать золотовалютные резервы Центробанка, которые составляют сегодня почти 39 млрд долл. Но правительство прибегнет к нему лишь в крайнем случае. В Минфине утверждают, что бюджет может быть исполнен даже при цене на нефть 12 долл. за баррель при условии поддержки со стороны МВФ. Если цена опустится ниже, секвестр бюджета станет неизбежен.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net